kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К А К П О Я В Л Ю Т С Я С Л О В А?

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Состав слова в начальной школе рассматривается без учёта тесной взаимосвязи со словообразованием.

   Велика роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Кроме того, выяснение того, как сделаны слова в русском языке и как они делаются, способствует возникновению мотивации, необходимой для успешного овладению речевой деятельностью, развивает в детях потребность в повышении своей языковой культуры, стремление наиболее точно выразить мысль в слове (Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальной школе).

    Осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования навыка правописания безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных. Ученики подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К А К П О Я В Л Ю Т С Я С Л О В А? »

Минобразования и молодёжной политики Чувашской Республики












































П Р О Б Л Е М А:


К А К П О Я В Л Ю Т С Я С Л О В А?




Авторы-разработчики:

учащиеся 4-го класса




















Байгулово – 2015год

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П А С П О Р Т


Учебный предмет: русский язык


Тема: Состав слова.


Тип проекта: интегрированный, творческий


Класс: 4-ый


Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая


Время работы: 2ч.


Цель проекта: рассмотреть, как образуются родственные слова.


Задачи: 1) осознать морфемный состав слова;

2) глубже понять лексическое значение родственных слов и

точно употреблять их в речи;

3) проводить наблюдения над единообразным написанием корня в

родственных словах.


Планируемый результат: панно на тему «Родственные слова».


Степень распространения: МБОУ «Байгуловская СОШ»





















О Б О С Н О В А Н И Е П Р О Е К Т А


Когда учиться интересно,

учиться хочется,

учиться легко.

(Школьники единодушны во мнении.)

Состав слова в начальной школе рассматривается без учёта тесной взаимосвязи со словообразованием.

Велика роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Кроме того, выяснение того, как сделаны слова в русском языке и как они делаются, способствует возникновению мотивации, необходимой для успешного овладению речевой деятельностью, развивает в детях потребность в повышении своей языковой культуры, стремление наиболее точно выразить мысль в слове (Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальной школе).

Осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования навыка правописания безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных. Ученики подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.



П Л А Н И Р О В А Н И Е Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И


  • Подготовительный этап.

  • Информирование и работа с учащимися.

  • Разработка схемы проекта.

  • Раздача поручений. Комплектование пилотных групп.

  • Исследовательская работа учащихся. Подготовка дидактического и раздаточного материала.

  • Защита проекта

  • Оценка проекта.











И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь С К И Й Э Т А П


п/п

Творческие задания для учащихся

Ответственные

1

Сочинить сказку про корень и нарисовать иллюстрацию к этой сказке.

Короткова В.

Петрова И.

2

Составить памятку разбора слов по составу.


3

Подобрать родственные слова с корнем САД

1–ый ряд

4

Объяснить значение родственных слов с корнем САД

1-ый ряд

5

Подобрать стихи, загадки про фруктовый сад.

1-ый ряд

6

Конкурс рисунков на тему «Наш сад».

1-ый ряд

7

Подобрать родственные слова с корнем ЛЕС и нарисовать лес.

2-ой ряд

8

Составить гербарий из листьев.

Миронов Алексей

9

Подобрать родственные слова с корнем ГРИБ и нарисовать их.

Овчинникова Ек.

10

Подобрать родственные слова с корнем РЫБ и нарисовать их.

Захарова Екат.

11

Подобрать родственные слова с корнем ЦВЕТ и нарисовать их.

Романова А.

12

Подобрать родственные слова с корнем СНЕГ и подобрать игру со снежками.

3-ий ряд

Захарова Е.

13

Подобрать игры и игровые упражнения.

Желтова С. Ф.

14

Найти и записать названия деревьев на родном и русском языках.

3-ий ряд
























И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й Б А Н К


ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ПРО КОРНЕЬ.

Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

* * *

Стихотворение «САД».

Как-то много лет назад

Посадили слово САД.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Много-много новых слов.

Вот из сада вам РАССАДА,

Вот ещё ПОСАДКИ рядом.

А вот САДОВОД,

К ним САДОВНИК идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

* * *

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?


сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами;

садовод – специалист по саду; человек, разводящий сад;

садовник – работник, занимающийся уходом за садом;

рассада – молодые растения, выращенные для посадки на гряды;

посадки – молодые посаженные растения;

саженец – молодое растение, пересаженное из другого места.

* * *





В Г О С Т Я Х У С Л О В А

Слово корень употребляют в речи, когда говорят о чём-то важном, главном.

«Смотри в корень!» «Зри в корень!» - выдели самое главное.

«Корень зла» - причина чего-то плохого.

«Коренная переработка» - если надо что-то основательно переделать.

«В корне неправильно».

У слов корень – это самое важное, самое главное. Он ведь берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем называются родственными.

Корень является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем употрибительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево.

Получается целая большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, показывающая, от какого слова они образовались, какой общий смысл у этих слов.

* * *


З А П О М Н И !

Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово здание?

Все учти, продумай, взвесь.

Не свихнись на слове здесь.

Помни все условия,

Чтоб написать здоровье.

Чтобы смысл не повредить.

З нельзя в них отделить.

- десь, -доровье, -дание

Лишены здесь содержания.

Верните з и снова

Заговорят три слова.

В них не ищи приставки

И с З пиши всегда!


* * *







Л И Н Г В И С Т И Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я


  1. Найдите корень.

Маша сказала, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень СНЕГ.

А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова снег образовано не только снеговой и снеговик, но и снежок. Значит, корень во всех словах СНЕ-. Кто из детей прав и почему? Какие звуки чередуются в словах?


  1. Родня ли Гусеница Гусю?

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

Есть ли в этом рассказе «родственники»? Определите в родственных словах окончания, корень.

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал. Что гусеница – не родственное слово.

А Петя возразил:

- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Вы согласны с Петей? Почему?


3 . Игра «Третий лишний».

Найди лишнее слово: желток, железо, жёлтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть, час. Печурка. Печка, печать. Циркуль, циркач, цирк.


  1. Из каждого ряда слов убрать лишнее.

Борьба, борец, бороться, воевать;

Смешной, смешать, смешить;

Учить, изучать, зубрить;

Сосна, дерево, деревянный;

Ветер, вихрь, безветренный;

Вражда, враг, противник, вражеский.

* * *






З А Щ И Т А П Р О Е К Т А

1. Оргмомент.

2. Постановка задач.

- В русском языке есть раздел «Словообразование». Как вы думаете: почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

3. Грамматическая сказка про корень.

Рассказывает Волкова К., используя рисунок «Дерево с корнями ВОЗ»

  1. Защита творческих работ с корнем САД:

- чтение стихотворения «Сад»;

- отгадывание загадок «Что растёт в нашем саду?»

- объяснение значений родственных слов с корнем САД;

- чтение стишков собственного сочинения про сад;

- исполнение песни про сад «Для кого же?»

5. Защита творческих работ с корнем ЛЕС:

- Отгадывание загадки:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью кормит,

Зимой согревает.

-объяснение значений слов: лесник, лесок, лесище, лесная…

- подберите прилагательные к слову лес.

6. Защита творческих работ с корнем ГРИБ:

- чтение стихотворения «За грибами».

7.Защита творческих работ с корнем РЫБ:

- игра «Какой корень потерялся?»

8. Защита творческих работ с корнем ЛИСТ:

- представление гербария из осенних листьев;

- названия деревьев на чувашском и русском языках.

9. Защита творческих работ с корнем ЦВЕТ:

- Какие цветы растут в моём цветнике?

- Назовите полевые, луговые и садовые цветы.

10. Защита творческих работ с корнем СНЕГ:

- игра в снежки «Найди родственные слова»;

- игра «Найди корень».

11. Грамматическое задание «Чудо-дерево».

Вырастите это дерево и запишите все слова, которые у вас получатся: шумок, зашуметь, шумный; зверёк, озвереть, зверюшка, звериный.

12. Грамматическая сказка «Чужак».

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ноге скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  1. Ребята, кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

  2. Давайте напишем список родственников Воды. Сначала напишем тех, кто пришёл в гости к ней сегодня. А потом напишем тех, кто не смог прийти в гости в этот раз.

  3. Поможем найти родственников Водителя.

  4. Объяснение лексического значения слов: водник, водовоз, водоём, водопад, водолаз, водомер, водонос, водоросль, водохлёб, водяной, водопой, подводник.

13. Вывод.

Благодаря тому, что живут слова семьями, их легче понимать и писать. Знаете как пишется корень в слове, пишите её так во всех родственных словах. Если затрудняетесь, можете обратиться за помощью к словарю. Он называется «Школьный словообразовательный словарь русского


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К А К П О Я В Л Ю Т С Я С Л О В А?

Автор: 4 класс

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Графики "
    ["seo_title"] => string(7) "grafiki"
    ["file_id"] => string(1) "7"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400501839"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Видимое движение светил "
    ["seo_title"] => string(28) "vidimoie-dvizhieniie-svietil"
    ["file_id"] => string(1) "8"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400502238"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени "
    ["seo_title"] => string(86) "obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "100000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1400505649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образование действительных причастий  прошедшего и настоящего времени "
    ["seo_title"] => string(86) "obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-i-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "100002"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400506550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Введение. Живое Средневековье "
    ["seo_title"] => string(37) "vviedieniie-zhivoie-sriednieviekov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "100003"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1400507579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства