В процессе данного мероприятия обучающиеся усваивают такое понятие , как "доброта", показывают её ценность и значимость.
У обучающихся развиваются знания о нормах воспитанности, совершенствуются навыки культуры поведения, общения с людьми.
Расширяется этический кругозор учащихся, активизируется практика общения, применение этических норм поведения.
детям даются мудрые советы о доброте. В процессе работы обучающиеся разбираются с пословицами о доброте и разыгрывают сценку.
подготовка к данному классному часу проходила совместно с детьми. несколько учеников заранее учили стихотворения о добре, выданные мной.
в конце мероприятие происходило выявление самого доброго человека в классе.
данный классный час является интегрированным, в нем соединились такие предметы, как литературное чтение (чтение стихотворение наизучть) и музыка (исполнение песни).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-На классных часах мы с вами затрагиваем различные темы. Мы учимся общаться друг с другом, учимся грамотному отношению к окружающим нас людям, всему живому. И сегодня мы продолжим наше общение. А о чём конкретнее будем говорить, вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы в слово. (На магнитной доске нужно собрать из букв слово ДОБРОТА.)
-Давайте прочитаем хором это слово. Прислушайтесь к его звучанию. Оно произносится очень мягко и нежно. А что такое доброта? Давайте подумаем (отвечают дети). Есть очень ёмкое определение (открывается доска с плакатом):
Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям.
-А хотите узнать, как появилось это понятие? Люди издавна с благодарностью воспевали всё, от чего человеку было хорошо, тепло, радостно. Так в народных сказаниях, легендах, песнях, сказках и стало воспеваться всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их
счастья. И в древней славянской азбуке буква Д называлась « добро» (показ рисунка). Видите, какие глубокие корни у этого понятия.
II. Сообщение темы классного часа.
-А с чем можно сравнить доброту? Когда у вас в классе, дома всё хорошо, какое у всех настроение? Всем становится теплее, правда? Так на что похожа доброта? Да, на солнышко! Есть даже такая пословица: « Доброта, что солнце» (записано на доске). Хорошая пословица? Именно такая тема сегодняшнего классного часа. Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё
лучше. И сегодня нам на уроке поможет солнышко. Оно будет нас согревать своими лучиками. Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь улыбка тоже согревает своим теплом, улучшает настроение. Давайте вспомним песню об улыбке (дети поют 1 куплет песни « Улыбка»). Настроение поднялось?
III. Продолжение беседы о доброте.
- Продолжаем наш разговор о доброте. Я вам уже сказала о том, какие древние корни в понятии « доброта». Заглянем в «Книгу мудрых мыслей», чтобы постичь значение, мудрость добра. Здесь записано много интересного и поучительного. Сейчас я зачитаю из этой книги мудрые советы (показ книги, зачитывание мудрых советов, могут зачитать дети по очереди).
Мудрые советы:
1. Уважая человека – уважаешь себя.
2. Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
3. Старайся всегда и со всеми быть вежливым.
4. Никогда не смейся над недостатками других.
5. Если ты сделал добро – скрой. Если тебе сделали добро – расскажи.
- Старайтесь придерживаться этих советов. Также много мудрых мыслей содержат пословицы и поговорки. Люди с древности придумывали пословицы и поговорки о добре и зле. Вы должны были постараться их найти (дети зачитывают пословицы и поговорки, можно объяснить значение некоторых из них). Эти пословицы и поговорки мы поместим в « Книгу мудрых мыслей».
Теперь попробуйте сами собрать пословицы о добре и зле из рассыпанных слов (задание по группам).
Пословицы:
1. Путём зла не доходят до добра.
2. Добрыми делами славен человек.
3. Доброе слово, что весенний день.
4. Худо тому, кто добра не делает никому.
Каждая группа зачитывает пословицу, объясняет её значение.
IV. Добрые дела.
-Сейчас прозвучала пословица « Добрыми делами славен человек». А какие добрые дела делаете вы (дети рассказывают о своих добрых делах)?
Вывод: - Молодцы, ребята, старайтесь делать добрые дела, даже незначительные, маленькие, как в стихотворении « Попробуй сам». 4 человека читают стихотворение.
1. Стать добрым волшебником, -
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не надо особой.
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
2. На клумбе цветок. Его листья повисли.
Грустит он, о чём его мысли?
О чём его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
3. Хоть мама ещё не вернулась с работы
Нетрудно узнать её думы, заботы.
«Вернусь, - хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
4. И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, просияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой:
-Да это как в сказке, волшебник ты мой!
-Вы тоже можете быть такими волшебниками! С сегодняшнего дня я предлагаю записывать ваши добрые дела в «Копилку добрых дел» (показ копилки).
V.-Ребята, посмотрите! Появилась грустная тучка. Интересно, почему она здесь? Никто не догадался? Наверное, потому, что в нашем классе не всегда всё гладко, иногда ребята обижают друг друга, употребляют грубые слова. Однажды я шла по коридору и услышала разговор о вежливости учеников одного из классов нашей школы. Ребята стояли и спорили.
Сценка:
1 – Вот, например, если я сижу в автобусе, а входит старушка, я ей сразу место уступаю.
2 – Это каждый дурак знает!
3 – А ещё надо сказать: «Садитесь. Пожалуйста!» - Поняла, ворона?
4 – Ты что, с приветом?
5 – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста!»
6 – Понятно! А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место.
7 – Да пока ты будешь говорить свои ослиные речи, старушка может вообще выйти из автобуса!
Учитель: - Что вам не понравилось в разговоре о вежливости? Не употребляйте такие слова и выражения! Ребята, а что нужно вспомнить, когда хочется сказать или уже сказали грубое слово (ответы детей)? Да, нужно вспомнить доброе вежливое слово. Тогда не будет у нас такой грустной тучки. Есть очень красивая пословица. Я её нашла в « Книге мудрых мыслей».
( Каждое слово пословицы написано на облачках).
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Объясните смысл пословицы. Давайте и мы вспомним добрые, вежливые, волшебные слова. У каждого из вас на столе лежит маленькая тучка. Напишите на ней самое любимое ваше вежливое слово. Можете украсить свою тучку.
-Какие слова написали? Эти тучки также поместим в «Книгу мудрых мыслей». Давайте стараться употреблять эти слова как можно чаще и тогда ни одна плачущая тучка не залетит в наш класс (снять тучку).
VI. Продолжаем наше общение. Ответьте на вопрос:
- А для чего человеку нужны руки?
- Можно ли с помощью рук общаться? Какие бывают ваши руки? Добрыми? А злыми? Потрогайте руки друг друга. Они сегодня, наверное, у вас тёплые, ласковые, добрые, мирные. Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки? Руки могут помочь подружиться. Не зря друзья берутся за руки, при встрече здороваются. Старайтесь дружить! Старайтесь добрее относиться друг к другу! Понятие «доброта» вам поможет раскрыть стихотворение, которое так и называется »Доброта».
Выходят 4 ученика и читают стихотворение.
1. Добрым быть совсем просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
4. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
-В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
VII. Выявление самого доброго человека в классе.
- Смотрите, цветок вырос! Но он без лепестков. Лепестки этого цветка у вас. Сейчас вы должны очень хорошо подумать и на лепестке написать имя и фамилия того человека, которого вы считаете самым добрым в нашем классе.
Дети пишут под музыку. Затем сдают лепестки, гости подводят итог. Если выявится самый добрый человек, ему вручается грамота.
VIII. Заключение.
- Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта.
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится- стыдится!
-Давайте не будем злиться! Давайте, как солнышко, согревать друг друга своим теплом.
В память о классном часе каждому ученику вручается солнышко, сделанное из бумаги. В заключение можно исполнить песню» Если добрый ты».