Предварительная работа: подготовка группы интеллект.
Ход классного часа
1.Повторение.
Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть.
Не случайно классный час начинаем с государственного гимна РФ. Ведь в этом году в нашей стране будет отмечаться 20 лет как принята Конституция РФ
Стихотворение С.Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
- Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки. Здесь нам всё знакомо – язык, быт, традиции. Уезжая из родных мест, мы скучаем….
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «РОДИНА».
Например:
Р - родной
О - отважный
Д - добрый
И - интересный
Н - надёжный
А - активный
Задание «Собери пословицу»
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Где родился, там и пригодился.
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
На доске записаны слова: Родина, отечество, Москва, отчизна.
- Как, одним словом назвать эти слова? (Россия)
- Что означает для вас – РОССИЯ
Кто помнит что такое конституция?
(Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)
Какие права и свободы вы помните?
(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)
Давайте проверим. (Презентация.Слайд3, 4.)
Предлагаю сыграть в игру. “ Угадайку”.
Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 5–10.)
(Свобода и неприкосновенность. Право собственности. Право на отдых. Право на информацию. Прабо на образование. Обязанность соблюдать права остальных граждан.)
Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.
2. Новый материал.
Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 4 класса школы № 22 и тоже являетесь гражданами РФ.. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их.
Учащиеся перечисляют, а учитель показывает изображение герба, флага и слова гимна на экране.
ГИМН.
Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
Учитель. Группе интеллект “Знайкам” предоставляется слово по данному вопросу.(в классе действует система соуправления и ребята разделены на группы: интеллект, творчество, спорт и отдых, оформители-организаторы)
1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
Учитель. Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?
Выслушав ответы детей, учитель подводит итог.
Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и становления герба России расскажет группа “Знайки”
1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России.
2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
Учитель.
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
ФЛАГ.
Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля, И в бою солдаты берегу меня. Я России часть и знак- Бело-сине-красный….
Учащиеся отвечают хором: флаг!
На экране появляется изображение флага РФ.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Подробнее расскажут Знайки.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Итог.
Символы государства — это и история нашей страны, и ее сегодняшний день.
Заключительный этап.
Игра «Да! Нет!»
Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?