Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.
- Формировать у детей коммуникативные навыки.
Актуализация: Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Ход классного часа:
1. Организационный момент. (Дети сидят за партами )
Расслабляющий тренинг.
Тренинг проводится на фоне музыкальной композиции «Утро» Э.Грига.
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное теплое утро.
Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают кистями рук лицо)
Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими)
- Ребята улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь всем присутствующим в классе. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей.
- А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем работать.
Ребята, для того, чтобы узнать, тему сегодняшнего занятия нам необходимо составить пословицы из двух частей. (слайд)
● В здоровом теле - здоровый дух.
● Здоровье дороже денег.
● Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда здоровым.
● Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Назовите общую тему пословиц и тему нашего занятия. (Тема-Здоровье)
- Верно. Сегодня мы будем говорить о здоровье. А именно о здоровом образе жизни.
Солнышко-символ здоровья. Здоровье самое большое богатство и его нужно беречь. Пока ты здоров так кажется будет всегда, но..
На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы на данном занятии?(Ответы детей. Если ребята затрудняются – задать наводящие вопросы или подсказать и спросить: если вы согласны со мной хлопните в ладоши).
На доске(слайд)
● Что такое здоровье?
● Какие правила надо соблюдать, чтобы всегда оставаться здоровым?
● Как оставаться всегда здоровым?
Давайте поразмышляем, что такое здоровье? А в словаре В.Даля даётся следующее определение здоровья: состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.(слайд)
Почему люди должны уделять внимание здоровью? Что нужно делать чтобы быть здоровым?
Легко ли быть здоровым? Об этом мы и поговорим более точно.
Как вы относитесь к своему здоровью?
Тест с жетонами. Ребята поднимите Желтый жетон кто не болел в этом году.(высокий уровень здоровья). 1 раз в году –синий (средний уровень),Кто болел 2 и более Красный жетон (низкий уровень здоровья)
Мы привыкли что человеку свойственно болеть. Но это неверная установка.Изменим ее , что человеку естественно быть здоровым, также как и солнышку давать тепло.
Вспомним сказку «Мойдодыр». Кто её автор? (Просмотр фрагмента из мультфильма 30 сек.)
-Для чего животные купаются и чистят своё тело? (чтобы не было запаха, быть чистыми, чтобы их не обнаружили другие звери).
-А зачем моется человек? (Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем не заболеть).
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)
- У Чистоты есть помощники. Назовите их (мыло, шампунь, зубная щётка, вода, мочалка, расчёска).
- Откуда появляются микробы на коже? (от грязи)
-Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)
-Как вы заботитесь о чистоте тела?
- Посмотрим ещё один эпизод из сказки «Мойдодыр».
- Первое правило ЗОЖ. (Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)
«Соблюдайте чистоту!».
Наше солнышко заболело. Давайте его вылечим и разгоним вредные тучки.
Тучка «Неправильный режим дня.
Что такое режим дня? Это распорядок дня.
Задание. Работаем в парах. Возьмите карточки с таблицей и положите перед собой. Соедините линиями время и соответствующие фразы.
7.00 – 8.00 В школе слушай всё внимательно, будь прилежным и старательным.
8.30-13.00 После школы погуляй, про обед не забывай.
Пришло время постараться, за уроки приниматься.
13.00-18.00 Знай, дружок, что в 7 утра хватит спать, вставать пора.
Как поел, портфель бери, в школу с радостью иди.
18.00-21.00 Знай, спокойный, крепкий сон, тебе очень нужен он.
21.30 Дома маме помоги и немного отдохни.
- Давайте проверим, что же у вас получилось? Читаем по цепочке.
С 7.00 до 8.00 – Знай, дружок, что в 7 утра хватит спать, вставать пора.
Как поел, портфель бери, в школу с радостью иди.
с 8.30 до 13.00 – В школе слушай всё внимательно, будь прилежным и старательным.
с 13.00 до 18.00 - После школы погуляй, про обед не забывай.
Пришло время постараться, за уроки приниматься.
с 18.00 до 21.00 – Дома маме помоги и немного отдохни.
21.30 – Знай, спокойный, крепкий сон, тебе очень нужен он.
- Кто постоянно соблюдает режим дня? Легко ли его соблюдать? (нет) Но возможно?
Вывод: Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – «Соблюдай режим дня!»
Выполнили задание и тучка ушла. Давайте прогоним следующую тучку.
Тучка 2. «Вредные привычки» Очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека. Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма, мы сейчас и поговорим.
- Какие полезные привычки вы знаете? (Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье).
- Всё верно. Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки. Слайд 6.
- Какие вредные привычки вы знаете? (Крик, шум, лень, ссоры, неряшливость, болезни грязных рук, грубость, алкоголь, наркотики).
- Давайте поиграем в игру «Пирамида» (Учитель выбирает двух учеников, а затем каждый выбирает себе ещё по два ученика и так выйдет весь класс.)
– Чтобы поднять вас всех, понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро вредные привычки прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся причиной многих неприятностей. Люди могут стать рабами вредных привычек, если вовремя не скажут им НЕТ.Скажем дружно хором: «НЕТ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ!»
- Тихо сели на свои места.
Практическая работа. Ребята,предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые лёгкие. Что же произойдет с лёгкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика лёгкие становятся дряблыми, вялыми – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые лёгкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же лёгким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?
Так легко ли избавиться от вредных привычек? (НЕТ)
Лучше вообще НЕ заводить вредных привычек, а вести здоровый образ жизни!
Нет вредным привычкам! (вывешивается на доске)
Вот и вторая тучка ушла. Осталась последняя Тучка 3. «Неправильное питание»
Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек, зависит его здоровье.
- Что любите вы есть? А всё ли это полезно?
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Вредные и полезные продукты». Смотрите на экран, если продукты полезные, хлопните один раз в ладоши, если вредные, то топните один раз ногами. Слайд 8
Игра «Полезно, вредно». На стене расположены картинки с разнообразной едой.
- Ребята, а сейчас поиграем. Снимаете картинку со стены и крепите её на доску, распределяя продукты по группам: полезно и вредно. Легко ли отказываться от любимых, но не полезных продуктов питания? (Нет) Но возможно? (Да)
- Почему эти продукты полезны? А эти вредны? (Овощи и фрукты - есть витамины, укрепляют здоровье; вредные продукты приводят к болезням, разрушают здоровье).
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: продолжить сказку.
Продолжите сказку: (групповая работа по рядам).
На карточках: "Жил - был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".
-Какая случилась беда с принцессой? (Стала худой, грустной, болел живот).
- Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. Расскажите, как правильно питаться.
Правила появляются на доске:
Здоровое питание: разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки.
- Объясните, что значит «разнообразное»?
-Объясните, как понимаете пословицу "Овощи - кладовая здоровья".
- Поднимите руку, кто питается правильно? Если нет, постарайтесь поправить дело.- Назовите второе правило здорового образа жизни. «Правильно питаться!»
– Смотрите, тучки с нашего солнышка совсем разбежались. А хотите, я научу вас делать волшебные оживлялки? И если вам когда-нибудь станет грустно или вредные тучки заслонят ваше солнышко, вы устанете или не захотите выполнять трудную работу, делайте их, и настроение ваше обязательно поднимется.
Оживлялка первая. Потрите одну руку о другую, чтобы согреть ладони. Затем положите ладошки на закрытые глаза и почувствуйте расслабляющее тепло. Теперь уберите ручки, откройте глаза и помогайте.
Оживлялка вторая. Возьмите в руки карандаши и покатайте между ладошек, пальчиками. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учёными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев.
Оживлялка третья. Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук, моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза,сжимаем кулаки и говорим вслух или про себя: «Я справлюсь! Я могу! Человек все может! Я ничего не боюсь!»
- И ещё, чаще улыбайтесь! Даже если вам этого не хочется. Ваш мозг ассоциирует улыбку с хорошим настроением, радостью и другими позитивными эмоциями. А это благоприятно влияет на ваше здоровье.
- Так легко ли быть здоровым? (Трудно, если не соблюдать правила здорового образа жизни. Но возможно, если привыкаешь жить по этим правилам.)
- Надеюсь, наше занятие поможет вам позаботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье ваших родных и близких. Научите их всему, что вы сегодня узнали. Вдруг они этого ещё не знают?
Самостоятельная работа в паре. Возьмите полоски жёлтой бумаги. Это солнечные лучики. Запишите на них советы для друзей, как сберечь здоровье.
- Прикрепите свои лучики к солнышку. Это солнышко – символ здоровья вашего класса. Пусть оно сияет и дарит вам здоровье, счастье, тепло.
На память о нашей встрече я дарю вам закладки-памятки.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда.
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыло вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Соблюдайте все советы
И легко вам будет жить!
- Спасибо за работу! Мне было приятно с вами работать.
7.00 – 8.00 В школе слушай всё внимательно, будь прилежным
и старательным.
8.30-13.00После школы погуляй, про обед не забывай.
Пришло время постараться,за уроки приниматься.
13.00-18.00Знай, дружок, что в 7 утра хватит спать, вставать пора.
Как поел, портфель бери, в школу с радостью иди.
18.00-21.00Знай, спокойный, крепкий сон,
тебе очень нужен он.
21.30 Дома маме помоги и немного отдохни.
7.00 – 8.00 В школе слушай всё внимательно, будь прилежным
и старательным.
8.30-13.00После школы погуляй, про обед не забывай.
Пришло время постараться,за уроки приниматься.
13.00-18.00Знай, дружок, что в 7 утра хватит спать, вставать пора.