Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа на тему "Семейный Дом"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
Классный час на тему года «Год семьи»:
«Семейный Дом»
Составитель: Неустроева Анастасия Дмитриевна,
учитель начальных классов.
Ревда
2024
Цель: формирование у обучающихся понимания и осознания семейных ценностей.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья», выявить ее особенности. Помочь ребенку оценить свое место в семье.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
осознавать познавательную задачу;
слушать, извлекая нужную информацию.
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
уметь излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем рассуждений.
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.
Оборудование
Пословицы:
«Дружная семья гору сдвинет». Русская
«Мой дом — моя крепость». Английская
«Сосуд человеческих эмоций».
Контур дома, кирпичики разных цветов.
Ход мероприятия:
Вступление. Целеполагание.
Сегодняшний классный час — это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, в сегодня разделены на группы, еще и для того, чтобы показать, как умеете работать сообща в команде. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье). А что такое - семья? - (…)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
–Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
–А если есть собака?
Выходит, восемь «Я»?
–Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
-На Ваших столах лежат толковые словарики, откройте их и найдите слово «семья». В словаре русского языка С. И. Ожегова "семья - группа живущих вместе родственников». Но для современной семьи подходит не просто родственники, а дети и родители.
- Слово это рядом с каждым из нас. Семья – любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
II. Основная часть.
1. Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. А 15 мая с 1994 года учреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно.
- В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности.
-Семья, дом — это крепость, в которой безопасно. Это мир, где царят любовь, уважение, тепло и взаимопонимание.
- А что самое трудное в семейной жизни?…это ссоры, конфликты.
Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации не редко приводят к непониманию, и конфликтам.
2. «Сосуд человеческих эмоций» (на доске)(Приложение 2)
Ребята, на доске изображен «Сосуд человеческих эмоций». Он имеет форму кувшина. В верхнюю часть сосуда поместим такие эмоции:
гнев, злоба, агрессия - эти чувства разрушительные. Они разрушают человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми.
Эти эмоции проявляются в виде: обзывания, оскорбления, ссоры, телесных наказаний.
А теперь, давайте посмотрим от чего они? Оказывается, эти чувства происходят от переживаний, таких как боль, страх, обида, чувства страдательные.
А их причина в нехватке любви, взаимопонимания, уважения, свободы и т.д.
- Исходя из этого, какой можно сделать вывод?
Вывод: надо стараться жить так, чтобы сосуд ваших эмоций был полон любви, уважения, заботы. Надо беречь родителей, понимать, не заставлять их нервничать, желать добра. Тогда и в отношениях не будет места боли, страху, обидам. А значит, не будет места и гневу, злобе, агрессии.
- Строить взаимоотношения в семье необходимо по законам человечности:
И чтобы после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть
Злого в мире и так довольно.
3. Игра в мяч «Моя Семья»
- Как зовут твоих дедушку и бабушку?
- Какие обязанности ты выполняешь дома?
- С кем интересней в семье? Почему?
- Чем радуешь родителей?
- Чем огорчаешь родителей?
- Как называют тебя дома ласково?
- Что вам нравится дома?
- Почему важно в семье любить друг друга?
- Как вести себя, когда провинился?
- Какое чувство должно всегда жить в семье?
- Кто тебя понимает лучше всех?
4. Проверка домашнего задания.
Вам было домашнее задание составить небольшое стихотворение, используя последние фразы. Кто хочет прочитать свои стихи?
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья.
(Ребята выходят и читают свои стихи и показывают рисунки своей семьи)
5. Песня "Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна".
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна — это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
- Надо беречь и щадить здоровье самых близких вам людей. Потому что в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к своим родителям, а чтобы у вас было всегда с ними взаимопонимание, я предлагаю памятки, на которых написаны правила жизни. Учащиеся зачитывают их вслух и объясняют, как поняли. (Приложение 3)
ПАМЯТКА
Настоящий сын бережет покой родителей.
Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
Не вступай в пререкания со взрослыми.
Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
- Подумайте, от вас зависят отношения в семье и отношение к вам.
Вывод: научишься жить с близкими – будешь жить в мире с другими людьми. Старайся никого не обижать. Чтобы не случилось в вашей жизни, помните вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле.
Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
Классный руководитель. Конечно, идеальных отношений не бывает, но стараться обязаны все и родители, и дети.
Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.
Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы): (Приложение 4)
Идеальные родители — это...
Идеальные дети — это...
Идеальная семья — это...
На выполнение задания дается 3 минуты.
Послушаем, что же у нас получилось.
(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)
Классный руководитель. А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми: почитать и уважать. А эгоизм — это признак незрелой личности.
6. Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.
- Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений.
- А когда строится Дом? – (…) Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
- Так что же такое дом? – (…) Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...
А дом, заставленный добром – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
Чего не хватает в этом доме?
(Людей, близких, животных)
- Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. Не забудьте себя заселить в этот дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать?
7. Игра «Строители»
- Предлагаю вам поиграть в «строителей». Есть три строительные бригады.
У нас есть такая традиция перед началом работы скрепить бригады общим символическим рукопожатием. Выполняют рукопожатие.
На доске плакат с контуром дома. Строительство дома начинается с фундамента. (Приложение 5)
1-ое задание: найдите на «зелёных» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас?
Дом – это ….(крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло, начало начал, уют, опора….)
Каждая бригада прикрепит по 3 кирпичика к эскизу дома.
Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
2-е задание: из «жёлтых» кирпичиков выберите только 2, самых важных на ваш взгляд. (Уважение, взаимопонимание, бескорыстие, верность, терпимость, сочувствие, доброта, почтительность, жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность ….)
Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют)
3-е задание: Семья – это… я. Для того, чтобы оживить наш дом, на пустых квадратиках каждый нарисует себя и поместит в окна этого дома.
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса).
- Дом готов. Молодцы! Вы выбрали крепкий строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.
- Пусть всегда царит в нашем доме доброта, дружба, уважение.
- Наш класс – это тоже ваша семья, крепкая и дружная. В классной семье тоже должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь. Вместе вам предстоит не только учиться, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять. К концу обучения в школе вы, практически, станете друг другу родственниками, вы будете знать всё друг о друге.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом.
Е. Куменко
- Я желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Дом, состоящий из добрых слов, хорошего настроения.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить
- Ребята, у меня в руке и у каждого из вас ромашка. (Предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик».) Если бы вы были волшебниками, что бы вы пожелали своей семье? У вас одно желание, что бы вы загадали, подарили? (Напишите на одном лепестке). Этот цветок унесите домой. Предложите каждому члену вашей семьи записать пожелание для вашей семьи. Поместите цветок там, где чаще всего собирается ваша семья. И я надеюсь, что ваши пожелания сбудутся. (Приложение 6)
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Пусть в ваших семьях живёт цветок мира и доброты.
III. Заключительная часть.
- Наш классный час подходит к концу, хотелось бы узнать, что поняли из классного часа?