- Мы подошли к теме нашего занятия. Занятие называется «В мире наших прав и обязанностей». Что же такое право и как оно связано с обязанностью? Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с Правом (встает Ученик и кланяется классу) и с Обязанностью (встает ученица и тоже кланяется классу). А еще сегодня на занятии нм предстоит с вами, ребята, раскрыть цветок наших прав. Сейчас он закрыт, но в течение занятия мы с вами его раскроем, и он расцветёт всеми цветами радуги. На столах у вас так же лежит картон с заготовкой для аппликации, или уменьшенные варианты этого цветика-семицветика. И поскольку мы будем говорить о правах, то по мере «распускания» цветка на доске, будем приклеивать соответствующие лепестки с правами на ваши маленькие индивидуальные цветы, которые вы заберете с собой на память. - Ребята, все вы слышали эти слова и сами нередко их говорите. Как вы считаете, что такое право? - Способность делать что-либо, совершать поступок. - Всякий ли поступок разрешает совершать право? Как вы считаете? (Ответы детей) - Обратимся к самому Праву. Скажи нам, Право, (обращаюсь к ученику) какие поступки ты разрешаешь совершать. (Отвечает ученик, Право) - Я – Право, и служу я только на благо людей. Я защищаю их жизнь и здоровье. А поступки разрешаю совершать только самые добрые. Ученик садится. - Да, ребята. Много лет назад на Земле появились люди. Вместе с их появлением возникло великое множество вопросов. Что могут делать люди, и чего не могут? Какие у них есть права и как их соблюдать? Какие есть у людей обязанности и как их выполнять? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошную неразбериху. Жизнь людей омрачалась войнами, различными конфликтами. И люди со временем стали решать эти вопросы. Как вы думаете, написаны ли где-нибудь права человека? (Ответы детей) (Обращаюсь к ученику) - Скажи нам, Право, где написаны твои правила? (Отвечает ученик, Право) - Сначала на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, затем Конвенция о правах ребенка. - Итак, мы получили подтверждение и доказательство тому, что права – не пустой разговор, они действительно есть и записаны, ребята, не только во Всеобщей декларации прав человека, но и в Конституции нашей страны. Теперь мы смело можем поговорить о наших правах. Но, кажется, мы что-то упустили. Что есть у человека помимо его прав? - У человека есть ещё и обязанности. - Правильно. А что такое обязанность? - Это долг человека перед кем-либо из людей, перед страной, перед семьей, перед классом и т.д. - Спросим у самой Обязанности (обращаюсь к ученице). Расскажи нам о себе, не таи секрета. (Отвечает ученица, Обязанность) - Я Праву прихожусь сестрой, здесь секрета нету. Сколько лет уже живу С ней я за руку хожу. Она законы защищает, Я о делах напоминаю. Право надо уважать И про меня не забывать. - Ребята, как вы думаете, должно ли быть право справедливым? Почему? (Ответы детей) На экран выводится слайд из презентации с определением справедливости. Еще раз прочитываю детям это определение. - Давайте посмотрим фрагмент сказки «Лиса и журавль» и попытаемся выяснить что же такое справедливость и в чем смысл справедливости. Просмотр сказки. Обсуждение. - Как поступила лиса с журавлем? - Какие качества лисы вы можете назвать? - Чем ответил ей журавль? - Как вы думаете, он правильно поступил? Почему? - Была ли восстановлена справедливость? - Какие выводы для себя должна была сделать лиса? - Какие выводы можем сделать для себя мы? - Молодцы, ребята. Теперь мы с вами должны всё же выяснить, какие у нас есть права и обязанности. Мы будем работать с презентацией. Смотрим на картинку и определяем по ней право ребёнка. Показ слайдов. Обсуждение. (5-7 минут) Раскрытие лепестков с названием прав. - Молодцы, ребята, ответили на все вопросы, а теперь давайте свяжем права с обязанностями. - Каждое право, на которое претендует человек, обязывает его к чему-то. Давайте обсудим эту связь. Повторим еще раз – какое главное право есть у каждого человека? (указываю на лепесток с названием права) - Право на жизнь. - Правильно. А чему обязывает это право? Какая обязанность есть у человека в связи с таким правом. - Уважение жизни другого человека, не причинение ей вреда. (Обращаюсь к ученице) – Верны ли наши мысли? (Отвечает ученица, Обязанность) - Да, вы совершенно правы. Каждый человек обязан хранить и оберегать жизнь других людей. - Право на имя и фамилию (указываю на второй лепесток). А что же тут? Казалось бы, имя и фамилия даются детям просто так, без всяких обязательств. Как вы думаете, ребята? (Ответы детей) - Снова обращаемся за помощью к Обязанности (обращаюсь к ученице). - Да, ребенку дается имя, фамилия и отчество, но он не должен издеваться над именами и фамилиями других детей, обидно их называть. - Кто согласен с этим ответом, поднимите руки? - Право жить и воспитываться в семье (указываю на третий лепесток). Как мы должны вести себя по отношению к родителям или близким нам людям? - С уважением, должны слушаться старших. - Правильно. Это и есть наша основная обязанность. - Право на медицинскую помощь (указываю на четвертый лепесток). Ребята, все в своей жизни болели простудой, гриппом и другими различными болезнями. Никто не застрахован от болезни. Но в нашу с вами обязанность входит беречь себя и своё здоровье, соблюдать технику безопасности в школе, на улице и в общественных местах. - Хорошо. Следующее право – право на обучение (указываю на пятый лепесток). Какие обязанности должен выполнять ученик? - Стараться хорошо учиться, не нарушать дисциплину в классе, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, соблюдать правила школы. - Как же так получилось? Право одно, а обязанностей, почему так много? (Обращаюсь к ученику) - Объясни, Право, почему право на учёбу одно, а обязанностей так много? (Отвечает ученик, Право) - Потому что, чем старше человек, тем больше у него прав, но еще больше обязанностей. - Право на отдых (указываю на шестой лепесток). Как странно. Право отдыхать мы имеем, неужели и, отдыхая, мы чем-то обязаны? Отдых бывает разным. Можно просто лежать на кровати и ничего не делать, а можно играть в игры, гулять, читать, вышивать и рисовать. (Обращаюсь к ученице). Какая обязанность у отдыхающего. (Отвечает ученица, Обязанность) - Отдых должен быть культурным и ни в коем случае не нарушать права других ребят. - Например, ребенок в одной комнате слушает музыку. Это прекрасно, ведь у детей в этом случае развивается музыкальный слух. Но в соседней комнате другой ребенок читает книгу и ищет для себя полезную информацию, обогащает словарный запас. Как быть в этом случае? - Тот ребенок, который слушает музыку, не должен включать ее слишком громко, чтобы это не мешало его соседу по комнате. - Правильно. И последнее право, которое мы разобрали на сегодняшнем занятии – это право на личную неприкосновенность (указываю на седьмой лепесток). Напомните мне, ребята, что это за право? - Это право ребенка на защиту от насилия со стороны сверстников и взрослых. - Правильно. Но еще это право включает в себя также уважение достоинства других людей, отказ от применения физической силы и насилия, неприкосновенность жилища и личных вещей других людей и отказ от оскорбительных, унизительных форм общения. - Так какую же обязанность влечет за собой это право. - Никто не может бить, наказывать или унижать ребенка. - Поднимите руку те, кто считает, что это право дано всем детям? - Правильно. Ведь солнце всем на планете одинаково светит. И дождь льется на всех людей, не различая, какой они национальности, цвета кожи, какую религию они исповедуют. - Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик с мультфильмом «Лиса и заяц» (5-7 минут) Обсуждение мультфильма. - Как поступила Лиса с Зайцем? - Выгнала его из своего домика. - Как вы думаете, почему Лисе удалось выгнать Зайца? - Потому что Заяц слабее Лисы. - Какое право нарушила Лиса? - Право на неприкосновенность жилища? - Как восстановилась справедливость в этом мультфильме? - Пришел Петух и выгнал Лису из домика Зайца. - Что мы можем посоветовать Лисе. - Больше так не делать, построить свой собственный домик. Обсуждение ситуаций. Ситуация № 1. Мальчик Вова пришёл в школу в старой курточке. Одноклассники стали смеяться над ним, дразнить его. Кто-то даже попытался толкнуть Вову, но вошла в класс учительница и заступилась за Вову. - Какое право было нарушено в данной ситуации? - Право на личную неприкосновенность, на право быть самим собой и жить так, как позволяют условия. - Как вы думаете, как могла бы развиваться ситуация, если бы учительница вовремя не вошла в класс и не заступилась за Вову? - Могла бы произойти драка, было бы нарушено право на личную неприкосновенность. Ситуация № 2. В одной семье родился ребенок, мальчик. Мама захотела назвать сына Сашей, а папа предложил дать ребенку номер вместо имени. Какая разница, - говорил папа, - в нашем мире экономики и чисел, номер отлично заменит ребенку имя. - Как вы думаете, кто из родителей прав? Почему? Мнения детей. - Какое право имеет ребенок, только родившись на свет? - Право на имя и фамилию. - Скажите, а можно было бы в вашем классе обойтись без имен, а называть друг друга по кличкам и прозвищам? Ответы детей. - А что бы вы чувствовали, если бы к вам обращались не по имени, а по кличке или прозвищу? Ситуация № 3. К 1 сентября школа набирала в 1 класс мальчиков и девочек. Классная руководительница сказала родителям: - Если ваш сын или дочь со светлыми волосами, то приводите ребёнка в школу, а если у ребенка тёмные волосы, то не обязательно ему учиться. Брюнеты и так умные. - Права ли учительница? - Нет, учительница в данной ситуации неправа. - Почему? - Потому что она нарушает право детей на обучение. - Скажите, какие дети имеют право на образование? - Все дети. - А если ребенок другой национальности? - Не имеет никакого значения, какой ребенок национальности, цвета кожи или веры. Все дети имеют право учиться в школе. Игра «Соотнеси картинку и фразу» - Ребята на столах у вас лежат листы с эмблемами, изображающими разные права в левой стороне и названиями прав в правой. Внимательно прочитайте право и положите на него ту, картинку, которая изображает это право. Также на столах у каждого из вас лежит сигнальная карточка красного и зеленого цветов. Если у вас есть вопрос ко мне или что-то непонятно, поднимите вверх зелёную карточку. Если вы справитесь с заданием – поднимите вверх красную карточку. Выполнение задания. Проверка задания в соответствии с презентацией. |