kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Мифы о пользе алкоголя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~«Мифы о пользе алкоголя»
Цели и задачи классного часа
— выяснить вместе с учащимися, какие мифы сложи¬лись в обществе о «пользе» алкоголя. Подвергнуть эти заблуждения научному анализу и критике;
— научить учащихся обоснованно опровергать мифы о «пользе» алкоголя.
Ход классного часа
Информация для размышления
Обсуждение ситуации: «Почему употребляют алкоголь»
Эта проблема обсуждается вместе с учащимися, кото¬рым задаются вопросы:
— Как вы считаете, почему люди пьют?
— Какую пользу приносит алкоголь?
Ответы учащихся в столбик записываются учителем на доске. Доводы в пользу употребления алкоголя, как пра¬вило, выглядят следующим образом:
— алкоголь согревает;
— алкоголь помогает общению;
— придает храбрости;
— снимает стрессы;
— лечит;
— алкоголь употребляют для веселья и т. д.
Здесь уместно привести строки шотландского поэта Роберта Бернса, который с убийственным сарказмом пе¬речисляет поводы для пьянства:
Для пьянства есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы.

    Крестины, свадьбы и развод, Мороз, охота, Новый год. Выздоровленье, новоселье, Печаль, раскаянье, веселье, Успех, награда, новый чин, И просто пьянство без причин.
Затем учитель проводит беседу по указанным учащи¬мися доводам в пользу употребления алкоголя.
Учитель: Посмотрите, сколько «пользы» приносит ал¬коголь! Может быть, его все-таки стоит употреблять ради такого «благотворного» 

действия? Получается, что ал¬коголь — это чуть ли не панацея от всех бед, он решает и проблемы со здоровьем, и многие социальные проблемы.
Не обольщайтесь, все это — мифы об алкоголе, сло¬жившиеся в человеческом обществе и оправдывающие его употребление.
Попробуем посмотреть на все это с научной точки зрения.
Далее учитель должен опровергнуть записанные на доске доводы в «пользу» алкоголя, при этом можно вначале апелли¬ровать к учащимся, которые тоже могут с помощью имею¬щихся у них сведений опровергнуть некоторые из них.

Разоблачение мифов о «пользе» алкоголя
а) Алкоголь согревает.
С детства мы слышим, что спиртное согревает тело, но согревание с помощью водки или спирта — это всего лишь самообман. Кто из вас не слышал об обморожени¬ях людей, находившихся на морозе в состоянии опьяне¬ния? Таких примеров множество. Ф.Г. Углов описывает случай, который произошел с ним в детстве. Возвращаясь зимой поздно вечером от товарища, он увидел знакомо¬го мужчину, спящего на лавочке, рядом с ним сидела со¬бака, она никого не подпускала, и разбудить мужчину было невозможно. Когда все-таки спящего разбудили, у него оказались сильно обморожены ноги, докторам при-шлось повозиться, чтобы избежать ампутации. Оказывает¬ся, перед тем, как пойти погулять с собакой и зная, что на улице большой мороз, этот человек решил себя «по¬догреть» и выпил добрую порцию водки. Его разморило, он решил отдохнуть и тут же уснул. В чем же дело? По¬чему выпитая водка не согрела человека? Оказывается, выпивший человек не способен оценивать температуру собственного тела. Под влиянием алкоголя периферичес¬кие сосуды расширяются и к поверхности тела притека¬ет больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но это чувство общей теплоты — обман. Нагревается толь¬ко кожа, которая в то же время быстро отдает тепло, т. е. теплоотдача увеличивается. Температура тела понижает¬ся. Организм же под влиянием алкоголя утрачивает свою нормальную чувствительность к холоду, кожа не отвеча¬ет на его действия сжатием своих кровеносных сосудов. Несмотря на быстрое охлаждение тела, человек этого не ощущает, и поэтому легко может наступить обморожение и даже замерзание. Некоторые могут возразить, что для отогревания замерзшему человеку дают выпить водки. В данном случае алкоголь употребляют как противоболе¬вое средство, поскольку он действует оглушающе, как наркоз.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Мифы о пользе алкоголя"»


























Цели и задачи классного часа

  • выяснить вместе с учащимися, какие мифы сложи­лись в обществе о «пользе» алкоголя. Подвергнуть эти заблуждения научному анализу и критике;

  • научить учащихся обоснованно опровергать мифы о «пользе» алкоголя.

Ход классного часа

Информация для размышления

Обсуждение ситуации: «Почему употребляют алкоголь»

Эта проблема обсуждается вместе с учащимися, кото­рым задаются вопросы:

  • Как вы считаете, почему люди пьют?

  • Какую пользу приносит алкоголь?

Ответы учащихся в столбик записываются учителем на доске. Доводы в пользу употребления алкоголя, как пра­вило, выглядят следующим образом:

  • алкоголь согревает;

  • алкоголь помогает общению;

  • придает храбрости;

  • снимает стрессы;

  • лечит;

  • алкоголь употребляют для веселья и т. д.

Здесь уместно привести строки шотландского поэта Роберта Бернса, который с убийственным сарказмом пе­речисляет поводы для пьянства:

Для пьянства есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы.


Крестины, свадьбы и развод, Мороз, охота, Новый год. Выздоровленье, новоселье, Печаль, раскаянье, веселье, Успех, награда, новый чин, И просто пьянство без причин.

Затем учитель проводит беседу по указанным учащи­мися доводам в пользу употребления алкоголя.

Учитель: Посмотрите, сколько «пользы» приносит ал­коголь! Может быть, его все-таки стоит употреблять ради такого «благотворного»


действия? Получается, что ал­коголь — это чуть ли не панацея от всех бед, он решает и проблемы со здоровьем, и многие социальные проблемы.

Не обольщайтесь, все это — мифы об алкоголе, сло­жившиеся в человеческом обществе и оправдывающие его употребление.

Попробуем посмотреть на все это с научной точки зрения.

Далее учитель должен опровергнуть записанные на доске доводы в «пользу» алкоголя, при этом можно вначале апелли­ровать к учащимся, которые тоже могут с помощью имею­щихся у них сведений опровергнуть некоторые из них.


Разоблачение мифов о «пользе» алкоголя

а) Алкоголь согревает.

С детства мы слышим, что спиртное согревает тело, но согревание с помощью водки или спирта — это всего лишь самообман. Кто из вас не слышал об обморожени­ях людей, находившихся на морозе в состоянии опьяне­ния? Таких примеров множество. Ф.Г. Углов описывает случай, который произошел с ним в детстве. Возвращаясь зимой поздно вечером от товарища, он увидел знакомо­го мужчину, спящего на лавочке, рядом с ним сидела со­бака, она никого не подпускала, и разбудить мужчину было невозможно. Когда все-таки спящего разбудили, у него оказались сильно обморожены ноги, докторам при­шлось повозиться, чтобы избежать ампутации. Оказывает­ся, перед тем, как пойти погулять с собакой и зная, что на улице большой мороз, этот человек решил себя «по­догреть» и выпил добрую порцию водки. Его разморило, он решил отдохнуть и тут же уснул. В чем же дело? По­чему выпитая водка не согрела человека? Оказывается, выпивший человек не способен оценивать температуру собственного тела. Под влиянием алкоголя периферичес­кие сосуды расширяются и к поверхности тела притека­ет больше крови. Человеку кажется, что он согрелся, но это чувство общей теплоты — обман. Нагревается толь­ко кожа, которая в то же время быстро отдает тепло, т. е. теплоотдача увеличивается. Температура тела понижает­ся. Организм же под влиянием алкоголя утрачивает свою нормальную чувствительность к холоду, кожа не отвеча­ет на его действия сжатием своих кровеносных сосудов. Несмотря на быстрое охлаждение тела, человек этого не ощущает, и поэтому легко может наступить обморожение и даже замерзание. Некоторые могут возразить, что для отогревания замерзшему человеку дают выпить водки. В данном случае алкоголь употребляют как противоболе­вое средство, поскольку он действует оглушающе, как наркоз. Обмороженному нужна теплая ванна, а если ее нет, то лучше алкоголь не



давать внутрь, а растереть тело водкой или спиртом, но такое растирание можно делать только взрослому человеку. А напоить замерзшего лучше горячим чаем с травами и медОм.


б) Алкоголь помогает общению.

Учитель задает вопрос учащимся:

  • Вы знаете, как алкоголь действует на нервную сис­тему?

Учитель: Алкоголь парализует процесс торможения в нервной системе, человек становится говорливым, без­заботным, легко заводит новые знакомства. Снижается контроль за поведением. Часто застенчивые люди попа­дают в эту ловушку. В нормальном состоянии они необ­щительны, неуверенны в себе. Выпив спиртного, они вдруг обнаруживают, что начинают легко заводить зна­комства и могут быть даже душой компании. Им еще и еще раз хочется испытать это новое и приятное состоя­ние, и они выпивают снова и снова.

Учитель задает вопросы:

  • Куда ведет этот путь?

  • Что лучше: быть общительным алкоголиком или не слишком общительным человеком, но независимым от алкоголя?

Учащиеся отвечают на эти вопросы и предлагают свой путь решения проблемы. Этому человеку нужно решать свою проблему не с помощью алкоголя, а обратившись к специалистам, есть специальные тренинги, которые помогут отработать навыки общения, преодолеть застен­чивость.

в) Алкоголь придает храбрости.

Пьяный человек действительно становится храбрым, но не оттого, что меняются качества его личности. Про­сто в состоянии- опьянения человек не может реально оценить опасность и последствия своих действий. У пья­ного притупляется инстинкт самосохранения, который обычно предотвращает многие беды. К чему это может привести? К травмам, а иногда даже к смерти. Какая же это храбрость? Недаром в народе говорят: «Пьяному море по колено». Есть и еще



один аспект этой «храбрости» рьяного. Трезвому человеку стыдно причинять неприят­ности, надоедать другим людям, стыдно вести себя не­пристойно. Но вот человек выпил и ему ничего не стыдно. Он «храбро» хулиганит, хамит, лезет в драку, «не боится» выражаться нецензурно, чего, будучи трезвым, он себе никогда бы не позволил. Так что такое «храбрость» пья­ного? Что она несет ему самому и окружающим?


г) Алкоголь снимает стрессы.

Многие утверждают, что аякоголь помогает рассла­биться, снимает стрессы.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Как алкоголь действует на нервную систему?

Учитель: Мы знаем, что при воздействии алкоголя на нервную систему сначала проявляется стимулирующий эффект, так как алкоголь парализует тормозящие нерв­ные волокна. Где же здесь расслабление и снятие стрес­са? Чтобы спиртное подействовало угнетающе, нужны достаточно большие его дозы.

Профессор Старцев из Сухуми в опытах на обезьянах доказал, что если у животного вызвать стресс, а потом дать ему алкоголь, то, во-первых, стресс будет намного сильнее, и, во-вторых, под воздействием алкоголя живот­ное очень трудно вывести из стрессового состояния, и оно часто погибает от таких причин, которые не приве­ли бы к смерти, если бы не влияние алкоголя.

Поэтому-то человек в состоянии стресса, принимаю­щий водку или вино для расслабления, на самом деле резко утяжеляет свое состояние. (Углов Ф.Г. Что стало с людьми и почему их не «трогает» голос разума? //Мели­оратор Дона. 1991. № 9-10.)

д) Алкоголь лечит.

В 1915 году съезд русских врачей вынес решение, что алкоголь должен быть исключен из числа лечебных средств.

Бытует убеждение, что если человек простудился или подхватил грипп, то лучшим народным средством для лечения является алкоголь: нужно выпить, лечь спать, и все болезни как рукой снимет. Алкоголь якобы все про­дезинфицирует и убьет микробы. Несколько лет назад в Академии наук Франции решили проверить это средство и поставили опыт, касающийся влияния алкоголя на ви­русные инфекции. Опыты показали, что алкоголь не ока­зывает никакого противовирусного и дезинфицирующего воздействия внутри организма. Напротив, люди, упо­требляющие спиртное, более уязвимы для вирусных ин­фекций, так как под влиянием алкоголя клеточная мем­брана становится - более проницаемой, и любая инфекция проникает в клетку намного легче. Чтобы продезинфи­цировать наш организм изнутри, нужно выпить дозу ал­коголя, которая превышает смертельную в 17 раз.

Учитель задает вопрос учащимся:

— Вспомните, как влияет алкоголь на мозг человека при инфекции?





В этом случае алкоголь действует как лазутчик, откры­вающий неприятелю ворота крепости, он увеличивает проницаемость барьера, любая инфекция и токсины лег­че проникают в мозг.

Где же здесь лечебный эффект?

Это заблуждение основано на наркотическом дей­ствии алкоголя. Действительно, выпив, человек не так ощущает боль, чисто субъективно он себя чувствует луч­ше, но это действие кратковременное, болезни алкоголь не лечит. В медицине алкоголь употребляют для дезин­фекции, приготовления лекарств, но не для лечения бо­лезней.

е) Алкоголь употребляют для веселья.

Пожалуй, самым распространенным в обществе явля­ется убеждение, что алкоголь употребляют для веселья. Это мнение опроверг еще Л.Н. Толстой, который в статье «Что делает вино с человеком» писал: «Пьяное



ве­селье всегда кончается ругательствами, драками, всяко­го рода преступлениями и унижениями человеческого достоинства. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни веселья, а приносит людям только большой вред».

Не веселость, а дурашливость — начальная степень опьянения, именно она появляется в случае принятия небольшой дозы спиртного, если же пьющий добавит, то наступит буйность.

Употребляя алкоголь в разных обстоятельствах, люди ведут себя по-разному: на свадьбе, празднике — радуют­ся и веселятся, на поминках — плачут, горюют. Ученые задались целью выяснить, какое действие оказывает ал­коголь на самом деле.

Следующие опыты описаны врачом С. Гориным в ста­тье «Алкогольная эйфория — миф!» в журнале «Трезвость и культура» (1987. № 10).


Опыт 1. Взрослым мужчинам-добровольцам внутри­венно вводили раствор этилового спирта в количестве, вызывающем легкое опьянение. При этом никто из них не знал, какое вещество введено. Подопытные должны были анализировать свое состояние. У них возникали следующие чувства: сонливость, тревога, тошнота, неко­торые говорили, что было «не по себе». Никому не было весело.

Параллельно тот же опыт проводили с контрольной группой, члены которой были предупреждены, что будет введен раствор спирта. Получив



дозу, члены этой груп­пы дурачились, рассказывали анекдоты, т. е. вели себя как подвыпившая компания.


Опыт 2. Группу подростков от 14 до 18 лет попросили вспомнить и описать свое состояние после первого при­ема алкоголя. Они отмечали: жжение в желудке, тошно­ту, неприятные ощущения в области головы

(«как будто ударили чем-то мягким, не больно, но неприятно»).


Опыт 3. Взрослых мужчин без признаков алкоголиз­ма попросили описать ощущение от приема спиртного в условиях, исключающих общение (сурдокамера). Пить можно было сколько хочешь и записывать свои ощуще­ния. Никто не отмечал веселья, только выражали недо­умение, почему в компании весело, а здесь — нет.

Опыт 4. Употребление алкоголя в сурдокамере пред­ложили алкоголикам. У части из них наблюдалось по­вышение настроения, это были люди с какой-то патологией мозга (травма, менингит и т. п.). Все остальные никакого веселья не отмечали. Они дружно обвинили эксперимен­таторов в том, что в водку Что-то подмешали.


Опыт 5. Алкогольно-зависимым людям внутривенно вводили физиологический раствор, а говорили, что вво­дят спирт. Подопытные начинали вести себя так, как буд­то были пьяны.

Из всего этого ученые сделали вывод о том, что алко­голь не вызывает веселья. Состояние веселья является внушенным индивиду обществом. Алкоголь сам по себе не обладает веселящим действием.

Каким же образом у людей возникло ошибочное убеждение, что алкоголь вызывает веселье?

Вспомним историю. Обряд братания после примире­ния племен предполагал совместное употребление вина (чаша по кругу). Затем по обряду полагалось веселиться, ведь заключен мир, не будет больше смерти и горя. В сознании человека связь весельями пития








установилась с тех древних времен. Неприятные ощущения, вызы­ваемые алкоголем, люди стали воспринимать как сигнал к началу веселья, дружеского общения.

ж) Алкоголь употребляют для аппетита.

Научно доказано, что под влиянием алкоголя изменя­ется очень важный регулятор нашего организма — чув­ство голода, аппетит. Небольшое количество алкоголя, повышая вначале выделение желудочного сока, может

увеличивать аппетит. Но это часто наносит ущерб орга­низму, так как естественное чувство голода преувеличи­вается, происходит перегрузка желудочно-кишечного тракта, особенно, если спиртное принимают натощак, сопровождая его острыми, раздражающими закусками. Последствиями этого могут быть нездоровая полнота, расстройство пищеварительного тракта. Многие пьющие страдают заболеваниями печени, желудка, поджелудоч­ной железы, при этом они продолжают пить, утверждая, что боли становятся меньше. Возможно, так оно и есть, под воздействием алкоголя боль на какое-то время при­тупляется. Но после того, как действие спиртного пре­кращается, болезнь снова вступает в свои права. При по­вторных приемах алкоголя пищеварительные железы начинают работать ненормально, происходит уменьше­ние сокоотделения.

Человек должен знать, что действие алкоголя на его организм таит в себе много самых коварных и опасных неожиданностей. В то время как для одних даже самое сильное опьянение может пройти, без видимых вредных последствий, у других одноразовое употребление алкого­ля вызывает глубокие и продолжительные психические и нервные расстройства.

Подведение итогов классного часа

В ходе краткой беседы в качестве закрепления полу­ченных знаний учащимся предлагается привести доводы, опровергающие мифы о «пользе» алкоголя, перечислен­ные на доске. Учитель делает вывод о вреде алкоголя.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час на тему "Мифы о пользе алкоголя"

Автор: Куприкова Елена Вячеславовна

Дата: 09.07.2014

Номер свидетельства: 109676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) ""Мы выбираем жизнь!""
    ["seo_title"] => string(20) "my-vybiraiem-zhizn-2"
    ["file_id"] => string(6) "315780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459953025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства