Просмотр содержимого документа
«Классный час "Достоинство и честь"»
Достоинство и честь
Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. Он раскрывает такие понятия моральных качеств человека, как честь и достоинство.
Цели и задачи:
1. Показать, что честь и достоинство определяют нравственную ценность человека.
2.Развивать познавательный интерес учащихся. Воспитывать чувство патриотизма.
3.Дать почувствовать сопричастность к историческим событиям Родины, активизировать интерес детей к истории семьи.
4.Способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство.
5.Развивать умение публичного выступления, научить грамотно участвовать в диспутах, слушать собеседника, излагать свои мысли.
Ход классного часа
Слово классного руководителя:
Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше.
-Что значит- прожить жизнь с честью и достоинством?
Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство.
Честь, достоинство, совесть, благородство… Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести – будут и почести», «Жизнь – Родине, честь - никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов.
«И первый клад мой честь была, » - писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены.
Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:
- Погиб поэт - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой…
Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!
Так что же такое честь для каждого из нас?
- Что такое честь? (учащиеся дочитывают определения с доски).
- О ком бы вы так могли сказать-человек чести?
( Приводят собственный примеры. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь).
Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость
-Поговорим о честности в спорте, да и в обычной игре?
(Когда играем честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)
- Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?
(А ещё когда обещаем маме обязательно выполнить уроки, например, или погулять с собакой,. тогда мы говорим: «Даю честное слово!».
-По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».) Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?
(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)
- Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь .
(записывают:«уважение» и «самоуважение»)
- За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?
(Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, этот человек верен долгу, справедлив и порядочен )
- Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании? (Слово «поступки» является ключевым).
Ученик записывает на доске слово «поступки» .
-Объясните значение выражений
1 Честь семьи (доброе имя)
2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)
3. Честное имя (незапятнанное)
4. Человек чести (гражданское достоинство)
5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)
-Давайте попробуем объяснить в каких ситуациях мы говорим:
1.Пора и надо честь знать;
2.Имею честь предложить;:
3.Кто-то живет по совести;К
4.Сочту за честь;
5.Невелика честь;«»
6.Слишком много чести; «»
7.Поступок делает Вам честь;
-Так что же честь для каждого из нас?
ЧЕСТЬ - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
ДОСТОИНСТВО
-Рядом с понятием «честь» стоит понятие «достоинство». Что означает слово «достоинство»?
(Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание. Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение. Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. )
Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид. - В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово.
-Что такое чувство собственного достоинства?
( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)
Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.
СОВЕСТЬ
-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?( К голосу совести)
-Какие высокие моральные качества человека можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость храбрость, отвага, порядочность, совесть).
2.Дайте определение слову совесть. (…)
Честь и совесть?
Что они для человека?
-Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?
1.Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое?
2.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
3.Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести?
4. Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.
Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?
(
Определение добродетелей человека чести
Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие;
Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .
Кодекс чести.
Благородство в Служении
Скорее Смерть, чем Бесчестье
Смелость в исполнении правил
Уважение ко всем достойным людям
Презрение к подлецам
Защита невиновных
Наказание преступников
Учтивость ко всем женщинам
ВЫВОД:
Честь во все времена состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости.