Классный час:
«Фронтовые письма – уникальные свидетели судьбы солдата».
Форма проведения – исторический час.
Цели:
1. Расширить знания обучающихся о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Задачи:
1. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;
2. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
3. Развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Письма военных лет», колонки.
Ход классного часа.
Классный час проводится в кабинете. На доске крупными буквами написана тема классного часа, висят плакаты, в центре класса - маленький столик с большой горящей свечой и стилизованными фронтовыми письмами.
Звучит песня «Письма с фронта»
Классный руководитель:
Солдатские письма… Пришло время, когда они обрели вес и цену архивного документа. Но вернемся мысленно на несколько десятилетий назад, туда, в «сороковые - роковые», представим себе солдата на фронте или перед отправкой на фронт, перед боем, перед атакой на вражеские позиции, когда он не знает, будет ли жив через час, или после боя – во время короткого затишья, когда радостное сознание, что на этот раз пуля тебя миновала, омрачается горечью потерь. За войну, даже за короткое время пребывания на передовой, он привык к потерям, но каждая новая смерть – рубец на сердце, предупреждение: следующий – ты.
Ученик 1
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой.
«Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу...
Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку.
Знай, что вас от беды я всегда берегу…»
Я читаю письмо. И как будто всё ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо. И сквозь годы отчётливо слышу
Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо. А за окнами солнце смеётся,
Начинается день. И сердца продолжают любить.
Я читаю письмо. И уверен, что если придётся,
Всё, что сделал отец, я сумею всегда повторить.
(Андрей Дементьев)
Классный руководитель
Война нарушила привычный ход жизни, разбросала близких людей, надолго оторвала их друг от друга и поставила в тяжелейшие условия. Письма были единственным средством связи между ними. Они несли с собой свет любимых глаз, тепло родного очага. А в наши дни фронтовые письма - это уникальные документы, которые помогают воссоздать психологический фон эпохи, без которого невозможно глубокое и всестороннее изучение исторических событий. Я держу в руках папку с бесценными письмами. Эти письма – уникальные свидетели судьбы человека, солдата, защищавшего нашу Родину от фашистских оккупантов. Сегодня мы прочитаем письма Бочкарева Василия Гордеевича. Он родился в 1904 году, до войны работал учителем начальных классов в Мордовской АССР, Атяшевском районе, селе Сосуновка. Почти все его письма адресованы жене - Бочкарёвой Пелагее Терентьевне.
Ученик 2
В письмах упоминаются имена детей: Федя, Воля, Нинушка, Зоинька и Лёлечка. Письма долгие годы хранились у дочери Василия Гордеевича Елены Васильевны, затем она их передала своей сестре Нине Васильевне, проживавшей на ст. Ушумун Магдагачинского района Амурской области.
Письма, благодаря их бережному хранению, великолепно читаются, хотя написаны карандашом, часто на плохой бумаге, а иногда и на обрывках ученических листов или обёрточной бумаги. По сгибам можно определить, что большинство писем посылались семье в форме простых треугольников.
Содержание этих писем складывается в единую повесть о необыкновенной душе русского человека, о его непоколебимой вере и любви к Родине, к семье. Они помогают представить себе личность фронтовика и отдельные эпизоды из жизни Василия Гордеевича.
Ученик 3
Можно проследить путь советского воина со дня призыва в армию до госпиталя. Призван из Мордовской АССР, воевал на Юго - Западном фронте на территории Украины. В 1943 году упоминаются станции, города, расположенные в Белоруссии. Многие населённые пункты, о которых упоминает Василий Гордеевич (Верхний Чир, Миллерово Ростовской области, Днепропетровск) были оккупированы немецко-фашистскими войсками. На территории города Миллерово располагался концентрационный лагерь для советских военнопленных. Поэтому на этих территориях шли ожесточённые бои за их освобождение.
Классный руководитель:
В 1-ом письме (11 апреля 1942 года) нет ни строчки о войне:
Ученик 4
«Здравствуй, дорогая жена Поля!
Шлю своё почтение и желаю всего хорошего в жизни. Привет моим дорогим деткам: Феде, Воле, Нине, Зоющке и Лелечке. Шлю и вам свой отцовский привет и желаю всего хорошего в жизни и в учёбе… Живём мы хорошо, кормят нас очень хорошо. Пока, до приятного свидания! Прощайте, мои дорогие! (без обратного адреса).
Ученик 5
6 июня 1942 год:
«От фронта 30 км. Не нынче завтра вступим в бой. Окончательно очистим Украину от этой гадины»
Классный руководитель:
После этого письма большой перерыв. Запись в книжке появится только 27 декабря 1942 года, а письмо – 3 января 1943 года. Почему такой перерыв? Читаем следующее письмо:
Ученик 6
«Я с 15 июля по 23 декабря находился в плену у немцев. Я не думал и не чаял, что буду жив. Нас немцы морили голодом и работой. Меня не узнавали, сравнивали с 50-летним стариком. Ой, Поля, ужас, что я пережил, но теперь я обратно в свободной Советской стране. Куда назначат, пока не знаю. Сегодня пойду в военкомат».
Ученик 7
7 февраля 1943 год: «Находился в плену у немцев, где было очень плохо, много перенёс голода, холода и побоев. Но доблестная Красная Армия освободила нас из немецкой кабалы». Это письмо - треугольник проверено цензурой.
Ученик 2
Более подробно о плене Василий Гордеевич напишет позднее, отвечая на вопрос сына Феди, в письме от 5 июля 1943 года.
Мы узнаём, что он вместе с другими пленными, сам бежал из плена. Возможно, что такое патриотическое содержание личных писем порождено идеологической необходимостью и являлось результатом партийно-воспитательной работы в военных частях.
Идём дальше по фронтовым дорогам солдата.
Ученик 8
19 июня 1943 год: Служу я опять в миномётной роте, скоро поедем громить фашистов.
22 июня1943: «Скоро поедем на фронт в решительный бой с фашистами»
24 июня1943: «Живём в украинских полях и лесах. Служу в миномётной роте сержантом расчёта, в то же время агитатор и рупорист. Мы готовимся к решительному бою с фашистскими гадами, скоро пойдём бить немецких гадов. И недолго то время, когда мы с Победой вернёмся домой».
Ученик 3
В письмах есть описание только одного боя. Мы знаем, что служба в миномётной роте была очень опасной. И бои, кровавые и очень тяжёлые, конечно, были. А дальше в связи с ранением началась новая борьба за жизнь.
14 августа 1943: «…2 августа я ранен в поджилки…обеих ног, в плечо и локоть. Ходить пока не могу, но врачи говорят, что кости не потревожены, раны осколочные, сегодня меня отправят в госпиталь. Уход за нами хороший, питание тоже хорошее».
Ученик 9
20 октября 1943 год: «Раны мои начинают подживать, но ноги обе согнуты. Не знаю, вылечат или нет. Хожу с одним костылём, ухо слышит плохо, плечо и локоть зажили, из спины осколки вынули… Воля, просишь написать, как меня ранили? Дорогой сыночек! Я со своим отделением переменял позицию. Мы наступали и продвигались вперёд. Проползли 200 метров и стали окапываться. Немцы заметили моё отделение и стали бить из миномёта. Одна мина упала прямо около нас и всех нас 10 человек поранило, а ком. взвода убило, а ком.роты ранило в ногу. Нас повезли на автомашине в сортировочный госпиталь».
Ученик 10
8 июня 1944года – последнее письмо: «Вчера мою ногу опять зашивали под наркозом, всё время лежу в постели. Что будет дальше, не знаю…».
Классный руководитель:
А дальше было длительное лечение. Из рассказов его дочери Нины Васильевны мы узнали, что врачи предложили фронтовику ампутировать ногу. Василий Гордеевич категорически отказался, поэтому всю оставшуюся жизнь он продолжал борьбу с болью. В 1945 году этот мужественный человек вернулся домой в родное село! Продолжил работу в школе. Земляки называли его «народным учителем», в этих словах любовь и безмерное уважение.
Таким образом, окопные треугольники создавали единство фронта и тыла. Читая их, представляешь прежде всего человека «настоящего» - мужественного, стойкого, надёжного, любящего, заботливого хозяина дома и защитника Родины.
Бочкарёв Василий Гордеевич ушёл из жизни в 1975 году. Похоронен в том же селе, откуда уходил на фронт.
Ученик 2
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
Ученик 3
Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.
Классный руководитель:
Присоединимся к акции «Скажи-СПАСИБО ветерану»
Сегодня и мы с вами научимся складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.
Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. Сегодня наши письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами.
Давайте скажем солдатам, защищавшим Родину спасибо?
Дома вы написали на листах те слова, с которыми хотели обратиться к тем, кто защищал Родину. Сложите свои письма в треугольник. Подпишите, напишите адресата. Письмо треугольник готово.
Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу. Эти письма мы отдадим ветеранам в день Победы.
Ученик 10
Треугольники писем
Треугольники писем солдатских
Обожгли мои руки и боль
Тут же в сердце вошла мукой адской.
В Польше встретил последний свой бой
Тот, кто письма писал на привалах
У коптящей снарядной “свечи”,
Представлялся солдатом бывалым
В письмах к маме, они горячи.
Много лет берегли эти письма —
Сотоварищей страшной войны
Как опавшие осенью листья
Пожелтели с годами они.
В них хранится о самой жестокой,
Самой страшной, безумной войне
Память, ставшая тенью далёкой,
Отражённая в новой весне.