kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История родного края, конспект внеурочного мероприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

История родного края - конспект внеурочного мероприятия во 2 классе

Автор:  Михнева Елена Ивановна

 Учитель начальных классов

 МБОУ «Подюжская средняя школа имени В. А. Абрамова»»

Внеклассное мероприятие  -  посиделки во 2 классе

Тема: « История родного края»

Цели:

  1. Знакомство детей с бытом, культурой, трудом поморов.
  2. Развитие кругозора детей.
  3. Развитие мышления, речи, воображения, творчества.
  4. Привитие интереса к традициям наших предков.
  5. Воспитание умения принимать гостей.
  6. Знакомство с поэзией национальных поэтов.

Оборудование:

-магнитофон и аудиокассета с записью мелодий, презентация.

- деревянная посуда, русская печь, поделки учеников для выставки, стол, пяльцы, прялка, чай и пироги  для угощения, русские народные костюмы.

карта  Архангельской области, Коношского района

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История родного края, конспект внеурочного мероприятия »


Автор: Михнева Елена Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ «Подюжская средняя школа имени В. А. Абрамова»»


Внеклассное мероприятие - посиделки во 2 классе


Тема: « История родного края»



Цели:

  1. Знакомство детей с бытом, культурой, трудом поморов.

  2. Развитие кругозора детей.

  3. Развитие мышления, речи, воображения, творчества.

  4. Привитие интереса к традициям наших предков.

  5. Воспитание умения принимать гостей.

  6. Знакомство с поэзией национальных поэтов.


Оборудование:


  • магнитофон и аудиокассета с записью мелодий, презентация.

  • деревянная посуда, русская печь, поделки учеников для выставки, стол, пяльцы, прялка, чай и пироги для угощения, русские народные костюмы.

  • карта Архангельской области, Коношского района;


Ход мероприятия :


1ведущий -Здравствуйте, люди добрые!

Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть!

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!



2 ведущий -- Рады видеть вас у себя в гостях, в нашем родном посёлке.

Здесь для вас, для гостей дорогих,

будет праздник большой, праздник радостный!

По обычаю по - старинному посиделками называется.


Слайд

Ученик - Наш посёлок называется Подюга.

А находится он в Архангельской области, Коношском районе.

Красивое название у нашего посёлка. А что оно означает?


Слайд


Ученик - Слово «Подюга» финоугорского происхождения,

В переводе означает «река в лесной глуши».

«падь» - лесная глушь

« га» - река

Слайд

Ученик - Возрастной состав жителей


Мужчин – 1562 человека.

Женщин – 1645 человек.

Дети дошкольного возраста -230 человек.

Дети школьного возраста – 334 человека.

Студенты -134ч.

Работающее население – 1036 человек.

Пенсионеры по возрасту – 1476 человек.

Всего – 3207 человек.


Ученик - Большая часть жителей – это пенсионеры.

Мы уважаем старших и хотим знать как жили наши

прадедушки и прабабушки.

Ученик -Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим .



1ведущий - Появление Подюги стало возможным

в силу природного богатства наших мест лесом.

Стране нужен был лес.

Первые лесорубы прибыли в наши края

в конце 20-х, начале 30-х гг.

Тогда и появились первые поселения людей.


2 ведущий - Наш край и правда красив лесами.

Любимым деревом у наших предков была берёза.

Берёза- символ чистоты.

Слайд


Ученик – Берёза моя, берёзонька.

Берёза моя славная, всем людям милая.

Стоишь ты, берёзонька на горочке,

Освещаешься красным солнышком.

На тебе, берёзонька, листья зелёные,

А вокруг тебя ромашки белые.

Как мы чтим тебя, восхищаемся.

О тебе поём песни славные,

Что нет на Руси краше дерева!

Слайд

1ведущий - Раньше люди не только любовались берёзой,

но и с пользой для себя использовали её, не нанося ей вред.

Береста – экологически чистый природный материал. Изделия

из бересты обладают целебными свойствами.

Ученик - Из бересты наши прадедушки и прабабушки

делали посуду, игрушки, лапти, украшения.

Мы тоже работали с берестой и сделали вот такие картины.



( слайд – картины из бересты, сделанные учениками )


Сценка


(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).

(печка, ухват, горшок, ложка, вышивка, стол, полотенце, чашка, тарелка, блюдце)

Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, всё надо припасти.
Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Дочка: (выглядывает за окно).
Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки и ребята со двора!

Мальчик: Мы работали, устали,

Только в праздник отдыхали –

Рубахи красны надевали,

Поясом их подвязали.

Эй, подружки, выходите,

На нас, нарядных, поглядите!


Девочка: А мы тоже наряжались,

В хороводы собирались –

Губки красили морковкой,

Угольком чертили бровки,

Щеки пудрили мукою

И румянили свеклою.

Нас гулять ребята звали –

Сарафаны надевали,

Ленты в косы заплетали,

Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

2 ведущий : Поглядите. Что за диво? Всё так мило и красиво!

Кто пошил одежду вам?


Мальчик - Рукодельничал я сам!

Девочка - Вышивала всё сама,

Вот пришита бахрома.

Мальчик - Оторочен ворот у косоворотки.

Девочка - Вышит низом сарафан.


Мальчик : Как влитой сидит кафтан.


Девочка : Какова пряха, такова и рубаха!

1ведущий - Как вы уже догадались, речь сейчас пойдёт об одежде.

Как одевались наши прадедушки и прабабушки?

( Класс разбит на команды. Задание: одеть куклу)

Слайд

Женская одежда: полурубашье, сарафан, кушак, коротёна, кокошник, передник.

Мужская одежда: кафтан, косоворотка, портки, кушак.


2 ведущий - На рукавах и вороте была вышивка . Познакомимся

с орнаментом, который использовали в узоре.


Слайд с орнаментом – земля и небо, вода, бесконечность, солнце)


1ведущий - А сейчас ребята покажут северный орнамент в танце.

Танец.

Ученик - Мы тоже постарались смоделировать северный костюм.


( слайд- северные костюмы, смоделированные руками учеников)


Сценка

Ведущий - За столом дед пьёт чай вприкуску.

У окна бабка вяжет. Дочка (большуха) у печи перетирает и ставит

на полку посуду.

Дед - Что ты, Наталья, всё у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком

побалуйся, пока самовар не остыл. А то скучно одному чаёвничать.

Бабку от вязания не оторвёшь.
( Заходит Филя)


- Филя, есть хочешь?

-Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А еще хочешь?

- Хочу!


1ведущий - А сейчас мы поговорим о том, что ели наши предки.

В народе говорили :

« Поешь попроще – проживёшь на 100 лет дольше».

Еда была простой и полезной.

Слайд

Приём пищи на севере назывался выть.

1.Завтрак - обычно тогда, когда встают ото сна – в 4-6 часов утра.

2. Обед - в 8-10 часов пополудни.

3. Паужнают – обедают в другой раз между 12-3 часами после полудня.

4. Ужинают, когда солнце закатывается за горизонт.


Слайд

Первые блюда

1. Тюря - (кусочки ржаного хлеба, намоченные в воде или квасе с солью);

2. Пусты щи (без мяса, мясо шло на продажу),

3. Репяные щи;

4. Уха из рыбы;

5.Травный лук с квасом;

6.Борщ

Вторые блюда

  • репница – пареная репа;

  • картофель варенный в воде или печённый на углях, либо в золе;

  • осоленная капуста;

  • ели редьку и с солью, и с квасом, и с маслом, и с кашей, и с блинами;

  • Капуста квашеная;

  • Печённый картофель;

Напитки

  • Традиционный русский напиток – квас.

  • Среди напитков обязательным был кисель, ягодный или овсяный.

  • С бережливостью относились к молоку. Пили его в основном младенцы.

Остальные хлебали ложками.

 Лакомства


  • Пироги, кулебяки, рыбники.

  • Оладьи, блины, сырники.

  • Калачи, кренделя, пряники - козули.


Работа в командах. Разгадать кроссворд.


Поморская кухня

1.




2.




3.




4.




5.




6.







  1. Как назывался приём пищи ?

  2. Основной продукт питания, который запасали на весь год. На семью по 3 бочки (800 кг) .

  3. Овощ, который заменял на столе наш картофель, а в сушёном виде заменял детям конфеты.

  4. Традиционный русский напиток.

  5. Кусочки ржаного хлеба, намоченные в воде или квасе с солью.

  6. Пряники, которые пекли на праздник.


Слова для справок: козули, квас, тюря, рыба, репа, выть.

Задание

Подчеркните то, что не употребляли поморы?


Рыба, яйца, капуста, огурец, лук, банан, картофель, репа, апельсин, кабачок, баклажаны, морошка, молоко.


Ученик - Мы тоже сделали козули и представляем их вам.

А наши родители напекли для вас пирогов.

Угощайтесь, люди добрые.


(Панно с козулями, сделанными учениками)


2ведущий - На столе у нас пирог,

Пышки, да ватрушки-

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.


Девочка: Станем девицы рядком ,
Да частушки пропоем.


Мальчик: Да и мы пожалуй встанем
От подружек не отстанем.

(Встают друг против друга)


Частушки

  1. Мы в Архангельске живём

Вкусны шанежки жуём.

И частушек много знаем,

Все сейчас для вас споём.

  1. Славен север наш лесами,

Славен удалью морской, Холмогорскими коровами

Да рыбою треской.

  1. Мы с подружками сидели

На скамейке у пруда,

Нас лягушки напугали

Не пойдём больше туда.

  1. - Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

- Мы вчера коров доили,

Молочком помылися.

  1. Моя дроля маленька –

Чуть побольше валенка.

В пимочки обуется

Как пузырь надуется.

  1. Ветер дует, ветер дует,

Ветер дует с Севера.

А Архангельски ребята

Чуть побольше клевера.

  1. Ах, ах, ахоньки,

Наши девки махоньки.

А мне нравятся таки,

Каки ростом велики.

  1. По Двине – реке широкой

Лодка с парусом плывёт

У милёнка нос курносый
Аж до неба достаёт.

  1. Бело море, бело море

Кто тебя пересолил.

Буду очень я доволен,

Если вас повеселил.

  1. За внимание спасибо

Вам, товарищи, и вам!

(говором)

Вашим сереньким, голубеньким,

Кареньким, зелёненьким,

Лиловым, фиолетовым

И чёрненьким глазам!


1ведущий - Наши предки были верующими людьми и

с уважением относились ко всем православным праздникам.


- Угадай, какие предметы к какому православному празднику подходят?

(яйцо, ёлка, верба, мешок – рюкзак)
Лишним оказался мешок – рюкзак. Вот сейчас мы и узнаем для чего он нужен.


Поговорим о Рождестве Христовом.

Рождество Христово празднуется у нас 7 января, а по старому календарю это 27 декабря. Это великий праздник, которому предшествовал пост

(40 дней). И люди, особенно молодёжь, ждали Сочельника, когда можно будет после восхождения первой звезды на небе, сходив в церковь, наконец, вкусно поесть. А потом идти колядовать.

Колядки – небольшие стихи – песенки с пожеланиями хозяевам благополучия.


( палка с шестилучевой звездой, мешок – рюкзак, конфеты)

(инсценировка)


2ведущий- Впереди идёт парень со звездой (6 - 8 лучей) и свечой

(по завету Евангелия о рождении Христа

возвестила необыкновенная звезда).

Колядовщики хвалили хозяев:

Ученик - 1.Дом у вас хороший, на 7 столбах.

Ученик - 2. Крыльцо позолоченное.

Ученик - 3.На заборе – на каждой тычинке – по жемчужинке.



1ведущий - За такое величание колядовщикам выносили пирогов,

конфет, даже денежной мелочи. Сзади шёл «мехоноша» - паренёк

с мешком, в который складывали всё что наколядовали.

За это колядовщики благодарили хозяев:

Ученик - «Дай вам, Господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столы спорина,

Сметаны ли толсты,

Коровы ли дойны.»



1 ведущий - гумно - площадка для молотьбы сжатого хлеба

квашня – кадка для замеса теста


2 ведущий - Север богат сказками. Народ очень любил сказки.

Они разные – волшебные, о животных, бытовые.

Бытовые – это сатира, насмешка над кем-то. Смысл этих сказок

в осуждении мира, где царит жадность, нажива, корысть, лень.

Инсценирование

Северная народная сказка «Как Лень и Отеть зимовали »

(словарная работа )


Отеть - высшая степень лени.



Стояла плохонькая изба. А в ней когда-то давным-давно жили Лень : «Ох,здравствуйте! Полежу – ка я на печке.» и Отеть: «А мне дак и здороваться лень». Лучше лягу.

Весну, лето и осень они ничего не делали. А тут и зима началась, да такая холодная ! Уже в декабре морозы затрещали . В избе-то холодно-холодно и есть нечего. Последний горшок каши остался. Лежит Лень на печи, а печь-то холодная. Горшок каши на печи с краю стоит, и Лень с краю лежит. Вот она пальцы в горшок запустит, кусок каши ухватит, в рот засунет и съест. Лень еще жива, а Отеть-то уже еле дышит : « Ох, ох!...

Говорит ей Лень:
— Отеть, ешь кашу!
— Неохота!
— Я сдвину ее на край.
— Да ну ее, не хочу шевелиться...
К ночи пал лютый мороз. Лень говорит:
— Отеть, дров наноси.
— Не!...
Вот уж совсем коченеть стали. Лень говорит:
— Отеть, неси дрова!
— Лихо...
— Что лихо?
— Пилить лихо... Бревно-то длинно у избы лежит... Ты открой окно, да всунь бревно в избу. Один конец в печь затолкай, а другой пусть из окна торчит...
— Ну ладно!

Пошла Лень. Окно не открывается. Выломала Лень раму, бревно в печь всунула. Один конец бревна горит, другой из окна торчит. Ну, печь прогреваться стала, бревно обгорело. Надо дальше его подсунуть, а слезать с печи неохота. Горело, горело бревно, да конец-то его и упал из печи на пол. Вот уже и пол прогорел. Изба загорелась. Схватилась Лень, кричит:
— Вставай, Отеть, горим!
— Лихо вставать...
— Вставай, Отеть! Изба горит! Сгоришь!
— Не встану... Лихо...
Лень-то уже выкатилась из горящей избы, а Отеть так и сгорела на печи. Отети нет. Позабывать о ней стали. А Лень жива. Своей-то избы у нее теперь нет, сгорела. Мыкается, бродит теперь Лень по белу свету, смотрит, к кому бы подселиться, у кого за пазухой себе гнездо свить. Беда тому, у кого пазуха не запахнута! Лень тут как тут, а выгнать-то ее ой как трудно.

Не подпускайте Лень к себе.

Вывод: Нужно стараться успевать сделать как можно больше дел в нашей жизни, дел хороших и добрых.


1ведущий - Много прекрасных традиций было на Руси.

Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить

свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята на прощание

быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными!

Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце

у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

2ведущий - Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!


Исполнение учениками песни «Северное солнышко»

автор песни Евгения Рыбак






































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История родного края, конспект внеурочного мероприятия

Автор: Михнева Елена Ивановна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект внеурочного занятия на тему «Россия — Родина моя»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_rossiia_rodina_moia"
    ["file_id"] => string(6) "626026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1676756032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект внеурочной работы для 1 класса  "Полна богатырями Земля русская" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-vnieurochnoi-raboty-dlia-1-klassa-polna-boghatyriami-ziemlia-russkaia"
    ["file_id"] => string(6) "243653"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445781083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства