Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Спешите делать добро!"»
Ход занятия:
1 ученик. Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: по дороге
Много школьников идёт –
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.
2 ученик. В школе можно всё узнать,
Место в жизни отыскать.
Если очень постараться,
Всех умнее можно стать.
Все получат здесь совет,
На любой вопрос ответ
3 ученик. Важно каждому понять:
В жизни много надо знать.
Если хочешь стать счастливым
Времени нельзя терять.
Учитель: Вот мы и не будем терять с вами время. Я очень рада, ребята, приветствовать вас в новом учебном году. За лето вы отдохнули, повзрослели. И сегодня, на самом первом уроке в новом учебном году, я предлагаю вам проявить активность, смекалку и сообразительность.
- Тема нашего урока записана на доске. Прочитайте её.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ
- Вы поняли, о чём идёт речь? Я тоже не поняла.
- Откуда-то вдруг появилось солнце, а его ещё и грозовые облака закрыли. Очень интересно, что здесь происходит!
- Давайте попробуем предположить, что можно спешить делать? (Ответы детей)
- Давайте разгадаем кроссворд. Возможно, в выделенных клетках мы сможем прочитать недостающее слово.
(Дети по одному выходят к доске и вписывают в клетки слова – отгадки.)
о д у в а н ч и к
о ч к и
б а б о ч к а
р у ч к а
у д о ч к а
1. Рос шар бел, 2. Что такое перед нами:
Ветер дунул – Две оглобли за ушами,
Шар улетел. На глазах по колесу
И сидёлка на носу.
3. Шевелились у цветка 4. Стальной конёк по белому полю бегает,
Все четыре лепестка. За собой чёрные следы оставляет.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
5. Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в воде.
- Прочитайте, какого же слова не хватало в теме нашего урока. (Солнце и тучи отодвигаются, открывается слово ДОБРО.)
- Посмотрите на доску, здесь три слова. Но если поставить их в правильном порядке, то мы сможем прочитать пословицу, которая поможет ответить на этот вопрос.
солнце доброта, что
«ДОБРОТА, ЧТО СОЛНЦЕ».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Подумайте, что нужно делать, чтобы наше солнышко ярко светило? (Нужно по-доброму и с уважением относиться друг к другу, к природе, к животным.)
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.
-
Песня
В «Толковом словаре» В. И. Даля даётся такое определение милосердия (доброты) – «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность сделать добро всякому, жалостливость».
Недавно мне в руки попался свежий номер газеты «Моя семья». В ней есть две замечательных рубрики «Поможем» и «В хорошие руки».
В первую рубрику за помощью обращаются неимущие люди, которые попали в очень трудную ситуацию, например, у них сгорел дом, или они стали инвалидами, или остались одинокими, брошенными всеми родными. И вот совершенно незнакомые люди со всех концов страны шлют им деньги, посылки, письма с добрыми словами поддержки.
Во второй рубрике одна организация, которая заботится о бездомных животных, помещает фотографии кошечек и симпатичных (и не очень) собак, которые по каким-то причинам остались без хозяев. И всех их разбирают новые хозяева, которые прочли эту газету. Часто эти животные бывают, больны, их лечат и откармливают.
Скажите, почему незнакомые люди так поступают?
Учащиеся:
…..
Учитель:
А вы бы могли поступить так?
Учащиеся:
……….
Учитель:
Спасибо вам за высказывания, и давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта – это прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным.
Спасибо вам за высказывания, и давайте все вместе поработаем над нашей схемой. Мы только что с вами поняли, что доброта – это прежде всего, отзывчивость к обиженным, больным, бедным.
СЛАЙД 3
Поэтому я переворачиваю лепесток, на котором написано ОТЗЫВЧИВОСТЬ.
А сейчас я прочту вам короткий отрывок из стихотворения В. Бокова, а вы подумайте, о чём мы с вами будем говорить дальше.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
Учащиеся:
Речь пойдёт о приветливом, вежливом отношении к людям …
Учитель:
Недаром говорят: «Слово лечит». Словом можно и убить. Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом.
СЛАЙД 3
Поэтому я открываю ещё один лепесток ПРИВЕТЛИВОСТЬ.
Сейчас я предлагаю каждому из вас сказать друг другу хотя бы по одному приветливому слову, вот увидите, как потеплеет у вас на душе.
Учащиеся выполняют просьбу учителя.
Учитель:
Главное в добрых поступках – это желание их утаить, так считал известный физик Б. Паскаль. Если поступок по-настоящему добрый, то он не нуждается в рекламе, он совершается бескорыстно. Я расскажу вам случай из жизни моей знакомой. Однажды она попала в больницу, ей было очень плохо, и потребовалось срочное переливание крови. Обычно кровь бывает в запасе, но на этот раз её не оказалось: у неё была редкая группа крови. Тогда врачи пошли по палатам и предложили уже почти выздоровевшим больным откликнуться. И, представьте себе, такой человек нашёлся и помог ей! Чрез два-три дня, моей знакомой стало лучше, и она захотела сказать «спасибо» тому, кто ей помог. Но тот человек уже выписался и всё же она решила ему позвонить. Когда она ему позвонила, он ей ответил, что главная благодарность для него то, что она жива-здорова и больше ему ничего не надо.
Завершить этот этап я хочу замечательными стихотворными строками. Подумайте над ними на досуге.
Свершая доброе деянье
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
СЛАЙД 3
Я переворачиваю ещё один лепесток БЕСКОРЫСТИЕ и перехожу к следующей части нашего общения. Я прочитаю вам строки стихотворения, а вы попробуйте мне ответить, какое отношение к теме нашей встречи оно имеет.
Я предал пса, что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит,
И руку лижет липким языком.
Учитель:
О чём же говорится в этом стихотворении, и какое отношение это имеет к теме нашей встречи?
Учащиеся:
Добрый человек – это человек, который заботливо относится к животным, близким людям, друзьям, престарелым родственникам.
Учитель:
Да, по-настоящему добрый человек не оставит без помощи свою бабушку и всегда в меру сил поможет ей в чём-нибудь, не пройдёт мимо раненого птенчика, покормит бездомную собаку. Иногда ему за это не скажут «спасибо», но это не важно, важно, то, что человек сам себя одобряет за этот поступок и по-другому поступить просто не может.
СЛАЙД 3
Итак, мы поворачиваем ещё один лепесток ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ.
Завершая наш разговор, хочу вам всем пожелать быть добрыми не на словах, а на деле, быть всегда кому-то нужными, полезными. Тогда наш мир станет ещё прекраснее:
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь!
- Сейчас я узнаю, не забыли ли вы за лето вежливые слова.
- Я начинаю фразу, а вы заканчиваете её.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит….(добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спсибо).
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите пожалуйста).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
- Я хочу, чтобы в жизни вы совершали только добрые дела, чтобы вас все любили и уважали.
- Посмотрите на ваших столах лежат солнечные лучики. Напишите, кого в нашем классе вы считаете самым добрым и с кого можно брать в этом пример.
- Прикрепите эти лучики к нашему солнышку. (Дети выходят к доске.)