Просмотр содержимого документа
«Классный час "Безопасность дорожного движения"»
Классный час «Знай Азбуку дорожного движения!»
Класс: 1
Возраст детей:7-8 лет
Цель: формирование знания правил дорожного движения и умение применять их в жизни.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения
Развивающая: развивать коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД (самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; осознанно строить речевые высказывание в устной форме; анализировать информацию и строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию,способствовать развитию критического мышления);
Образовательная: актуализировать знания правил дорожного движения, сигналов светофора и дорожных знаков
Планируемый результат:
Личностный: дети осознают актуальность знаний правил дорожного движения, демонстрируют знания о светофоре и его сигналах
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию–внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);
Познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме;анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию;развито критическое мышление);
Предметный: демонстрируют знания правил дорожного движения и умение применять их в жизни
Ход занятия
I. Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы отправляемся в путешествие. Для начала посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? Какие виды транспорта мы знаем?
-А теперь рассмотрите следующую иллюстрацию.
-Что представляет каждый из видов транспорта? –Наземный? –Водный? –Воздушный? –Подземный?
-Какой вид транспорта нам знаком наиболее хорошо? Каким видом транспорта мы пользуемся?
-Конечно, это наземный транспорт.
-Как красив наш город с высоты птичьего полёта! Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манила к себе людей!
-На какие части делится дорога? Верно, на тротуар и проезжую часть (мостовую).
-Для кого предназначен тротуар?(для пешеходов) –А проезжая часть? (для транспортных средств)
-Какое интересное слово «тротуар»! Каково же его происхождение? Это иноязычное слово, пришло оно к нам из французского языка.
- Обратите внимание. Перед на иллюстрации изображена Франция. Это было более 200 лет назад. В Париже построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали: «дорога для пешеходов», только по-французски это звучит ТРОТУАР.
-Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из нас есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы всем было удобно и безопасно, не было аварий.
II. Целеполагание
-Давайте рассмотрим плакат, в котором отражены правила дорожного движения для вас, детей.(Ответы детей)
- Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины? (Ответы детей.)
-Наиболее частыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
- Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
- Неподчинение сигналам светофора.
- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек(взрослых и детей). Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев.
-Посмотрите на следующую картинку? О чем же мысегодня будем говорить?
-Верно, о том, как можно уберечь от необдуманных действий на дороге, как не допустить рост ДТП с участием школьников. Для этого нам необходимо уделить теме безопасности огромное внимание.
III. Открытие новых знаний.
- Для того, чтобы нам было интересно изучать мы отправляемся в необычный город. ГОРОД ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ. –Как вы думаете, есть ли этот город на географической карте? –Конечно, нет.
- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква, и она означает целую фразу - дорожный сигнал.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и немного выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Знаки можно классифицировать на несколько групп. Посмотрите эту схему.
Дорожные знаки
предписывающие предупреждающие
запрещающие информационно-указательные
- Дорожных знаков очень много. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
- Давайте познакомимся с дорожными знаками.
Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
- Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника.
Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
- Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек, Землю роет человек, Почему проезда нет? Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак. Нарисован он вот так: В треугольнике, ребята Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
- У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко, Не спешите сгоряча, А подумайте немножко: Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
- Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
- У предписывающих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
- Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода - Он на страже пешехода. Переходим дружно вместе Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
IV. Закрепление нового материала
Загадки
Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед.)
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (троллейбус)
По обочине дороги Как солдатики стоят, Все мы с вами выполняем То, что нам они велят (Знаки)
Не живая, а идет Неподвижна, а ведет. (Дорога)
Где ведут ступеньки вниз, Ты спускайся, не ленись. Знать обязан пешеход: Тут …? (подземный переход!)
Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горит и день, и ночь – Зеленый, желтый, красный (Светофор)
Полосатые лошадки Поперёк дорог легли- Все авто остановились Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)
Дом по улице идет, На работу нас везет, Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус)
2. Работа в группах.
-Сейчас первый ряд подойдёт к первой парте своего ряда, второй к третьей парте своего ряда, а третий, как и первый ряд подойдут к первой парте своего ряда.
- У вас на столе лежат конверты с частями дорожного знака. Ваша задача из этих частей сложить дорожный знак.
Работа в группах
- Какой же знак у вас получился? Что вы можете рассказать о нём?
- Молодцы, вы все правильно справились с заданием!
3. Конкурс “Знаете ли вы?”
Право ответа предоставляется той команде (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд), чей капитан первым поднял сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла сигнальную карточку.
Вопросы:
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).
20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).
4.Задачки
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик)
3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)
V. Подведение итогов классного часа
-Сегодня мы с вами вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.