Ориентирующий (17 мин.) | Ведущий 1. 19 августа православный мир отмечает Яблочный спас. В этот день в церквях освящают яблоки (считалось, что до этого дня их есть нежелательно), груши, прочие фрукты, которые по поверьям в этот день помимо славного вкуса приобретают еще и магические силы. Говорили, что с первым съеденным яблочком сбываются мечты. На Руси к августу виноград поспевал не везде, а потому был заменен на яблоки, отсюда пошло и второе, народное, название праздника - Яблочный Спас. В народе этот день называли первыми осенинами и с него начинали готовиться к настоящей осени. На Яблочный Спас крестьяне снимали первый урожай яблок и несли в церковь на Божественную литургию освящать. Потом яблоки съедали – в народе верили, что если съесть на Спас яблочко, думая о желаемом, то загаданное сбудется. Также было принято ходить в гости. Считалось, что хорошее угощение – достойный повод позвать гостей. Поэтому, сняв первые яблоки, крестьяне пекли яблочные пироги, варили компот и приглашали к себе гостей на застолье. А в деревнях по вечерам все выходили в поле, пели песни и водили хороводы, провожая лето и встречая осень. Кроме того, на Яблочный Спас существовало множество примет. Так, по этому дню определяли погоду на осень и даже на будущую зиму. Народная метеорология гласила, что каким будет Яблочный Спас, таким будет день Покрова (14 октября) и весь январь. Сухая погода на Яблочный Спас предвещала сухую осень, дожди – дождливую, а ясный день – суровую холодную зиму. Также с этого дня лето уже «официально» поворачивало на осень – ночи становились заметно холоднее, а дни короче. Ведущий 2. На Руси Яблочный спас всегда отмечался играми, шутками, частушками и различными конкурсами. Ведущий 2 Ваша задача сейчас разделится на команды, потому что сейчас мы будем отгадывать загадки. Загадки: *Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок (яблоко) *Висит, висит все лето Среди зеленых веток. Ударит гулко оземь, Когда наступит осень. *На ветвях они висят, Словно солнышки горят. А возьмешь их на зубок – Сразу брызнет сладкий сок * У меня здесь что – то есть. Это что – то можно съесть. Это что-то сладкое, Круглое и гладкое. Я нашел его в саду. Захочу, еще найду. Ведущий 1. -Какие вы умнички! А назовите сказки, в которых упоминается яблоко (Белоснежка и 7 гномов, Гуси – лебеди, Сказка об Иване Царевиче и Сером волке, Сказка о Мертвой Царевне и 7 богатырях). Ведущий 1. А сейчас первый конкурс «Хваленое яблоко». Прежде чем мы его начнем, необходимо яблочку сказать красивые слова, такие чтобы не повторялись. Ведущий 2 А сейчас каждый ряд должен оживить яблоко. Необходимо командам нарисовать живое яблоко. Может, это будет чей – то дом, может просто уморительная мордашка. | Ребята отгадывают загадки Рассказывают сказки, в которых присутствовало яблоко. Выходят по одному человеку от класса и называют слова восхищения для яблока, по очереди. Рисуют на ватманах, капитаны представляют рисунки команды. | |
Деятельностный (15 мин) | Ведущий 1. -Как мы с вами хорошо повеселились! А сейчас конкурс на то, кто первый приготовит своё рабочее место, где нам понадобятся шаблон в виде большого яблока, альбомный лист, простой карандаш, ножницы и краски и баночка с водой. - Молодцы! -Ребята, а раз «Яблочный спас» это праздник, то мы можем сделать какой-то подарок? А что мы можем сделать? - Ребята, а вы знаете, что такое книжка-малышка? Посмотрите, какие они бывают. -Как вы думаете, мы можем сделать книжку-малышку в виде яблочка? -Как вы думаете, для чего она нам понадобится? Её можно подарить малышам или отправить на выставку и принять участие в досуговом конкурсе? -Да вы правы. Ребята, я предлагаю вам создать свою коллективную книжку-малышку! Каждый из вас сегодня будет творец. -Итак, нам понадобятся шаблон в виде большого яблока, альбомный лист, простой карандаш, ножницы и краски и баночка с водой. -Кладем вертикально перед собой альбомный лист, прикладываем шаблон и обводим карандашом. После того, как вы обвели, раскрашиваем красками наше яблочко. Какую краску можно взять? Правильно, красную или желтую. Потому, что Яблочный спас в августе, и редко, где мы можем увидеть зеленые яблочки. После того, как вы закрасили свое яблочко, его надо подсушить и вырезать. -Вспомните, какие есть правила работы с ножницами? Вырезаем аккуратно по линиям. | Отвечают на вопросы. Приготавливают свое рабочее место. Смотрят образцы книжки-малышки. учащиеся называют правила работы с ножницами. Вырезают по шаблону яблоко и разукрашивают его. | Презентация, шаблоны, краски, ножницы, ватман, карандаши, баночка с водой. |
Рефлексирующий ( 2 мин.) | Ведущий 2. -А дома, вам будет нужно вместе с вашими бабушками и дедушками, а так же папами и мамами оформить ваши странички-яблочки. Как оформить? Нужно будет написать 1 ряду – различные поговорки и пословицы о яблоках, 2 ряду – загадки о яблоках, 3 ряду - стишки о яблоке. Каждый может проявить свою фантазию, ведь вы юные творцы, и посоревноваться в конкурсе «Самая красивая страничка!» -После того, как вы дома оформите вместе с родителями, вам будет нужно принести свою страничку, и мы с вами соединим все ваши странички. И проверим, у кого получится самая красивая страничка книжки-малышки! | Слушают задание, могут даже записывать его. | Беседа. |