kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Ты хочешь мира? Помни о войне!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к исторической памяти своего народа, родного края через знакомство с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ты хочешь мира? Помни о войне!"»

Сценарий классного часа «Ты хочешь мира? Помни о войне!»


Целевая аудитория: 7-10 лет

Цель мероприятия: способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к исторической памяти своего народа, родного края через знакомство с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..

Задачи мероприятия:

  1. Расширять представления младших школьников о важных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:

- главных местах сражений в ходе Вов;

- подвиге воинов-сибиряков, сражавшихся за Родину.

  1. Развивать интерес учащихся к историческим событиям, память, творческие способности, коммуникативные навыки.

  2. Воспитывать у школьников патриотические чувства, уважение к старшему поколению, сумевшему выстоять и победить.


Сценарий проведения

Дети разделены на группы по 5 человек

1.

Звучит песня «Священная война»

(слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова)

Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна -

Идет война народная, Священная война! ….

Педагог:

Есть события, над которым время не властно. К таким относится Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Никогда не исчезнет из памяти народов гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую заплатил наш народ. Длилась война 1418 дней и ночей.

22 июня 1941 года в 4 часа утра над советскими городами в небе загудели вражеские самолеты. Стали бомбить приграничные города, по дорогам заскрежетали фашистские танки.

Задание группам: Рассмотрите план нападения фашистской Германии на Советский Союз (приложение 2), и определите:

- первые города, которые подверглись бомбардировкам;

- направления главных ударов фашистских войск.

Обоснуйте свои ответы.

Ученики представляют итоги работы

Педагог:

Фашистская Германия и её союзники обрушили на Советский Союз удар невиданной мощи. 190 дивизий – это 5 миллионов человек, более 4 тысяч танков, 47 тысяч орудий и минометов,4.5 тысячи самолетов. До 200 кораблей. По плану Гитлера Советский Союз должен быть ликвидирован. На его территории предполагалось образовать четыре рейхкомиссариата – провинции Германии. Москву, Ленинград, Киев – взорвать, затопить, стереть с лица земли.

2.

Звучит песня «До свидания, мальчики»

(слова и музыка Б. Окуджавы)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.


Педагог:

В стране началась всеобщая мобилизация. Наш город тоже не остался в стороне. В Новосибирске на фронт уходили семьями. Так, на сборный пункт Железнодорожного района пришли четыре брата Жарковых, в полном составе ушла на войну семья Легаловых, 4 брата Снежковых, шесть братьев Саловых, пять братьев Сапан.

Задание группам: Прочитать информацию о новосибирцах, ушедших на фронт (приложение 3) и ответить на вопросы:

Ученики представляют итоги работы

Педагог:

26 июня 1941 года из Новосибирска на фронт отправлен первый эшелон 21 армии во главе с генерал-лейтенантом Степаном Калининым.

Полки сибиряков участвовали в параде на Красной площади 7 ноябри 1941 года. И с парада сразу уходили на фронт защищать Москву, Родину!

Наши земляки участвовали во всех крупных сражениях: громили врага под Курском, форсировали Днепр, сражались за Сталинград…

3.

Звучит песня «На безымянной высоте»

(слова В. Баснера, музыка М. Матусовского)

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат,

Нас оставалось только двое

Из восемнадцати ребят.

Как много их друзей хороших

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте!


Педагог:

В песне В. Баснера и М. Матусовского «На безымянной высоте» рассказано о событии, произошедшем в сентябре 1943 года у села Рубежанка Калужской области. Бойцам приказали взять высоту 224,1, она мешала продвижению наших войск к реке Десна и городу Рославль. Окруженная минными полями, высота занимала важное стратегическое положение и представлялась неприступной. Боевая группа, состоящая из сибиряков, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию — пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы смельчаков было слово «Луна».

Незаметно подкравшись к укреплениям, сибиряки забросали гранатами первую траншею и находящихся в ней гитлеровцев, выбили их и ринулись ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки, стремительность действий позволили молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту! Однако следовавшая за ними восьмая пехотная рота третьего батальона была отсечена пулеметным огнем и штурмовая группа оказалась в окружении превосходящих сил противника.

Заняв круговую оборону, смельчаки вели неравный кровопролитный бой в течение всей ночи. Первым погиб старшина Панин, потом замолк Емельян Белоконов, потом Липовецер и Шляхов. Уничтожая гранатами пулемет противника, пал от вражеской пули командир группы Порошин. Оставшиеся в живых окопались и продолжали сдерживать натиск врага. Сибиряки отбили несколько атак гитлеровцев.

Под утро началась артиллерийская перестрелка. Немцы в упор расстреливали наших из танков, пушек и шестиствольных минометов. Дмитрию Яруте миной перебило ноги, Борису Кителю оторвало руку. Они, истекая кровью, продолжали вести огонь по врагу до последнего дыхания. Весь израненный, Николай Голенкин поднялся в полный рост и, держа автомат левой рукой (правая была перебита и повисла, как плеть), ринулся вперед, стреляя по врагу. Ворвавшись в ряды врагов, он упал на автоматы фашистов. Так ценой своей жизни, Голенкин дал возможность своим товарищам перезарядить оружие, перевязать раны, собраться с силами и продолжать смертельную схватку.

С рассветом силы сибиряков иссякли. Сначала все затихло на правом фланге, где отбивалась группа Денисова. Потом пал Артамонов, сражавшийся рядом с Власовым.

Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу жестокий удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. Утром 14 сентября 1943 года, когда бойцы 718-го стрелкового полка прорвались на высоту, перед ними предстала картина жестокого кровопролитного побоища. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых — сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись — Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов — пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.

Задание группам: используя фотографии, вырезки их журналов, оформить страницу памяти воинам-сибирякам, сражавшимся на Безымянной высоте.

Группы представляют свои творческие работы

Педагог:

О героях Безымянной высоты писатель Сергей Михеенков написал повесть «Безымянная высота».

9 мая 1980 г. на высоте 224.1 в пос. Бетлица Калужской области установили мемориальный комплекс. Туда ежегодно выезжает делегация школьников из Новосибирска.

В сквере детского дома творчества им. Ефремова также установлен памятник сибирякам, оборонявшим Безымянную высоту.

4.

Звучит песня «День Победы»

(слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли,—

Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах.

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы! День Победы! День Победы!

Педагог:

30 апреля 1945 г. советские воины водрузили над рейхстагом в Берлине, столице Германии, Знамя Победы.

8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.


Звучит отрывок из стихотворения Игалы «Парад Победы»


В который раз уже Парад Победы

Смотрю я со слезами на глазах,

Какие муки вынести и беды,

Нам выпало, чтоб дальше жить в веках!...

И выстояли в битве той ужасной,

Столицу отстояли в тех боях

И жизнь свою отдали не напрасно -

Враги бежали, обретая страх.

Прошли года, но помнит Мать-Отчизна

Всех, кто сумел Победу отстоять,

Не пожалевших для Победы жизни,

Чтоб жить в сердцах людей и побеждать!


Методические рекомендации

  1. При работе над планом наступления фашистской Германии на Советский Союз важно зафиксировать внимание школьников на том, что первыми подверглись бомбардировке приграничные города – Брест, Житомир, Одесса. Главные удары фашистских войск были направлены в сторону крупных городов – Ленинград, Смоленск, Севастополь, Сталинград, Москва.

  2. При выполнении второго задания, предполагающего работу групп с текстом, обратить внимание ребят на вклад сибиряков в Победу: на войну уходили семьями, побеждали благодаря силе духа и воле, как летчик Сорокин, отличались мужеством, добротой и милосердием (на примере Николая Масалова).

  3. Страница памяти воинам-сибирякам, сражавшимся за Безымянную высоту, оформляется в виде коллажа на листе формата А3: допускается использование вырезок из журналов, собственных рисунков, надписей. Задание можно выполнять под музыку к песне «Безымянная высота».


Заключение

Классный час «Ты хочешь мира? Помни о войне!» был проведен на базе прогимназии в параллели 3-х классов. Мероприятие способствовало формированию у детей интереса к историческим событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ребят очень заинтересовала информация о восемнадцати сибиряках, сражавшихся за Безымянную высоту. Они задавали много вопросов, узнавали, как сложилась дальнейшая судьба Герасима Лапина и Константина Власова. Дети творчески отнеслись к созданию страниц памяти воинам-сибирякам.

Дети отметили, что узнали новую информацию о героях – новосибирцах.

Список литературы:

1. Великая Отечественная война, 1941-1945: энцикл. для школьников/ Сост. И. Дамаскин, П. Кошель. – Москва: ОЛМА-Пресс, 2001.

2. Календарь памятных дат Российской военной истории: люди, события, факты / Под ред. Г. Кальченко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: logos, 2001.

3. Мельникова А. У незнакомого посёлка, на Безымянной высоте...//Советская Сибирь, № 198 (26070), 21.10.09.

Интернет-источники:

  1. Боевые действия Красной Армии в ВОВ: www.bdsa.ru

  2. Великая Отечественная война 1941-1945 годов: www.velikvoy.narod.ru

  3. Великая Отечественная война глазами детей XXI века: www.plakaty-vov.narod.ru

  4. Наша победа. День за днем - проект о ВОВ: www.9may.ru

  5. Подвиг восемнадцати сибиряков на безымянной высоте http://www.mywebs.su/blog/history/8266.html

  6. Сражения и боевые операции Великой Отечественной войны http://great-victory.ru

  7. Хроника Великой Отечественной войны — Википедия: www.wikipedia.ru


Приложения:

Приложение 1 – Презентация к классному часу

Приложение 2 – План Барбаросса

Приложение 3 – Задания для групп о новосибирцах, сражавшихся на фронте

Приложение 4 – Фото с мероприятия


Приложение 2


Приложение 3

Задание для 1 группы

Николай Масалов (1922 – 2001) воевал в составе сибирской 443 стрелковой дивизии, в стрелковом полку, куда был призван в декабре 1941 года. Здесь он проходил боевую подготовку по воинской специальности «миномётчик». Его подвиг спасения немецкой девочки в апреле 1945 года лёг в основу сюжета известного монумента Воина-освободителя, который находится в Берлине. Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со своих стволов». Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих…

ВОПРОСЫ:

  1. Где служил Николай Масалов? В каком звании?

  2. Какой подвиг он совершил?

  3. Как называется памятник, увековечивший подвиг героя? Где он находится?


Задание для 2 группы

Софья Яковлевна Игнатова вырастила 9 сыновей и 4-х дочерей. Когда грянула война, танкисты Игнатовы были уже известны на фронтах, из них сформировали два танковых экипажа, четверо братьев-лейтенантов командовали танковыми взводами на Южном фронте, двое танкистов Игнатовых обороняли Ленинград.

Пали смертью храбрых братья Аркадий и Николай. На их место встала Маша Игнатова. Она была снайпером 150-ой Сибирской добровольческой дивизии. К концу войны на ее счету было 140 гитлеровцев.

Игнатовы не получили высоких боевых наград, но о подвиге семьи Игнатовых, где на фронт ушли все, кроме стариков и малышей, и достойно сражались за Родину, будут всегда помнить новосибирцы.

ВОПРОСЫ:

  1. Сколько детей было в семье Игнатовых? Где сражались Игнатовы во время ВОв?

  2. В чем заключается подвиг семьи Игнатовых?

  3. Какой подвиг совершила Маша Игнатова?


Задание для 3 группы

Захар Артемович Сорокин, уроженец Новосибирской области (ранее Томской губернии) – героический пилот, совершивший подвиг, требующий невероятного мужества и железной воли. Во время боя он был сбит, шесть суток раненый летчик добирался до расположения советских частей, по заснеженной тундре прошел около 70 километров и отморозил себе обе ноги. Захару Сорокину ампутировали обе ступни. Но он нашел в себе силы и рискнул вернуться в летный строй. На протезах…

Он не мог, как другие пилоты, резво выбегать к самолетам, поэтому ему приходилось спать в кабине, ожидая сигнала тревоги. Уже в феврале 1943 года он продолжил счет сбитым врагам. Летая с протезами, он уничтожил 12 вражеских самолетов. А всего, за всю войну, Сорокин сбил 18 машин противника. К моменту присвоения капитану Сорокину звания Героя Советского Союза он совершил 117 боевых вылетов.

ВОПРОСЫ:

  1. Сколько боевых вылетов совершил Захар Сорокин на момент присвоения звания Героя Советского Союза?

  2. Какой подвиг он совершил?

  3. Сколько герой уничтожил вражеских самолетов всего? Летая с протезами?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Ты хочешь мира? Помни о войне!"

Автор: Громова Ирина Анатольевна

Дата: 31.03.2020

Номер свидетельства: 544745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час "Твои права и обязанности" "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-tvoi-prava-i-obiazannosti"
    ["file_id"] => string(6) "166121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422901497"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час "Доброта спасет мир""
    ["seo_title"] => string(32) "klassnyi_chas_dobrota_spaset_mir"
    ["file_id"] => string(6) "567368"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608137080"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Классный час "Забытая война" "
    ["seo_title"] => string(28) "klassnyi-chas-zabytaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "116434"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412485821"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир, труд!" "
    ["seo_title"] => string(66) "klassnyi-chas-samyie-doroghiie-dlia-nas-slova-mama-rodina-mir-trud"
    ["file_id"] => string(6) "218333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433762850"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час "Поговорим о патриотизме""
    ["seo_title"] => string(37) "klassnyi_chas_pogovorim_o_patriotizme"
    ["file_id"] => string(6) "604455"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649441812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства