Цель: воспитывать патриотическое отношение к своей стране.
Задачи: привитие любви к Родине; воспитание гордости за свой народ; развитие гражданской позиции знающего свою история гражданина; углубление знаний учащихся в области истории войны 1941 - 1945 года; показ живой связи поколений; развитие интереса к историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»»
Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»
Рябова Т. Н.
Цель: воспитывать патриотическое отношение к своей стране.
Задачи: привитие любви к Родине; воспитание гордости за свой народ; развитие гражданской позиции знающего свою история гражданина; углубление знаний учащихся в области истории войны 1941 - 1945 года; показ живой связи поколений; развитие интереса к историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
1 этап. Конкурс чтецов (1 час)
Вступительное слово учителя
- 9 мая ….
Ребята, вам говорит о чём то эта дата? (Ответы детей)
-День Победы. Этот праздник у всех на устах. 9 мая 2015 года , 70 лет назад в этот день закончилась страшная война – великая отечественная война. Длилась она почти 4 года. 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистские войска напали на мирно спящих людей. Без объявления войны рано утром на нашу землю обрушался шквал немецких снарядов. Но советские бойцы не растерялись. Они мужественно приняли бой и, как могли, защищали нашу страну. Трудной и долгой была эта война. Много бед принесла она советскому народу. Каждая семья отдавала на фронт крепких, сильных бойцов. А когда все мужчины ушли воевать, пришел черед подростков, стариков и женщин. Они самоотверженно защищали Родину от захватчиков. Кто на фронте, кто в партизанских отрядах, кто в тылу. Нелегко пришлось людям. Был и голод, и смерть, и концлагеря. Но наш народ не сломился под напором фашистом. Несмотря на все тяжести, явное преимущество в начале войны вражеских сил, мы победили захватчиков, отстояли свободу и независимость своей страны. Миллионы солдат положили свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны, но не отступили ни на шаг, не сдали неприятелю ни клочка нашей земли. 9 мая в 1945 года было объявлено о полной капитуляции немецкой армии и великой Победе наших войск. Вот уже 70 лет наш народ празднует праздник Победы 9 мая, вспоминая тех, кто защитил нашу страну, тех, кто не пожалел своей жизни для блага всего народа.
Дома вы учили стихи о ВОВ. Слово предоставляется…(Дети читают по очереди стихи о ВОВ).
2 этап. « Мы этой памяти верны» (2-ой час)
Учитель:
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка.
Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает.
Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся.
Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.
Учитель: Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Та дата горькая близка любой семье. . . 22-ое, 41 - ый, лето . . .
70 уж лет прошло, но не забыть о той поре.
Слайды 1-2 НАЧАЛО ВОЙНЫ
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.
Звучит запись
Левитан «О начале войны»
Слайд 3 ЗАДАЧИ ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИИ
Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
Слайд 4 НА ЗАЩИТУ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.
В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.
Слайд 5 ПЕРВЫЕ СРАЖЕНИЯ (Ребята рассказывают о первых сражениях)
1 ученик :
Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пядь родной земли.
Учитель: ВЕТЕР ВОЙНЫ
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! - прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена. Степан Кадашников
Слайд 6 БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
2 ученик:
С началом обстрела Бреста на рассвете 22 июня находившиеся в городе подразделения были подняты по тревоге. В 7 часов противник ворвался в город. Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов.
Слайд 7 ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ
3 ученик:
В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.
Слайд 8 БИТВА ПОД МОСКВОЙ
4 ученик:
Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Свой план захвата гитлеровцы назвали “Тайфун” Но этим планам не суждено было осуществиться.
Слайд 9 БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
5 ученик:
8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.
Слайд 10 СМОЛЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
6 ученик:
Героически сражались с врагом наши воины у Смоленска. Самые славные участники Смоленского сражения – 4 дивизии – первыми получили звание Гвардейских.
Слайд 11 СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
7 ученик:
Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Вов. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж целых 200 дней, и они победили.
Слайд 12 КУРСКАЯ БИТВА
8 ученик :
В результате битвы на Курской дуге стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии. 50 дней шли ожесточённые бои на земле и в воздухе. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны танковое сражение, которое закончилось победой советских танкистов.
Слайд 13 В ТЫЛУ
Учитель:
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, обеспечивая защитников вооружением и продуктами. К станкам и машинам встали женщины, старики и подростки. Учёные создавали образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику врага.
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу. С. Я. Маршак
Слайд 14
Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!»,
«Всё для фронта, всё для победы!».
Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.
Слайд 15
Собирали посылки, писали душевные письма, поздравляли с праздниками. Солдаты и офицеры читали эти письма в минуты затишья между боями. Такие весточки из дома поднимали боевой дух воинов.
Слайд 16 БИТВА ЗА БЕРЛИН
9 ученик:
Предстояла последняя решающая битва – за Берлин. Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя Победы, а поздним вечером 8 мая был подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Звучит запись
Левитан «О капитуляции Германии»
Слайд 17 ДЕНЬ ПОБЕДЫ
3 этап. Прослушивание и разучивание популярных песен военных лет. (3 час)
Учитель:
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5. От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года... 1418 дней.
6. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.
Война была. Пожелтевшие треугольники это фронтовые письма. В них дыхание войны, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Почти все письма начинались с обращения к родным и близким.
(Инсценировка стихотворения: «Девочки с мишкой». Автор Лора Тасси.)
Ведущий:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
«Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.»
Ведущий:
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Девочка:
«Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я.»
Ведущий:
А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят. "
Ведущий:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. "
Ведущий:
Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?.
Учитель: «Треугольники»
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нём и горькое лето, и сигналы тревог.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
Дети читают письмо «Медсестра и юноша»
Девушка 1: «Сашка, дорогой, здравствуй! Скоро к тебе так запросто и не обратишься… Товарищ, лейтенант, и не иначе. Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же это давно было… Ровно год… И ровно год идёт война. Наши почти уже все на фронте, даже девчонки.
Как подумаю, что для Володьки, Маши, Лидочки, Антона, Сергея уже никогда и ничего не будет, становится страшно.
Никогда и ничего…
Береги себя. За меня не волнуйся, у меня всё в порядке. Наш медсанбат сейчас располагается в лесу. Пишу тебе письмо, а передо мной зелёный лес. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что всего в двух километрах от нас немцы
Извини, больше писать не могу, привезли новых раненных. Жду твоего письма. Твоя Таня.»
Юноша 2:
«Милая, Таня! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо.
Немцы скоро пойдут в атаку, а нас осталось только трое…
Твой портрет лежит у меня на коленях, значит, ты со мной.
Не так тяжело умирать, когда знаешь, что где-то есть человек, который помнит о тебе и любит.
Таня милая, прошу тебя, постарайся выжить в этой страшной войне. Выживи, и проживи эту жизнь за нас».
Учитель: «_____________________________. С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал в неравном бою смертью храбрых. Он был настоящим мужественным и смелым солдатом».
(Мелодия песни "От героев былых времён" )
Учитель:
Идет война – до песен ли!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.
ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (ТЕКСТЫ)
"Священная война"
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
"В землянке"
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
"Синий платочек"
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной, -
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой,
И между строчек
Синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой.
Чувствую рядом
Любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой,
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулемётчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
"Тёмная ночь"
Темная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах тускло звезды мерцают
В темную ночь ты любимая знаю не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами
Темная ночь разделяет любимая нас
И тревожная черная степь пролегла между нами
Верю в тебя в дорогую подругу мою
Эта вера от пули меня темной ночью хранила
Радостно мне я спокоен в смертельном бою
Знаю встретишь с любовью меня что б со мной ни случилось
Смерть не страшна с ней не раз мы встречались в степи
Вот и теперь надо мною она кружится
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь
И поэтому знаю со мной ничего не случится
Учитель:
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему.
Покой и счастье мирных детей
За это жизнь отдал свою.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели сотен тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня.
Вот почему с величайшим восхищением и уважением смотрим мы на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание, человечность, милосердие.
Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского народа. Почтим память всех погибших Минутой молчания.
(МИНУТА МОЛЧАНИЯ в сопровождении «Реквиема»)
Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.
Ученик:
"Нет!" - заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо - синим-синим.
Ученик:
Нам нужен разноцветный мир
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пушки и снаряды.
Ученик:
Весна. Певучий соловей
Звенит в тени дубравы.
Пусть не нарушит сон детей
Раскат войны кровавой.
Ученик:
Мы против горя и войны,
Хотим расти счастливыми!
Пусть светит солнце с вышины
Над городами, нивами!
Викторина.
1. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
2. В каком году закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года)
3. Как называется одно из первых сражений Великой Отечественной войны? (Оборона Брестской крепости в июне 1941 года)
4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня)
5. Какой город фашисты так и не смогли сломить и захватить, не смотря ни на что? (Москву. Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7—10 января — 20 апреля 1942).)