Просмотр содержимого документа
«Классный час «Зимующие птицы»»
Аюпова Разия Арслановна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ п. Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Классный час «Зимующие птицы нашего края»
Цель: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
-развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;
-рассказать о зависимости между внешним видом птиц и их питанием;
-воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающем миру.
-Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром.
Оборудование:
презентация «Зимующие птицы нашего края», , конверты с заданиями для групповой работы, образцы корма, Красная книга Саратовской области, выставка книг о птицах, кормушки.
Ход классного часа.
I. Организационный момент. Мотивация к познавательной
деятельности.
-Ребята, внимательно посмотрите на слайд Какие следы на снегу? Слайд 1
Кто рисует на снегу длинные цепочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки? (Ответы детей)
Давайте, отгадаем загадки
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) Слайд 2
Всѐ время стучит, ?
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел) Слайд 3
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая бол ливая. (Сорока) Слайд 4
Сизый - дикий, каждый знает. И почтовым он бывает! Очень нежный, очень смелый Символ мира – это белый. (Голубь) Слайд 5
Что объединяет всех птиц? (Птицы, которые не улетают на юг.)
Как их называют? (Зимующие птицы)
II. Формулирование темы и цели классного часа
-Ребята, о ком мы будем сегодня говорить?
-Сформулируйте тему нашего занятия. (Зимующие птицы).(слайд6)
-А я бы уточнила. «Зимующие птицы нашего края»
-А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие
пернатые?
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?
III. Основная часть
Работа по группам
-Теперь посмотрим, сможете ли вы определить их по внешнему виду.
Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей,
яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к
концу заострѐнный. Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, поглубже протискиваются. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Питаются воробьи овсом, просом, семечками, крошками хлеба, несолёным салом. Ульяна
Синица
Это красивая птица. У неѐ на голове черная шапочка, щечки белые, на горле
черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелѐная, а
брюшко желтое. Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь»,.За своё пение она и получила название «синица». Синицы любят сухофрукты, ягоды, орехи, семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, тертый желток крутого яйца, масло, несоленое сало малосоленый сыр. Ягоды: красной и черной рябины, боярышника, ирги. Семена подсолнечника, ржи, кукурузы, пшеницы, овса. Семена деревьев:, клена, сирени, березы. Яна
Дятел
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и
шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя
красные. Клюв прочный и острый. Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Зимой дятел питается, в основном, семенами плодами растений.. Также зимой он отлично находит жуков, которые в спячку прячутся под кору деревьев. Егор
Голубь
Пожалуй, самая известная птица – это голубь. Эти птицы не боятся людей, зачастую берут корм прямо с ладони человека. Кроме семечек и хлеба, голуби едят разные зерна, семена, растения, ягоды. Еще голуби пьют много воды, чтобы быстрее размягчалась твердая пища. Эти птицы находят места, где они могут прятаться от холода: на крышах, на чердаках, на зерновых складах.Но в то же время вылетать каждый день на поиски пропитания. Артём
Сорока
Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные
перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться. Нередко селятся недалеко от людей, чтобы иметь возможность в зимнее время питаться пищевыми отходами или мышами. Регина
Дополнение учителя: . Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду.
Ворона
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.
Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и
горло - черные, а остальное тело – серое. Ворона - всеядная птица.Ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Известны случаи вороны могут распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку. Дима
4.Выставка кормушек. Слайд 7
- Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
.
Дети читают стихи.
1.Сугробы засыпаны
Дома, дворы, дорожки. Яна
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
2. И вот летают всё слабей Яна
Ворона, голубь, воробей.
1.Скорей на помощь, дети,
Вот в этот самый трудный час Сергей
Спасенья птицы ждут от вас!
Кормите их! Согрейте!
2. Повесьте домик на суку, Данил
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки.
1.По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья София
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
2.Покормите птиц зимой, Лиза
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
1.Не богаты их корма Олег
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и нестрашна
Будет им зима.
2. Сколько гибнет их – не счесть, Кристина
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
2.Приучите птиц в мороз Настя
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Выставка кормушек
УЧИТЕЛЬ
Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных
для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Хорошо если
есть возможность наблюдать за птичьей столовой.
Догадаться какая птица выберет какой себе корм можно по форме клюва.
Давайте внимательно посмотрим на наших гостей и скажем где чей корм.
Толстый клюв - у зерноядных птиц. Тонкий острый – у птиц, которые будут
клевать и сало и творог.(синицы, дятел). Синицы своими острыми клювами
могут расклевать семена дыни, арбуза, тыквы, подсолнечника. А воробью это
не под силу. Для них лучше всего крошки хлеба. Хлеб для птиц – только
белый.
Овес едят воробьи. Пшено и просо их любимая еда.
Сырое сало превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Их подвешивают на ниточках.
Выставка кормушек.
«Угощение для птиц» Что любят птицы?
Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?
Учащимся предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить
в кормушку без вреда для их здоровья
Что любят птицы?
1. Рябина
2. Макароны
3. Семечки
4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб -
6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты -
8. Яблоко
9. Пшено (крупа)
10. Гречневая каша
11. Сало соленое -
12. Кусочки сырого мяса и др.
3IV. Физминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Работа по группам. «Птичьи разговоры»
Команды получают карточки.
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто, как разговаривает, подчеркивают зимующих птиц.
5/Инсценированное выступление"Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей: Кирилл
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка: Галя
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья: Чик-чирикин!
Что с тобой? Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока: Катя
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать
Я сегодня принесла сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки. Дескать, дети есть такие- Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот, Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно: Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет глупей на свете! Не поверю никогда, Будто где-то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны:.
Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята Называются юннаты. Так летим же в школьный сад
Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало. Есть на них зерно и сало
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно: Нет, не верю все равно
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад. Кто со мною в школьный сад?
Воробей: Так и быть, я полечу
Я всю зиму есть хочу
Все улетают.
Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей
Синичка:
Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву До весны я доживу! А весной мы дружно вместе Будем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый-то желудок Нам, пернатым, ерунда И любое время суток, И снега, и холода! Обращается к синичке: Ты со мной согласна? Синичка: Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
.Трудно переоценить значение птиц в природе , их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным . К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения . Листая страницы Красной книги, можно убедиться, что особенно заботливое отношение необходимо и редким видам птиц. Именно с такими птицами, проживающими в нашем крае, мы сегодня познакомимся.
Красная Книга Саратовской области.(презентация)
v. Итоги
- Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало? Теперь мы хотим проверить, насколько вы были внимательными. Я буду называть вам вопросительные предложения. Если это так, то вы повторяете предложение из слова в слово в утвердительной форме. Если такого не бывает, то молчите.
1. Зимой птицам страшен голод?
2. Зимой ласточки прячутся в дупла?
3. Синица – зимующая птица?
4.Мы будем подкармливать птиц?
- Молодцы!
- Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть и прочитать, все они есть в нашей библиотеке.
Они помогут вам больше узнать о жизни птиц.
- Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
V.Рефлексия.
-Понравился ли вам наш классный час, мы определим по снежинкам, которые лежат у вас на столе. Если интересно, то вы поднимаете белую снежинку, а если возникали трудности то синюю.
.
Песня «Воробьиная песенка»
Учитель: А закончить классный час мне хочется словамиН. Сладкова: «Природу может спасти только наша любовь!» Помните об этом, ребята!
Используемая литература:
1. А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
2. З. Александрова «Новая столовая»
3. К. Мухаммади «Как птице перезимовать?»
4. Энциклопедия для детей «Я познаю мир: Птицы» Издательство «АСТ»
2001г
5. «Зелѐные страницы»
Использованная литература
Интернет-ресурсы
Портал «Солнышко»
1. Ситникова Т. Н. Птицы России: Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с., 8 с. цв. ил. – (Школьный словарик).
2. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2006. – 63, 1 с.: ил. – (Твой первый атлас-определитель).
Презентация Lofickaja_N_Proekt_Zimujushhie_pticy
Литература:
1. Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.
2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
3. Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.
4. Интернет-ресурсы.
5. В.Бианки. Лесная газета. – Ленинград., Детская литература. – 1987г.
6. А.Плющ, А.Осипович. В лесу. – Минск, Литература. – 2996 г.
7. М.Тахисова. Проталинки. – Ленинград., Детская литература. – 2990 г.
8. Е.Чарушин. Щур. – Санкт-Петербург. Детская литература. – 2006 г.