Просмотр содержимого документа
«Классный час в 3 классе «Год науки и технологии»»
Классный час в 3 классе «Год науки и технологии»
Цель: расширение кругозора обучающихся в области достижений современной науки
Задачи:
Познакомить с книгами научно-популярного фонда литературы.
Организовать исследовательскую деятельность.
Включить обучающихся в процесс самообразования и саморазвития.
Ход мероприятия
1 слайд. Современная российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса. Президент России В.В.Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий.
Одна из задач Года – рассказать населению страны о том, какими достижениями и учеными может гордиться наша страна. В течение всего года при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы и конкурсы для всех желающих. Эта информация, а также важные новости из мира науки будут отражаться на официальном сайте годнауки.рф, который недавно начал свою работу.
Сегодня я хочу познакомить вас с книгами, в которых рассказывается об интересных научных открытиях и экспериментах.
2 слайд. Первая книга – «Научные открытия 2020 года» Ильи Колмановского. Каждую неделю Илья звонит учёным из разных стран и расспрашивает их, как им удалось сделать открытие, что было труднее всего и что – самое интересное. В этой книге – самые яркие и неожиданные научные истории 2020 года.
Давайте узнаем историю научного наблюдения «Как нас приручили волки»: у Джулианны Камински из Портсмутского университета Великобритании – захватывающая работа: она изучает психологию собак. В ходе наблюдений она подметила, что из приютов забирают только тех собак, кто умеет делать милые «щенячьи глазки», совсем как на этой картинке. Ей показалось любопытным: какой-нибудь здоровенный лохматый пес из приюта, взрослое животное, а умеет делать «щенячью» мордочку. А что если прямо у нас на глазах происходит сцена из древнего прошлого? Джулианна стала изучать волков и установила, что у них совсем нет мышцы, при помощи которой можно сделать «щенячьи глазки». У исследователя появилось предположение: представьте, вы древний человек, вышли из хижины, увидели волка, вы смотрите друг на друга. Неподвижное выражение звериной морды означает, что вас хотят съесть, вы прогоняете животное, так происходит каждый раз. Но в суровые времена Ледникового периода волки старались быть ближе к жилью человека, чтобы иметь возможность прокормиться остатками пищи. И вот у некоторых из начались мутации (изменения), у них появились те самые мышцы, которые отвечают за «щенячьи» глазки. Человек реже прогонял таких волков, а потом стал использовать его для охраны и охоты. Волк стал собакой, первым на свете домашним животным.
Ну, а теперь, попробуем выполнить задание и найти у тебя те самые мышцы.
3 слайд. Следующее удивительное животное – мечехвост. Это древние существа, шоколадный панцирь у них похож на перевернутую тарелку, а длинный хвост действительно похож на кинжал. Мечехвосты живут в океане и выходят на берег, чтобы отложить яйца во влажный песок. Как оказалось, голубая «кровь» мечехвостов – самая дорогая жидкость на свете и от нее зависят наши жизни. Дело в том, что в мире производится все больше лекарств, которые вводят людям при помощи шприца. Но в лекарстве может оказаться что-то опасное для человека. Выяснилось, что даже убитые бактерии могут заражать организм, они могут выделять яд эндотоксин. Быстро проверить нет ли в лекарстве этого токсина было невозможно. Тогда на выручку пришли мечехвосты.
4 слайд. Оказалось, что их организм вырабатывает систему защиту от токсинов: как только их ярко-голубая кровь вступает в контакт с таким ядом, тут же образуется сгусток. Сегодня мечехвостов собирают на берегу Атлантического океана, забирают у них часть крови, потом выпускают обратно в море. На производстве лекарств используют всего несколько капель, если где-то увидят сгусток, уничтожают всю партию такого лекарства. К сожалению, в последнее время мечехвостов становится все меньше. Человек изобрел подобную искусственную жидкость, ее тестируют на лекарствах от головной боли, но кровь мечехвостов используют в тестах для подстраховки.
5 слайд. А еще есть на Земле такие замечательные организмы – тихоходки, или «водяные медведи». Они действительно похожи на медведей, только у них 8 лап и они меньше миллиметра в длину. Живут они обычно во мху, который можно найти на дереве или на каменном здании.
Тихоходки очень живучие. Если нет еды, воды, кислорода, если очень жарко или холодно, они убирают из организма всю воду и сворачивайся в шарик. Перед нами уже не живое существо, а что-то вроде стекляшки. Но потом их можно размочить и снова станут живыми. Так, эти удивительные животные пробыли 43 дня в космосе!
6 слайд. В прошлом году тихоходки попали на Луну, туда запустили луноход, на котором продали места разным научным организациям, которым нужно было доставить на Луну свое оборудование. Но 12 апреля 2019 года аппарат разбился и выяснилась удивительная вещь. Одним из грузов была «Лунная библиотека». Ее создал бизнесмен Нова Спивак, на тончайших листах, похожих на монету, записана почти вся Википедия, а на одном слое были тихоходки, залитые смолой. Так что это единственное животное, которое навсегда поселилось в космосе. Ученые разгадали секрет живучести тихоходок, предполагается что когда-нибудь их частицы будут вживлять будущим космонавтам, чтобы защитить их от излучения Солнца..
7 слайд. Ну, а теперь, давайте попытаем счастье, может мы сможем увидеть тихоходок в микроскоп.
8 слайд. Вторая книга – «Научные забавы», Том Тит. Автор придумывал и воплощал опыты вместе со своим сыном Жаном в далеком XIX веке. У вас на столах лежит все необходимое для опыта: спички, миска с водой, мыло и кусочек сахара. В миску с водой положите несколько спичек. Расположите их звездой, а в центре звёздочки дотроньтесь до воды заостренным кусочкам мыла. Посмотрите, что получилось. Спички разбежались в стороны, мыло приводит их в ужас. Чтобы собрать спички, окуните в воду центре кусок сахара, спички тут же под бегут поближе.
Вода состоит из невидимых частиц – молекул. Они притягиваются друг к другу, от взаимного притяжения на поверхности воды образуется невидимая пленка, мыло растворяется в воде, изменят ее поверхность, спички разбегаются. А сахар впитывает воду, возникает движение, которое притягивает спички.
9 слайд. Следующий опыт. Яйца в солёной воде. Для эксперимента нам потребуется: три банки, сырое яйцо, вода, соль.
В первую банку нальем простой воды, опустим яйцо, оно сразу пойдёт ко дну. Во вторую банку нальем очень соленую воду, опустим туда яйцо, оно будет плавать по поверхности.
В третью банку мы будем подливать то простую воду, то солёную. Яйцо будет то всплывать, то тонуть. Этот эксперимент показывает нам такое свойство воды как плотность. Плотность соленой воды больше, поэтому она выталкивает яйцо.
10 слайд. Третья книга – «Научные задачи и развлечения», автор Яков Перельман. Есть такая наука – логика. Наука о том, как правильно мыслить. Логическое мышление необходимо нам при решении задач по математике. Но умение логически мыслить важно и в обычной жизни. Проведем несколько опытов из этой книги. Попробуем поставить два стакана, положить на них лист бумаги, а на него поставить третий стакан. Как вы думаете, выдержит ли лист? А как надо сделать, чтобы он выдержал? (Сложить лист гармошкой)
11 слайд. Посмотрите на этих бабочек. Как вы думаете, какое расстояние больше от А до В, или от В до С? На самом деле расстояние от В до С меньше. А все дело в оптической иллюзии, мы сравниваем пустое и заполненное пространство.
12 слайд. И последнее задание. У вас на партах лежит картинка, подумайте, не ошибся ли художник, рисуя ее.
13 слайд. Рефлексия. Продолжите фразы на слайде или предложите свою: «На уроке я…»