Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания "Скоро в школу"»
Родительское собрание в подготовительной группе
О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу
Здравствуйте, уважаемые родители!
Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течении этого года. «До школы еще целый год!» - часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.
Традиционно, осенью, Гимназия приглашает на занятия будущих первоклассников. Каждую субботу ребятишек встречают педагоги, которые познакомят малышей с первыми школьными правилами, проведут их в мир математики и обучения грамоте. Цель этих занятий – развитие внимания, памяти, смекалки, работа со звуками и числами.
Подготовка к школе – процесс длительный. Это ежедневная кропотливая работа воспитателей. Детский сад работает по программе, в которой предусмотренно все: от простейших навыков по самообслуживанию до формирования общеучебных умений и навыков. Но родители, заинтересованные в наилучшей подготовке своего ребенка, могут продолжить занятия и дома. Давайте порассуждаем, как это можно сделать.
Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться.
Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.
Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, только научить детей читать, писать. Но это не так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты, знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически. Помните и о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.
Учителя, работающие в первых классах, традиционно отмечают, что дети, посещавшие детские сады, к 7 годам хорошо усваивают такие темы, как отличие диких и домашних животных, фруктов и овощей, могут подобрать обобщающее слово к группе предметов (например: топор, молоток, пила – это инструменты, а чашка, кастрюля, кувшин – это посуда). Чуть труднее детям найти лишнее слово в ряду или предмет (например: заяц, лиса, волк, корова). Дети легко считают до 10, а некоторые и дальше, но не так уверенны при обратном счете. В садике много времени уделяют работе с геометрическими фигурами, поэтому дети легко их классифицируют по цвету, форме и размеру. Эти знания и умения – большое подспорье на уроках в 1 классе.
Что же вызывает трудности? Почему-то трудно усваиваются названия дней недели, месяцев, времен года; ориентация во времени (что было раньше, а что – позже); последовательность событий (было – сейчас – будет потом). Да и сами единицы времени дети путают вплоть до 4 класса. К началу обучения в школе ребенок обязательно должен знать свой полный адрес, ФИО родителей, их место работы. Эти знания нужны даже для безопасности ребенка.
Очень важное умение – составить небольшой связный рассказ по картинке (4-5 предложений), так как хорошая правильная речь – основа успешной учебы. К сожалению, сейчас дети получают много готовых ярких образов по ТВ, на электронных носителях, и, заинтересовавшись изображением, не обращают внимания на лексику. Как можно больше живого общения, чтения и обсуждения книг, заучивания песенок и стихов!
Вопрос, который больше всего волнует родителей: должен ли будущий первоклассник уметь читать? Прежде, чем ответить на этот вопрос, хочу, чтобы вы, уважаемые родители, уяснили, что есть звуки и буквы. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим. К 7 годам ребенок должен хорошо слышать и различать звуки, а именно: уметь выделять в слове первый, последний звук, найти нужный звук в середине слова, услышать его мягкость или твердость, неплохо бы звонкость и глухость.
В этом возрасте ребенок должен знать буквы. И не только те несколько, которые часто употребляются и легко заучиваются (А Б В Г Д…), но и конец алфавита - шипящие (Ч Ш Щ Ж Ц), Ь и Ъ, Э и Я. Чтение слов с этими буквами вызывает наибольшую трудность. В 1 классе на изучение каждой буквы дается всего 1-2 урока. Представляете, как трудно ребенку все успеть, овладеть всей информацией, запомнить и применить! Чтобы избежать трудностей – буквы учим сейчас, но называем не букву, а звук: М, Н, Р, С. При таком знакомстве с буквами, ребенок быстрее и легче научится сливать их в слоги, а затем в слова.
Обычно, познакомившись с буквами, ребенок проявляет желание научиться читать. Родителям надо поощрять это желание. В школе приветствуется умение читать. Учитель на уроке воспользуется знаниями ученика, просит прочитать дополнительный материал, ученик гордится своим чтением. Бывает, что ребенок не умеет читать, но у него есть все предпосылки для этого (знает буквы, выделяет звуки, хочет научиться, прилагает старание….). Такой ученик, придя в школу не читающим, быстро догонит и даже обгонит по скорости чтения других учеников.
Не расслабляйтесь - если ребенок умеет читать, то только это не является залогом успешного обучения.
Не менее важным умением при подготовке к обучению в школе является развитие мелких мышц кистей рук. Иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Хорошо, что в детском саду много лепят, вырезают, клеят. Продолжайте эти занятия и дома. Добавьте складывание пазлов, собирание конструкторов, раскрашивание картинок (ровно, без просветов, не выходить за контур), перебирание мелких деталей, спирограф. Ни один учитель не потребует, чтобы ребенок умел писать письменные буквы, но рука должна быть привычна к нагрузкам, быть твердой и послушной.
Не менее важно, чтобы хорошо развитая рука получила правильную команду. А для этого надо развивать внимание к деталям, зрительную память. Проще говоря – глаз видит, а рука делает. (Можно пример с элементами букв, которые надо правильно скопировать и запомнить написание)
Обратите внимание, как ребенок воспринимает пространство, умеет ли ориентироваться на листе. С первых уроков ему придется найти строчку в тетради, суметь отступить 2-3 клеточки вниз, вправо и т.д.
Для развития памяти, внимания, творческого воображения можно выполнять интересные задания, опубликованные в детской периодической печати или покупать специальные сборники с упражнениями.
Какие же основы математики должен знать будущий ученик? К 7 годам ребенок обычно умеет соотносить цифру и количество предметов. Сосчитать от 1 до 10 нетрудно, гораздо труднее к четырем зайчикам на картинке подобрать именно цифру 4, а к восьми мячикам именно цифру 8. Весь первый класс мы учимся складывать и вычитать. Начинаем, конечно, с прибавления и вычитания единицы. Многие ребята с такими примерами справляются уже хорошо. Если вызывает трудность, мы пользуемся числовым рядом или линейкой. Конечно, некоторые считают на пальцах, это допустимо, но на уроках мы учим правильно считать, постепенно переходя к мысленному представлению этого числового ряда. Решение всех остальных примеров вида + и - 2, 3 и т.д. основано на знании состава чисел до 10. Т.е., таблица сложения к концу первого класса должна быть выучена, как и таблица умножения в последующем. Например, чтобы вычесть из восьми три, надо знать, что 8 это 5+3. Если ребенку интересно, то его можно познакомить с этим приемом. Не забывайте и об обратном счете.
Что касается задач, вы можете их решать, не называя понятие – задача. Ведь задача – это обычная жизненная ситуация. У тебя, сын 3 конфеты, у меня 2 конфеты. Первое, на что обратить внимание – даже не сколько вместе, а понятие «вместе» - это больше или меньше. Хорошо, если назовет ответ. Или: бабушка к вечеру испекла 7 пирожков. Мы за ужином съели 4 пирожка. И опять: не требуйте ответа, а разберите сначала - стало больше, меньше, почему? (потому, что съели, забрали, унесли, улетели).
Иногда родители, увлекаясь подготовкой к чтению и математике, оставляют без внимания другие стороны подготовки к школе. А именно: навыки самообслуживания – застегнуть пуговицы, завязать шнурки при подготовке к уроку физкультуры. Утром в раздевалке повесить свои вещи так, чтобы их можно было потом найти. В школе ведь нет индивидуальных шкафчиков, шапка, рукавицы могут упасть, если неправильно положены.
И хотя я говорю об этом в конце, может быть с этого надо было бы начать. Даже умение считать до 100 и читать 100 слов в минуту не сделает вашего ребенка хорошим учеником, если он не научился слушать, а самое главное, слышать взрослого. И выполнять то, что его просят. (Пример – «Убери игрушки». С какого раза ребенок вас услышит и выполнит просьбу?)
В заключение очень хочется сказать, что подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное системность, постоянство и терпение. Никто лучше вас не знает ребенка, поэтому мы желаем вам плодотворно поработать этот год и с удовольствием пойти в школу.