3. Воспитание чувства гордости за достижение человека в области освоения космического пространства, патриотизма.
Оборудование: презентация, листы бумаги, маркер, карточки с радиограммой, конфеты.
Ход:
Эмоциональный настрой.
Вступительная часть
У: - Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. .
У. Как вы понимаете, что такое космос? Ответы учащихся. У:Словарь Ожегова так объясняет это слово. Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. С.И.Ожегов – Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
Первый космонавт. – 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Со дня первого полета человека в космос прошло 62 года. После Юрия Гагарина в космосе побывал 436 землянин.
Космическая орбитальная станция. – У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. Вопросы: 1.Как называется дом космонавтов? 2. Зачем он нужен? 3. На что похож космический дом?
Как работают космонавты. – Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. Вопрос: Что делают космонавты на космической станции? Животные-космонавты. – Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Собаки-космонавты. – Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
Лайка была размещена в космической конуре размером со стиральную машину. Собака погибла во время полета - через 5-7 часов после старта. Она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.
Несмотря на то, что Лайке не удалось выжить, эксперимент подтвердил, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. Первыми животными, благополучно вернувшимися из космического полета, стали собаки Белка и Стрелка.
Вопросы: 1. Как готовили собак для полёта в космос? 2. Как звали первую собаку-космонавта?
Искусственные спутники. – 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли? У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.)
Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете. Космонавт, не забудь Во вселенную держишь (путь). Главным правилом у нас Выполнять любой (приказ). Космонавтом хочешь стать Должен много, много (знать). Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит (труд). Только дружных, звездолёт Может взять с собой (в полёт). Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на (орбиту).
Проведение игры «Космическое путешествие»
Учитель: А сейчас у меня к вам необычное предложение. Кто из вас хотел бы отправиться в космическое путешествие? (ответы детей)
Учитель: Но сначала нужно пройти несколько испытаний. Согласны? (ответы детей).
Испытание 1.Физическая подготовка . Под музыку выполняются физические упражнения.
Физминутка «Ракета» А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты») Три, четыре – (основная стойка) Вот летит ракета ввысь.
Испытание 2. «Знатоки космоса».
Вопросы:
Как назывался космический корабль, на котором первый космонавт совершил полёт? «Восток»
Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?(Алексей Леонов )
Кто из женщин первой побывал в космосе? (В.Терешкова).
Назовите центральное космическое тело солнечной системы? (Солнце).
Кто был первым конструктором космических аппаратов? (С.П.Королёв).
Как называется космодром с которого стартуют космические ракеты? (Байконур).
Сколько казахстанских космонавтов побывали в космосе? (2).
Кто занимался изучение звезд в древности? (звездочёты).
Кто первыми из живых существ побывал в космосе? (Белка и Стрелка).
Сколько минут провел в полете Ю.Гагарин? (108 минут).
Испытание 3. «Космические конструкторы».
Нарисовать с закрытыми глазами космическую ракету.
Испытание 4.«Космические радисты»
Космонавту приходится постоянно поддерживать связь с Землёй, принимать и посылать радиограммы. Здесь важно быть внимательными и хорошо знать грамоту.
Восстанови текст радиограммы:
В к-смической р-кете
С назв-нием «В-сток»
Он пе-вым на пл-нете
П-дняться к зв-здам смог.
Поёт об этом песн-
В-сенняя к-пель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
.
1 вопрос.
Звездная страна, где находится бесчисленное количество звездных городов- галактик? ( Вселенная).
2 вопрос.
Одно из названий вселенной?( Космос)
3 вопрос.
Вид космоса сквозь воздушный слой земли, но люди часто называют этим словом атмосферу?( Небо)
4 вопрос.
Громадный огненный шар, сам светится не может и известен лишь потому, что его освещают звезды( планета)
5 вопрос.
Человек, который наблюдает за небом, фотографирует, изучает жизнь звезд, и планет( астроном).
6 вопрос.
Громадный огненный шар, который излучает во все стороны свет.
( Звезда)
7 вопрос.
Как называется наш звездный город, в котором живут солнце и планеты.
( галактика)
8 вопрос.
Толстый слой воздуха, который окутывает нашу землю. Часто этот слой называют воздушной рубашкой земли.( атмосфера)
А сейчас перед вами фамилии знаменитых людей, которые многое сделала для развития космоса.
С.П.Королев
2.Ю.А.Гагарин
3 В.Терешкова
4..А.А.Леонов
5.С.Е.Савицкая
6..М.В.Ломоносов
1.Под руководством этого человека были созданы ракетоносители» Союз» « Молния».Он конструировал и испытывал крылатые ракеты. (С.П. Королев).
2.Лишь благодаря этому человеку дата 12 апареля1961 года вошла в историю человечества, Первый космонавт _Он совершил первый полет, длившийся 108 минут( Гагарин)
3.Первая женщина- космонавт( В.Терешкова)
4.Первым вышел в открытый космос( А.А.Леонов)
5.Первая женщина-космонавт, совершившая выход в открытый космос.
( С. Е.Савицкая)
6.По инициативе этого человека в 1755 г. Создан Московский университет. Он открыл атмосферу Венеры во время наблюдения прохождения Венеры по оси Солнца. ((М.В.Ломоносов)
Испытание 6.«Составь слова»
Из слова « космонавтика» составить как можно больше слов. Оценивается кол-во слов. 1 слово – 1 балл
Заключительная часть.
Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с испытаниями. И конечно, когда подрастете, можете отправиться в космическое путешествие. Может быть, даже на Марс или Венеру. Но на какую бы далекую планету вы не полетели, не забывайте что у нас самая лучшая, планета – Земля.
Другой такой больше нет.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
Рефлексия
Учитель: - Что нового вы узнали?
- Что запомнилось?
- О чем можете рассказать? Что хотели бы узнать нового?