2) Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
3) воспитывать в детях любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, уважение к ветеранам войны.
| | Деятельность учащихся | № слайда |
Слайд 1. Перед началом классного часа звучит негромкая музыка Вступительное слово. 9 мая наша страна отмечает праздник, который есть и будет всегда самым светлым и радостным праздником в году, потому что в этот день наши предки отстояли нашу Родину, её свободу и счастье. В этом году это особенный праздник, потому что мы отмечаем 70-ю годовщину Победы над фашистской Германией. | | | Слайд1 |
Актуализация. Звучит песня «Письмо отца» (куплет и припев) | | Слушают песню «Письмо отца» | Слайд 2 |
- Послушайте фрагмент песни и попытайтесь назвать тему нашего классного часа. - Тема: «Фронтовые письма» Цели: | | Называют тему классного часа. Дети ставят цели кл.часа | Слайд 3 |
- Фронтовые письма- это "свидетели", которые хранят живые страницы истории, историю в лицах. | | | |
К счастью, ещё есть и живые свидетели тех страшных лет – ветераны- участники войны, которые могут о ней рассказать. К сожалению, в Боевомосталость лишь 2 ветерана: Бугайчук Сергей Александрович и Русинова Алефтина Брониславовна. | | | Слайд 4 |
Об этой страшной войне написано много книг. В 2014 году выпущена книга «Мы вас слышим, мы о вас помним…» о солдатах, ушедших на фронт из Исилькульского района. В ней тоже есть письма солдат-фронтовиков. | | Демонстрация книги | |
Стихотворение о фронтовых письмах прочитает победительница конкурса чтецов «Живое слово» Олеся Б. Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волненьем читали, Знали их наизусть. Эти письма поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут. | | (Стихотворение читает ученица) | |
- В нашем школьном музее хранятся фронтовые письма. Это пожелтевшие треугольники, потёртые по линиям сгиба от многократного складывания. Письма предоставлены семьями Морева Григория Ивановича, погибшего в 1943 году и ВолоховаГеоргия Андреевича, погибшего в Германии 25 апреля 1945 года. | | Показ писем | |
Фронтовые письма….В них жизнь, в них память. Их писали днем в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица... Письма-прощания, письма-напутствия, письма-размышления...Читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Письма из родного дома спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая о том, что дома их ждёт семья, кого-то из них ждёт родной сад и огород, кого-то родной заводской цех. С нетерпением и замиранием сердца ждали писем и в тылу, чтобы порадоваться победам в боях и вместе погоревать о неудачах. Некоторые письма люди читали всей деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта. | | | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
В годы войны письма из тыла на фронт отправлялись в обычных конвертах. А вот с фронта такие письма приходили довольно редко. Во-первых, в условиях военных действий сложно было найти такой конверт, а во- вторых, страна вынуждена была экономить. Поэтому широко распространены были почтовые карточки. На них было не очень много места для письма, да много его и не нужно было порой, потому что солдату просто некогда было много писать. | | | Слайд 8 (2- 3 -4 щелчка) |
Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма – треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольники складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Лист сначала загибали справа налево, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. | | | 5-й щелчок слайда |
Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал. Многие письма очень короткие, сдержанные. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой». Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся. Работа в группах Каждой группе раздаются по 1 солдатскому треугольнику и это же письмо каждому ученику в распечатанном виде. Чтение писем и работа по плану: Как обращается солдат к своим родным? Что он писал о себе? Что сообщал о войне? Что волновало солдата? Обсуждение по этому же плану. | | | Слайд 9 |
Письмо солдату в прошлое. Складывание треугольника. Дети пишут солдату от имени сына письмо по плану: 1 Приветствие 2. Рассказ о себе 3. Ответы на вопросы отца 4. Вопросы о войне. Зачитывание писем- ответов. | | | Слайд 10 (щелчок на каждый пункт плана) |
Заключение. Уходят из жизни солдаты- фронтовики, но во многих семьях есть шкатулки, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи. С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен». Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить… | | | |
Минута молчания. Давайте почтим память погибших воинов и мирных людей, которые стали жертвами той страшной и кровопролитной войны минутой молчания. | | | Слайд 11 |
Сейчас мы живем под мирным небом. Мир, созданный для жизни, сегодня как никогда нуждается в защите. Россия постоянно старается укрепить мир на нашей планете. Что же такое мир? (Рассуждения детей) Мир- это школьный звонок и школа, в окнах которой -солнце. Мир- это голос весенних гроз и молчание пушек. Мир- это когда люди сажают деревья и засеивают нивы. Мир- это гул комбайнов и тракторов. А не скрежет танков. Мир- это жизнь! Мир- это счастье людей. Без мира нет будущего. Наш народ знает цену мира и мирной жизни. - Мы сейчас создадим плакат «Мы- за мир!», в котором отразим наше отношение к миру. – На крыльях голубей напишите ваши пожелания. А потом наши голуби полетят по «мирному небу». | | Рассуждения детей | |
Создание плаката о мире. Дети подходят к доске, приклеивают голубя на плакат, вслух читают написанное, встают полукругом у доски и исполняют песню «День Победы» Исполнение песни «День Победы» (куплет, припев) | | Написание пожеланий. Приклеивание голубей на плакат | Слайд 12 |
Звучит песня «Письмо отца». Дети выходят. | | | Слайд 13 |
|