Классный час
«Саратов в годы Великой Отечественной войны»
4 класс
Выполнила
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 р.п. Новые Бурасы
Новобурасского района
Саратовской области
Бочкарева Ольга Александровна
Цель: связь поколений, воспитание уважения к историческому прошлому родного края.
Задачи:
Формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни.
Содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны.
Воспитание верности боевым традициям старшего поколения, готовности к защите свободы и независимости России.
Ожидаемые результаты:
-формирование гражданско-патриотического сознания;
-формирование нравственной позиции;
-развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
-воспитание уважения к историческому наследию края.
Наглядность:
Мультимедийная презентация.
Музыкальное оформление (подбор песен о Великой Отечественной войне», диск с документальными фильмами “От Москвы до Рейхстага”
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Ход мероприятия.
Учитель: Проходят годы, отлетают в вечность. Прошло уже достаточно времени с того момента, когда, замолкли последние выстрелы оружий, наступила тишина, пришёл долгожданный мир, выстраданный, оплаченный самой высокой ценой, ценой крови и слез. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов и участников той войны. Но остаётся память… Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики. Все дальше уходят грозные и тяжелые годы Великой Отечественной, но не гаснет память о тех, кто не пожалел своей крови, своей жизни для будущих поколений.
Сегодня на этом занятии мы постараемся воссоздать картины военных лет нашего края.
Эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова:
Мой юный друг, попробуй быть серьёзным
И по ступенькам Памяти ты поднимайся не спеша.
Старайся осознать, осмыслить, погрузиться
В те страшные военные года.
В воскресенье 22 июня 1941 года тысячи саратовцев с раннего утра направились на дачи и пляжи. В городской Парк культуры собралось множество людей. Слышались музыка, песни и счастливый смех.
Но ближе к полудню музыка, доносившаяся из репродукторов, внезапно смолкла. В наступившей тишине раздался голос диктора…
УЧЕНИК: (слайд2)
В Саратове в ходе Великой Отечественной войны было сформировано 5 армий, 132 дивизии, 65 отдельных полков, 253 отдельных батальона. На территории округа проходили крупнейшие сражения.
Немецкие войска не без основания связывали победу русских в Сталинградской битве с саратовской поддержкой – именно Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. Поэтому Саратов являлся одной из важнейших целей немецких войск, которые планировали захватить город к 10 августа 1942 года. В Сталинграде немцы раскидывали листовки с текстом: «В Сталинград придём с бомбёжкой, а до Саратова – с гармошкой».
На подступах к Саратову с октября 1941 по март 1943 года были построены 6 линий оборонительных рубежей длиной более 600 км,
УЧЕНИК: (слайд3)
В годы войны путь по Алтынной горе из Саратова называли «дорогой жизни», потому что только по ней осуществлялось автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом. Для многих саратовских воинов-автомобилистов эта сталинградская «дорога жизни» стала «дорогой смерти», так как она постоянно подвергалась бомбардировкам гитлеровской авиации. Сегодня у начала этой дороги возвышается монумент воинам-автомобилистам.
Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога Саратов-Сталинград, введенная в строй в августе 1942 года к началу решающих боев для того, чтобы обеспечить выход за Волгу». Построенная всего за несколько месяцев дорога оказалась для немецкого командования полной неожиданностью. Для сталинградских фронтов работники Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог обеспечили доставку около 300 тыс. вагонов с войсками и снаряжением.
Бронепоезд, который защищал в годы войны железнодорожный мост через Волгу, установлен в Парке Победы на Соколовой горе.
УЧЕНИК: (слайд4-6)
В последующем воздушные удары наносились по железнодорожным линиям. Особенно интенсивными они были в сентябре 1942 г., когда враг находился в Сталинграде. Фашисты неоднократно минировали Волгу, пытались прорваться к железнодорожному мосту в районе посёлка Увек. С 20 по 25 сентября 1942 г. немецкая авиация совершила 6 крупных налётов на Саратов. Основные удары она нанесла по крекинг-заводу и нефтебазам посёлка Увек и микрорайона Улеши. Во время одного из налётов на крекинг-завод погибли 129 человек.
УЧЕНИК: (слайд 7-8)
сообщение из воспоминания бабушки работавшая на заводе Крекинг
УЧИТЕЛЬ:(добавлю при необходимости) Саратовский завод им. С.М. Кирова (тогда крупнейший в Европе завод по производству топлива, а ныне ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод») дал фронту больше всего в Советском Союзе горючего – 3 млн. тонн. Это 4-я часть потраченного за всю войну горючего. Саратовское топливо обеспечивало советские войска во время Курской битвы. В годы войны завод неоднократно подвергался бомбардировкам немецкой авиации, был практически разрушен. До недавних пор на территории завода находили неразорвавшиеся бомбы.
УЧЕНИК: (слайд9-12)
Под руководством знаменитой летчицы М.М. Расковой в конце 1941 – начале 1942-го годов под Энгельсом были созданы уникальные, единственные в мире три женских авиационных полка – 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков, которые в 1942-1943 гг. вели воздушные бои в небе Саратова и Сталинграда. В честь основателя женских авиационных отрядов М. Расковой названа одна из улиц Саратова и установлен памятник. Этих бесстрашных девушек боялись даже гитлеровские ассы. Ведь недаром рейхминистр Геринг издал приказ, согласно которому немецкий летчик подлежал награждению Рыцарским крестом за сбитый «русфанер», и особенно за экипаж из полка «ночных ведьм» – так они наш женский полк называли»
С 12 по 27 июня 1943 г., когда противник готовил наступление под Курском, Саратов вновь подвергся бомбардировкам. На город было произведено 9 ночных налетов, в которых участвовали 423 самолета. Особенно пострадал авиазавод, где было выведено из строя более 70% производственных площадей. Восстановление велось до сентября 1943 г. Всего за время войны на Саратов было совершено 25 налётов. Погибло более 400 мирных граждан. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб. Саратовское небо защищали зенитные и прожекторные части, подразделения наблюдения и оповещения. В результате огня нашей зенитной артиллерии и действий истребительной авиации над Саратовом было сбито 16 самолетов противника. Первой это удалось сделать лётчице 586-го истребительного авиационного полка Валерии Хомяковой. В ночь с 24 на 25 сентября 1942 г. она сбила вражеский бомбардировщик Ю-88, за что была награждена орденом Красного Знамени. Она стала первой в мире женщиной, сбившей вражеский самолет.
УЧИТЕЛЬ: Наиболее важными саратовскими предприятиями являлись так же авиационный завод, нефтеперерабатывающий (Крекинг-завод им. С.М. Кирова), подшипниковый (ГПЗ-3) и аккумуляторный заводы.
Непрерывным потоком с саратовских предприятий отправлялись на фронт боеприпасы, снаряжение, продовольствие.
Собственный оборонный комплекс Саратова стал формироваться еще в 1930-е годы (например, тогда в Саратове были построены крупнейший в Европе на то время завод крекинга, первый в стране завод щелочных аккумуляторов, первый в стране завод зуборезных станков, железнодорожный мост через Волгу; в 1941 году было закончено строительство третьего в стране подшипникового завода). Летом-осенью 1941 года происходит перевод гражданских предприятий на выпуск военной продукции. На заводах и фабриках Саратовского края внедрялось производство стрелкового оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, приборов и электрооборудования для военной техники, походных кухонь, самолетных бензобаков, армейских лыж и мокроступов. Также был налажен пошив армейского обмундирования и снаряжения.
В Саратове была сосредоточена значимая часть оборонно-промышленного комплекса
5 заводов (авиационный, шарикоподшипниковый, нефтеперерабатывающий, щелочных аккумуляторов и им. С. Орджоникидзе) были награждены орденами СССР за вклад в военно-экономическую победу над агрессором.
УЧЕНИК:( слайд 13-23) сообщение из воспоминания бабушки работавшая на авиационном заводе
УЧИТЕЛЬ:(добавлю при необходимости) Саратов – родина самого известного самолета Великой Отечественной войны. Всего на заводе в Саратове в 1941-1946 годах было изготовлено 13569 самолетов Як-1 и Як-3 всех модификаций . Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. В годы войны авиационный завод подвергался жестоким бомбардировкам гитлеровской авиации, в результате которых он был уничтожен на 70%. Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы. (+свое небольшое сообщение из воспоминаний бабушки)
УЧЕНИК:( слайд 24) сообщение из воспоминания бабушки работавшая на заводе ГПЗ-3,
УЧЕНИК:( слайд 27) сообщение из воспоминания бабушки работавшая на заводе ЛЕНИНА,
УЧИТЕЛЬ:( слайд 25-26) За годы Великой Отечественной войны жители Саратовской области из своих личных сбережений внесли на вооружение Красной Армии 460 млн. рублей и, кроме того, сдали 32 кг золота, серебра и платины. На эти средства было приобретено и отправлено на фронт более 1500 самолетов, много танков, артиллерийских орудий и другого вооружения. Добровольный сбор получил широкое распространение осенью 1942 г. в разгар Сталинградской битвы. Существенную роль в этом патриотическом движении сыграли саратовцы. Колхозники сельхозартели «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области первыми в стране купили на собственные сбережения самолет для фронта. Колхозник-пасечник Ферапонт Головатый первым в стране лично внёс 100 000 рублей на самолет для фронта. Сейчас этот самолет, единственный в мире сохранившийся истребитель ЯК-1, является экспонатом Саратовского областного музея краеведения и экспонируется в музее Боевой славы на Соколовой горе. Позднее, в 1944 году, Ферапонт Головатый купил второй истребитель – ЯК-3. На его самолетах летал летчик-саратовец, Герой Советского Союза Борис Ерёмин. За годы войны он сбил 23 немецких самолёта, 14 из них – на самолётах Головатого.
А колхозница-пасечница села Базарно-Карабулакского района Анна Селиванова на свои сбережения купила три истребителя и отправила их в авиачасть, где сражался с врагами ее муж. Она была единственным гражданином нашей страны, купившим для фронта три самолета.
В следующий классный час мы поговорим о памятниках в нашем городе посвященные ВОВ.