Классный час, посвященный Дню Конституции
Цель: расширение знаний и представлений о государственной символике.
Задачи:
популяризовать государственные символы РФ;
знакомить со значением государственных символов РФ;
развивать познавательные способности;
формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;
воспитывать уважение к символам государства.
Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, экран.
Ход классного часа
1.Повторение.
- Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать!
Звучит гимн.
-Прошу всех сесть.
-Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в нашей стране 12 декабря будет отмечаться День конституции.
-Кто знает, что такое конституция?
(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
-Какие права и свободы вы знаете?
(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)
-Давайте проверим. (Презентация. Слайд3, 4.)
- Предлагаю сыграть в игру “ Угадайку”. Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права -иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 5–10.)
(Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Право на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)
-Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.
2. Новый материал.
-Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 1 класса и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.
Учащиеся перечисляют, показываю изображение герба, флага и слова гимна на экране.
ГИМН.
-В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
-Ребята, какие чувства вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
Выслушав ответы детей, подводить итог.
-Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.
2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
-Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
ФЛАГ.
Зачитываю стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегу меня.
Я России часть и знак-
Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
На экране появляется изображение флага РФ.
- Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
3. Итог.
Символы государства — это и история нашей страны, и её сегодняшний день.