Просмотр содержимого документа
«Комплекс физминуток»
Здравствуйте, вашему вниманию хочу представить курсовую работу по теме: «Реализация межпредметных связей в процессе проектной деятельности на уроках русского языка». Актуальность исследования обусловлена тем, что с помощью межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
В соответствии с темой были определены объект и предмет исследования, обратите внимание на слайд (2 слайд).
С целью курсовой работы ознакомьтесь на слайде (3 слайд). Для достижения цели были поставлены следующие задачи… (4 слайд).
Работа состоит из 2 глав: в первой главе мы рассмотрели формирование межпредметных связей в преподавании русского языка.(5 слайд)
В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе выделяются следующие компетенции: языковая или лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.
Также выяснили, что компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопросы: как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе). Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. (6 слайд)
Во второй главе прописаны методические рекомендации для использования межпредметных связей на уроках русского языка.( 7 слайд)
Задания подобраны согласно возрасту детей.
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В программе «Школа России» интеграция чтения и письма заложена в основу урока обучения грамоте, на протяжении которого письмо и чтение чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы ИЗО, окружающего мира.
Обратите внимание на слайд, что позволяют межпредметные связи.(8 слайд).
Также во второй главе прописаны, какие задания используются на реализации межпредметных связей на уроках русского языка.
На интегрированных уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
На уроках русского языка при повторении темы «Предложение» ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа, обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью аудио прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор о русской берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.
Помня о том, что развитие речи – это принцип работы, как по литературному чтению, так и по русскому языку, при изучении темы «Текст» можно пользоваться сочинениями, на материале которых воспитывается в детях любовь к природе. Объём составляет примерно 5-15 предложений. Сочинения воспитывают у детей любовь к природе, помогают им осознать нравственные требования современности. В свои рассказы дети вводят цитаты, создают яркие словесные зарисовки, вклеивают иллюстрации. Цель такой работы – создать художественную эмоционально-конкретную словесную картину о природе.
Я вам предлагаю сейчас выполнить несколько заданий, а вы попробуйте догадаться, между какими предметами ведется межпредметная связь.
В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
Расположите числа в порядке возрастания и расшифруйте слово.
2(к); 7(щ); 4(о); 9(е); 10(й).
2.Игра «Вспомни сказку».
Составить из букв название сказки «ПАКЕР», «ОКОКЛБО»
- Расположитесь друг за другом по сюжету сказки
(Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
(Бабушка, дедушка, медведь, волк, заяц, лиса)
Верно, это межпредметная связь урока математики и литературного чтения.
Еще одним примером может быть малый фольклор.
Например, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, величина и т.д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку:
Что стоит в конце страницы. Украшая всю тетрадь? Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой… (Пять.)
Прежде всего, любое занятие, в том числе с реализацией межпредметных связей на уроках русского языка, должно иметь четкий план, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Творчество реализации межпредметных связей на уроках русского языка учителя и ученика безгранично, важно только умело его направить для достижения поставленных учебных целей.
Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод, что задуматься над тем, что межпредметные связи в современной школе – реальная потребность времени, эти уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.