Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа по теме "Доброта и милосердие"»
Классный час «Доброта и милосердие»
Цель:
1. Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления совершать добрые поступки.
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознания.
Ход занятия:
Учитель: Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях? (доброта, забота, помощь, человечность)
Каждый из вас назвал слово – доброта. В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Тема нашего классного часа «Доброта и милосердие»
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто нам кажется, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З - «Земля» Л-«Люди» М-«Мысль» Д-«Добро»
Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
Давайте вспомним пословицы о доброте. Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с пословицами (пословицы разрезаны, их нужно собрать)
Карточки с пословицами:
1. На добрый привет... (добрый ответ).
2. Про доброе дело... (говори смело).
3. Жизнь дана на... (добрые дела).
4. Учись доброму... (дурное на ум не пойдет).
5. Спасибо - великое... (дело).
6. Доброе слово лечит,…злое калечит.
7. Добрая слава лежит,…а худая бежит.
8.Худо тому,… кто добра не делал никому.
1 ученик:
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2 ученик:
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
3 ученик:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
Учитель:
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это? (Милосердие! Сердец доброта!)
А как ребята вы думаете, что такое милосердие?
Милосердие: (это доброта и уважение, любовь к людям, сострадание к людям, стремление приносить пользу и радость).
- От каких слов образовалось слово «милосердие»?
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (милый, помиловать, милость, милостыня)
-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Сердце)
- Итак, родственные слова к слову «сердце»: сердечная боль, сердечный человек
- Ребята, подумайте, какие слова, близкие по значению, можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?( Доброта, жалость, помощь, прощение).
В словаре С. Ожегова дано такое определение слову милосердие: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения
- Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким. Поступки у него тоже были злые и жестокие - это холодное сердце.
- А людей, которые совершают добрые поступки, как называют? (Чуткий, отзывчивый, внимательный, заботливый, добрый и т. д.)
- Ребята, вы встречались в своей жизни с добрыми поступками? Расскажите о них.
Рассказать про медаль за милосердие. Показать фото.
Знак «За милосердие» вручается гражданам и организациям за проявленное милосердие, чуткость, внимание к ветеранам боевых действий и военной службы, а также другим категориям граждан; работу по медицинской, социальной и психологической помощи и реабилитации.
Учащимся предлагаются для обсуждения ситуации:
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
- Как вы поступили бы на месте мальчиков?
Правила доброты(распечатаны на цветных листах, крепятся на доску)
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
- прощать ошибки других;
- не жадничать;
- не завидовать;
- жалеть других.
Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:
Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи
Никогда не бойся понять и простить
Никогда не бойся просить прощения
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады .
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарасти сорняками , наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
1 ученик:
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды светить!
2ученик:
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!
3 ученик:
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья,
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком- урок доброты!
Учитель:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте всегда, друзья,
Друг другу желать добра!
В нашем классе появилось солнышко. Его лучи согревают нас. Давайте сейчас дадим имя каждому лучику. Это будут добрые дела и поступки, которые вы можете совершить, помогая другим людям. (Дети пишут на листках и прикрепляют к лучам солнца).