Просмотр содержимого документа
«Классный час «Ямал - мой край родной» »
Классный час в начальной школе «Ямал - мой край родной»
Цель: способствовать расширению представлений школьников о родном крае.
Задачи: развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей; познакомить с картой округа, с творчеством земляков; привить любовь к Малой Родине; воспитывать чувства гордости за свой край.
Что может быть милей
Бесценного родного края? (Н. Языков.)
Ход занятия.
Ведущий:
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
- Добрый день, дорогие ребята!
- На свете очень много стран, много больших и малых городов. У каждого человека есть своя родина, свой родной город, край. Сегодня мы отправимся путешествовать по нашему Северному краю, родному Ямалу (Показ карты Ямала).
- Расскажите, что вы знаете о своем крае?
Ученик:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
Ученик:
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю -
Ведь это родина моя!
Ведущий: познакомьтесь с картой нашего округа, что вы видите?
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра.
С севера Ямал омывается Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах.
- А сейчас я хочу вам предложить Блиц – турнир.
Как расшифровать ЯНАО? (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Что означает «Ямал»? (конец земли, край земли)
Какой город является «столицей» нашего округа? (город Салехард)
Какие вы знаете большие города? (Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Муравленко…)
Назовите крупные реки. (Обь, Таз, Пур, Надым…)
Какая рыба водится в северных реках? (нельма, муксун, ряпушка, осетр, чебак, щекур…)
Что означает слово «ненец»? (человек.)
Что означает слово «тундра»? (плоская безлесная возвышенность.)
Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «Краем крещеного света».
Ученик:
Сейчас Ямал обжитая планета.
Везде, на всем – соленый пот труда.
Дремавший бесконечными веками,
Весь полуостров как бы вырос вдруг,
Был поднят над студеными волнами
Усилием веселых юных рук.
Ученик:
Он был вчера похож на старика,
Но юношей расправил плечи ныне.
Сейчас Ямал не снежная пустыня
Полюбите наш край наверняка!
Ведущий:
- Назовите коренных жителей нашего круга?
С давних времен поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания - безлесную тундру, побережья рек, тайгу.
- Чем занимаются местные жители?
Коренные жители – ненцы, ханты, селькупы – заняты оленеводством, рыболовством, охотой.
- Разгадайте загадку:
Трав копытами касаясь,
В тундре бегает красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (олень)
- На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы. Наш край смело можно назвать оленьим краем.
Ученик:
Оленевод, молодой, горластый,
Вверх поднимает хорей свистящий.
Мчатся олени и бьют по насту-
Копыта к копыту- чаще и чаще.
Ученик:
Оленевод под мотив их вечный
Подбирает слова и строки,
Вскинув хорей свой остроконечный,
Как смычок над струной дороги.
Ведущий:
- Что дает олень человеку?
Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство.
- Любимое занятие местного населения - рыболовство. Ловят драгоценную рыбу - нельму, осетра, муксуна.
Ученик:
Молва идет о рыбаках
Как о мужах известных.
И чешуя на их руках
Как отсвет звезд небесных.
Ученик:
Где рыбакам вода по грудь,
Они спустились в воду,
Чтоб сеть свою в кольцо замкнуть
Намеренью в угоду.
Ведущий:
В лесах, растущих ближе к югу, водятся пушные звери, много грибов, ягод. В лесном крае живут лесные люди- селькупы. Их главные занятия – охота и рыболовство.
Ученик:
Словно крылья привязали
К этим лыжам остроносым,
И летит на них охотник,
Ног не чуя под собой.
Словно буквы на бумаге,
Он следы зверей читает.
Соболь Песец
Ведущий:
- Говорят, что Ямал – богатый край.
- Чем же богат наш край? (газом, нефтью, пушниной, оленями, рыбой…)
Природа щедро наградила наш край запасами полезных ископаемых. Нефть и газ – величайшее национальное богатство. В настоящее время насчитывается более 200 месторождений газа. Ямальский край очень богат своими знаменитостями. Много замечательных поэтов и писателей, воспевающих родной Север, всё, чем гордятся северяне ( Юрий Велла, Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин…)
Ученик:
Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Ведущий:
- Богата наша земля своими сказками, легендами. Есть сказки шуточные, поучительные.
- А сейчас ученики нашего класса покажут небольшую сценку. Сказку «Два медведя», по мотивам ненецкой народной сказки «Белый медведь и бурый медведь»
Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:
— Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
— Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля — льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня- никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
— Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я — ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.
Белый медведь сказал:
— Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.
Лесной медведь сказал:
— Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.
Морской медведь сказал:
— А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.
Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.
С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.
Ведущий:
- О чем эта сказка? Чему она учит? (Жить со всеми в мире, не ссориться)
- Закончить наш классный час мне бы хотелось небольшими стихами о Ямале.
Ученик:
Ямал ты мой любимый,
Ямал ты мой родной,
Ямал, для государства
Ты очень дорогой.
Ученик:
Красота Ямала
В озёрах красивых.
Богат Ямал ягодами, грибами,
И тундрой, и тайгой,
Красивыми зверями
И сказочной зимой.
Ученик:
Ямал - наш край,
Ямал - наш дом,
Здесь люди добрые кругом.
И здесь творятся чудеса:
Взгляни зимой на небеса.
Что видишь там? Скажи нам ты?
- На небе звёзды, как цветы,
Здесь все сбываются мечты.
Ведущий:
Люблю тебя, седой Ямал!
Ты – край снегов,
Ты — край полярного сиянья,
России нашей достоянье.
Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.
Живи, Ямал, и процветай
И будь, Ямал, ещё прекрасней!
Спасибо за внимание! Наше путешествие по Ямалу продолжится.