Данная разработка классного часа предназначена для учащихся начальной школы.
Основная цель классного часа: рассказать младшим школьникам о героическом подвиге уральцев во время Великой отечественной войны.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей формирования и победоносного шествия Уральского добровольческого танкового корпуса (УТДК) в годы Великой отечественной войны. Сохранить историческую памяти о нем.
Рассказать о легендарном русском танке Т-34.
Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, за свою Родину, за Урал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час никто не забыт,ничто не забыто »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
г.о. Ревда Свердловской области
Номинация: Методика организации и проведения классных часов
Тема классного часа: «Никто не забыт, ничто не забыто»
К 70-летию Уральского добровольческого
танкового корпуса
Автор:
Упорова
Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории МАОУ «СОШ № 10»
г.о. Ревда Свердловской области,
телефон: +7 922 109 20 86
г. Ревда, 2015г.
Пояснительная записка
11 марта 2013 г. исполнилось 70 лет со дня создания легендарного, покрывшего себя бессмертной славой Уральского добровольческого танкового корпуса. Полностью экипированные — от пуговиц на гимнастерке до грозных танков — на личные сбережения уральцев, воины-танкисты начали боевой путь на Курской дуге, с боями прошли по дорогам Украины и Польши. Победный грохот уральских танков раздавался на улицах поверженного Берлина и освобожденной Праги.
Значимость подвига уральцев позволяют оценить уникальные архивные документы, монографии и статьи, мемуары непосредственных участников событий, литературно-художественные произведения, сборники архивных документов. Мы и наши ученики живем на Урале. Всеобъемлющий процесс познания народного подвига уральцев, совершенного в суровые годы Великой Отечественной войны, важен для подрастающего поколения. Не дать забыть свою историю, привить патриотические качества с начальной школы, научить бережно хранить память о героическом прошлом своих предков – вот главная задача современного образования.
Данная разработка классного часа предназначена для учащихся начальной школы.
Основная цель классного часа: рассказать младшим школьникам о героическом подвиге уральцев во время Великой отечественной войны.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей формирования и победоносного шествия Уральского добровольческого танкового корпуса (УТДК) в годы Великой отечественной войны. Сохранить историческую памяти о нем.
Рассказать о легендарном русском танке Т-34.
Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, за свою Родину, за Урал.
Классный час, посвященный 70-летию УТДК, провожу в форме праздника. Применяю методы театрализации (чтение стихов наизусть, сценка, исполнение военных песен), методы наглядной агитации (плакаты, видеофильм, атрибуты военной формы у выступающих старшекласников) метод игровых ситуаций.
Оформление и оборудование: компьютер, проектор, экран, песни военных лет, плакаты, документальный фильм, свечи.
Ход мероприятия.
Учитель: 11 марта 2013 г. исполняется 70 лет со дня создания легендарного,
покрывшего себя бессмертной славой Уральского добровольческого
танкового корпуса. Полностью экипированные — от пуговиц на
гимнастерке до грозных танков — на личные сбережения уральцев,
воины-танкисты начали боевой путь на Курской дуге, с боями прошли
по дорогам Украины и Польши. Победный грохот уральских танков
раздавался на улицах поверженного Берлина и освобожденной Праги.
Дорогие ребята, мы с вами живем на Урале. Я предлагаю вам окунуться в атмосферу событий военных лет и поближе познакомиться с историей формирования и победоносного шествия наших соотечественников в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.
(На фоне песни «Утомленное солнце» ученики читают стихотворение С. Щипачёва "22 июня 1941 года")
1 чтец:
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 чтец:
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45- м, в мае.
3 чтец:
Казалось, было холодно цветам ,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
4 чтец:
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
5чтец:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
Учитель: "Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. "Война!" - крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут утра по московскому времени" - так о начале войны писал Борис Васильев. Началась Великая Отечественная война. Чтобы не оказаться в рабстве, ради спасения Родины, весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей страны, вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
(Звучит "Священная война", сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
(выходят старшеклассники)
6 чтец. В первый день войны мальчишки и девчонки, наравне с взрослыми, записывались на фронт. Им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
7 чтец. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
8 чтец. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
9 чтец. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
10 чтец. Война от Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
11 чтец. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Учитель: Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
Мы - уральцы. В годы Великой отечественной войны благодаря подвигу русских солдат немцам так и не удалось дойти Урала. Да и нельзя было пускать врага на Уральскую землю, так как именно Урал в годы Великой Отечественной войны, как сказал поэт Александр Твардовский, стал «Опорным краем державы» (Родины).
(Выступление старшеклассников)
1 чтец: В 1941 — 1942 гг. на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило военно-промышленный потенциал региона. Урал во время войны стал главной «оружейной мастерской» страны. Не было таких видов военной продукции, которые бы не изготавливались на Урале.
2 чтец: Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали!!! Всего за годы войны учеными и конструкторами Советского союза было разработано более 80 опытных образцов боевых машин.
3 чтец: В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске во время войны этот город называли «Танкоградом»), Нижнем Тагиле, Свердловске. Их девизом было: «В труде, как в бою!».
4 чтец: Грозные боевые машины танки полностью произведены на Уральской Земле. Металл плавили и прокатывали доменщиками и сталевары Свердловска (Екатеринбург), Тагила, Ревды, Серова, Первоуральска, Алапаевска, Кушвы. От других заводов Урала получали моторы, орудия, боезапасы, радиопередатчики, агрегаты.
Учитель: Ребята, хотите сами собрать танк? Тогда предлагаю поиграть в игру «Собери танк» (класс делится на 4 группы, задача: как можно быстрее собрать из частей картинку с танком). На доске вывешиваются получившиеся танки.
(звуки гусениц танка)
Сценка (папа и сын):
- Папа, а это и есть танк Т-34?
-Да, сынок, это и есть легендарный танк,
танк, принёсший победу Советскому народу,
в борьбе с немецкими оккупантами.
Танк Т-34 …самый лучший танк Великой Отечественной Войны!
1 чтец: Это Т-34,
Нет надёжней танка в мире:
Ни в ученье, ни в бою
Не пробить его броню.
Исполнение старшеклассниками под гитару песни на слова и музыку Михаила Калинкина «Т-34»
Это мыслей сверкающих высь
О победе в любой войне,
И металлом одетый смысл,
Что на свете мы всех сильней,
Это правило, где лежит
Гениальная простота,
И Конструктора главного жизнь
Перешедшая в этот танк!
Это холод гулких цехов,
И под небом открытым станки.
Дети с бабами у станков -
На войне давно мужики...
И бумага последних рублей,
Припасенных на черный день,
И колец обручальных блеск,
Снятых тысячами людей.
И в наушниках: "Заводи!"
И прорвать оборону приказ...
"Ну, родимый, не подведи!.."
И до самого пола газ!
И болванки в башню удар,
И застывший радиста взгляд,
И фанерная в поле звезда,
И сто грамм за погибших ребят...
И проломленные бока
Всех немецких зверей стальных,
И Москва в золотых огнях
Под победным небом страны...
Это щит наш, и это меч,
Это - наша прямая речь,
Средство выжить народам моим
В этом бешенном мире.
Это скорость и сила огня
Это люди, сильней чем броня
Это слава моей страны, Т-34!
Это слава моей страны, Т-34!
Это - ржи золотой посев
На холмах боевых полей,
Это памятник у шоссе
С одинокой гвоздикой в стволе
Это пульс идущих вперед
Молодых и сильных машин,
Что начало свое берет
Из твоей российской души!
Это щит наш, и это меч,
Это - наша прямая речь,
Средство выжить народам моим
В этом бешенном мире!
Это скорость и сила огня
Это люди, сильней чем броня
Это слава моей страны, Т-34!
Это слава моей страны, Т-34!
Это слава моей страны, Т-34!
(Старшеклассники остаются на сцене)
Учитель: Но танков в русской армии в начале войны катастрофически не хватало. Поэтому в рабочих коллективах уральских заводов родилось предложение: сделать подарок фронту - создать свое, уральское, танковое соединение.
(Слова читают старшеклассники)
1 чтец: По инициативе танкостроителей, в газете "Уральский рабочий" 16 января 1943 года был опубликован материал "Танковый корпус - сверх плана": танкостроители Урала обязались работать безвозмездно и сверх плана регулярно отчислять часть заработка на оснащение корпуса боевыми машинами, оружием, обмундированием.
2 чтец: Патриотический почин свердловчан подхватили Челябинская и Молотовская области. 26 февраля 1943 года Командующий УралВО генерал-майор Катков издал директиву, в которой сообщалось, что на территории Уральского военного округа, по решению Свердловского, Челябинского и Молотовского обкомов ВКП(б), утвержденному Народным Комиссаром Обороны, Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным, формируется особый Уральский Добровольческий танковый корпус численностью 9661 человек.
3 чтец: Командирам частей и соединений поручалось начать учебу личного состава по мере его поступления, не ожидая штатной укомплектованности.
4 чтец: В первые дни после получения телеграммы Сталина в военкоматы хлынул поток заявлений от добровольцев, желающих стать воинами корпуса. Более 100 тысяч заявлений подали рабочие заводов.
5 чтец: На одно место воина корпуса претендовало 12 человек. Были созданы комиссии на предприятиях и в военкоматах. Они отбирали физически крепких, здоровых людей, умеющих управлять техникой и тех, чьи специальности применимы в танковых войсках.
6 чтец: Танковый корпус поистине стал легендарным. Желавшие попасть в состав танкового корпуса писали заявления даже в стихотворной форме. Так Дятлов И. Я. Обосновал свою просьбу следующим образом:
(Выходит мальчик в пилотке)
Когда в опасности мой город,
Я не могу сидеть и ждать.
Пока годами еще молод,
Быть должен в армии опять.
Я быть хочу под Ленинградом,
Все дальше гнать от стен врага…
В семье бойцов хочу быть снова,
Чтоб жизнь опять пошла на лад.
Учитель: Одновременно по всему Уралу продолжался добровольный сбор средств в фонд создания корпуса. Собрали свыше 70 млн. рублей. На эти деньги были выкуплены у государства боевая техника, вооружение и обмундирование.
11 марта 1943 года считается днем рождения 30 Добровольческого Уральского танкового корпуса.
Ученики исполняют песню «Уральцы бьются здорово»,
муз. Т. Хренникова, сл. А. Барто
1. Могучий и грозный,
Железный Урал,
Священную клятву
Ты партии дал.
Как сталь броневая,
Та клятва тверда.
Первыми будем
На фронте труда.
Припев:
Уральцы бьются,
Эх, бьются здорово!
Нам сил своих,
Нам сил своих не жаль.
2. Еще в штыках стальных,
В штыках Суворова
Она горела и сверкала,
Наша сталь.
Клянемся победу
Ковать у станка,
Мы клятву поднимем,
Как знамя полка.
Мы сталью клянемся,
Уральской рудой,
Меткой винтовкой
И красной звездой.
Припев.
Нам светят, товарищ,
Победы огни,
Мы время сжимаем
В горячие дни,
Колхозник и токарь,
Танкист и кузнец,
Вместе врагу мы
Готовим конец.
(Выходят четвероклассники)
1 чтец: За отличные боевые действия Москва 27 раз салютовала уральским танкистам.
2 чтец: О массовом героизме добровольцев говорят 54 ордена, прикрепленных к знаменам корпуса и его подразделений.
3 чтец: За мужество и отвагу, проявленные в ходе военных операций, уральские «чудо – богатыри» получили 42 368 наград: среди них 1000 героев Советского Союза, 27 полных кавалеров ордена Славы.
4 чтец: Пусть танки тяжелые едут,
Победу в орудьях везя.
Победа! Победа! Победа!
И только победа, друзья!
5 чтец: Пройдут года - над веком небывалым
Потомки совершат свой поздний суд:
Победу назовут они Уралом,
Железо назовут они Уралом,
И мужество Уралом назовут!
1 старшеклассник:
Цветы возлагали на бронь наших тридцатьчетверок.
И сталь засветилась скупою солдатской слезой.
Никто там не плакал, никто не сидел на машине.
То бронь прослезилась от судеб погибших людей.
2 старшеклассник:
Цветами обсыпана вся боевая машина!
Она заслужила свой тихий приют и покой.
Лежат на броне «полыхают» под солнцем гвоздики.
А с ними сгоревшие души - героев парней!!!
3 старшеклассник:
Давайте все минуту помолчим,
Помянем с болью тех, кто не вернулся,
Кто в полный рост о пулемёт споткнулся,
Идя в атаку сквозь огонь и дым.
4 старшеклассник:
Давайте все минуту промолчим,
Пусть слёзы навернутся на ресницы,
Фронтовикам война доныне снится
И тем, кого ничем не воскресим,
5 старшеклассник:
Давайте все минуту помолчим.
Мы жизнью им обязаны на свете –
И сами мы и даже наши дети.
Их подвиг не забыт, не повторим.
Давайте все минуту помолчим.
Учитель: Объявляется минута молчания.
Список литературы:
Никто не забыт, ничто не забыто: 70-летию создания Уральского добровольческого танкового корпуса. — Сборник. — 3-е изд., Екатеринбург, 2012
Добровольцы: воспоминания [о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса] / сост. Сергей Александров. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965.
Добровольцы Урала: воспоминания, очерки / сост. Яков Резник. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1972.
Добровольцы Урала: Очерки. Воспоминания / сост. Яков Резник. — 2-е изд., доп. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980.
Когда стою у Вечного огня: памятники и памятные места Великой Отечественной войны Свердловской области / сост. А. А. Войтенко. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2000. Никитин, Д. Герои Славы / Д. Никитин, В. Поколов, Е. Прыткова. — Свердловск: Свердловское Книжное Издательство, 1963.