Региональный конкурс детских образовательных проектов
«Мои проекты и исследования»
МБОУ «Явенгская средняя общеобразовавтельная школа»
Вожегодского района Вологодской области
Социальный проект
Тема: «Покормите птиц зимой»
Авторы проекта: ученики 4 класса
Руководитель проекта:
Кырма Ольга Григорьевна,
классный руководитель 4 класса
2014 год
1. Актуальность проблемы
Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большому количеству. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Птицы играют большую роль в распространении семян. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому, так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражение садов вредными насекомыми. Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под пёрышками. А самое ужасное – голод! Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Вологодская область отличается умеренным климатом. Но бывает жаркое лето и суровая зима. Зимой температура достигает до -25 градусов, дуют сильные ветра. Из окон нашего класса мы часто наблюдали, как на деревьях, растущих около школы, сидят нахохлившиеся от холода и голода птички. Мы, с ребятами нашего класса задумались, чем можем помочь птицам? В школе была объявлена акция «Кормушка», мы решили принять в ней участие всем классом, а ещё сделать проект: «Помоги птицам зимой!»
2. Цель и задачи проекта:
Цель: Помочь пернатым зимой.
Задачи:
1. Учить детей доброте.
2. Приучать детей любить и заботиться о птицах.
З. Наблюдать за птицами и защищать пернатых в зимний период
4. Испытывать радость осознание, что можно спасти птиц от гибели.
5. Расширить знания учащихся о птицах родного края
3. Определение потребностей, которые могут быть решены с
помощью проекта
В течение длительного времени мы наблюдали, что за окнами класса с наступлением зимнего времени, на деревьях сидят нахохлившиеся птички. Нам стало их жалко, и мы решили, что можем оказать птицам посильную помощь, поможем им пережить трудное время года.
4.Технологическая карта проекта.
Разделы технологической карты | Краткая характеристика |
Тема проекта | Покормите птиц зимой |
Смысл проектной деятельности | Решение экологической проблемы |
Цель проекта | Помочь пернатым зимой |
Кому адресован проект | Птицам родного края |
Продукт проектной деятельности | Кормушки |
Необходимые средства (что нужно для выполнения проекта): | Источники информации | Литература о птицах, интернет, иллюстративный материал, опрос родителей и жителей посёлка. |
Приборы и материалы | Компьютер, принтер, проектор, магнитная доска, ручки, линейки, карандаши, Бумага белая и цветная, ножницы, клей. |
Необходимые умения, способы работы | Умение работать в группе, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.., отбирать материал, находить необходимые источники информации. |
Время, необходимое для выполнения проекта | Один месяц |
План работы над проектом: | Этап 1 | Обсуждение проекта |
Этап 2 | Составление плана |
Этап 3 | Выполнение проекта |
Этап 4 | Контроль за выполнением |
Этап 5 | Представление результатов |
Этап 6 | Рефлексия |
Описание и анализ работы по реализации замысла проекта
Класс был поделён на 3 группы (в классе 10 человек)
На начальном этапе реализации проекта учащимися были предложены 3 проблемы для решения:
- как сделать кормушки?
- какие корма выбрать?
- где развесить кормушки?
В середине января в классе был объявлен конкурс по изготовлению кормушек вместе с родителями.
1 группа. В дневниках стали вести ежедневный подсчёт птиц, которые в течение дня прилетают и садятся на деревья у школы.
(Приложение №1)
2 группа. Стали собирать пословицы и поговорки о птицах.
(Приложение №2)
3 группа. Сбор загадок и стихов, а также примет о птицах.
(Приложение №3)
Провели конкурс рисунков: «Пернатые друзья» (См. презентацию)
Состоялся КВН «Птичий базар» и викторина о птицах.
(Приложение №4)
Нами был проведен опрос среди учащихся начальных классов с единственным вопросом: «Для чего нам нужны птицы?»
И вот, что у нас получилось.
(Приложение №5)
Описание полученных результатов, выводов.
Результатом проделанной работы стали изготовленные и развешанные кормушки. С удовлетворение отмечаем, что ежедневно на кормушки прилетают птицы и лакомятся кормом, который ребята регулярно насыпают в кормушки.
6.Рефлексия проектной деятельности.
Почему мы занялись этой проблемой? Главной целью нашего проекта было помочь зимующим птицам в трудное время года. Нам было интересно наблюдать за птицами, зимующими в нашем регионе. Мы считаем, что своей цели мы достигли, потому что мы нашли очень много интересного материала.
Мы определили актуальность, проблему, гипотезу, объект и предмет, цели и задачи, методы, анализ изученной литературы и источников, этапы и структуру работы, ее результаты. Мы изучили тексты из интернета, использовали в работе результаты соцопроса среди учеников начальной школы.
Какие трудности мы испытывали? В основном было трудно наблюдать за птицами и вести их подсчёт, так как они постоянно перелетают с места на место. Ещё было трудно найти материалы в интернете, потому что ещё не очень хорошо владеем компьютером.
Наша работа очень важна. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под пёрышками. А самое ужасное – голод! Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Приложение №1.
Январь
Число | Синицы | Снегири | Воробьи | Вороны |
13 | 5 | 4 | 26 | 8 |
14 | 13 | 7 | 10 | 6 |
15 | 6 | 7 | 9 | 7 |
16 | 6 | 8 | 12 | 4 |
17 | 9 | 2 | 6 | 2 |
20 | 4 | 6 | 8 | 9 |
21 | 9 | 6 | 5 | 8 |
22 | 14 | 4 | 12 | 3 |
23 | 26 | 0 | 13 | 5 |
24 | 12 | 3 | 8 | 4 |
Приложение №2.
Пословицы и поговорки о птицах.
Был коршун, да упорхнул.
Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
Воробей сидит на тыне — надеется на крылья.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Всяк кулик в своем болоте велик.
Всякая птичка свои песенки поет.
Жаворонок — к теплу, а зяблица — к стуже.
Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.
Видно сокола по полету.
И журавль тепла ищет.
Из пушки по воробьям не стреляют.
Красна птица пением, а человек умением.
Курица по зернышку клюет, да сыта живет.
Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
Наряд соколий, а походка воронья.
Невелика птичка, да коготок остер.
Одна ласточка весны не делает.
Пуганая ворона и куста боится.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Сорока стрекочет — гостей пророчит.
старого воробья на мякине не проведешь.
Старый ворон не каркнет мимо.
У вороны искал петух обороны.
Хорош павлин, да ногами худ.
Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того — на зеленой ветке.
Я к тебе голублюсь, а ты от меня тетеришься.
Яйца курицу не учат.
Приложение № 3.
Приметы, связанные с поведением птиц.
1. Снегирь под окном чирикает (к оттепели)
2. Вороны садятся на верхушки деревьев. (к морозу)
3. Вороны садятся на снег. (к оттепели)
4. Днем сова кричит (к снегопаду)
5. Воробьи прячутся под стреху, взъерошены (к морозу)
б. Гусь лапу поджимает — к стуже.
7. С утра синица расписалась — ночью мороз ударит.
8. Галки играют в воздухе — будет оттепель
9. Ворона громко каркает — будет снег
10. Птицы жмутся к домам - быть снегу, туману.
11. Вороны летают и кружатся стаями — к морозу.
Приложение №4.
Конкурс «Знатоков- орнитологов» (Викторина).
1. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин)
2. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
3. Какую птицу прозвали «крылатой кошкой»? (сова)
4. Какие птицы устраивают спальни в снегу? (рябчики)
5. У какой птицы снежное имя? (снегирь)
6. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвин)
8. У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)
9. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
10. Каких птиц больше всего на свете?
11. Какие птицы самые быстрые? (сокол, стриж)
12. Какая птица выше всех летает? (орёл)
13. Какие птицы улетают первые из наших широт? (стриж)
14. Кто носом дубы сажает? (дубонос)
15. Когда t тела воробья выше — зимой или летом? (одинаково)
16. Какая птица самая большая в мире?(Страус)
17. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя? (перо)
Приложение № 5.
Нами был проведен опрос среди учащихся начальных классов с единственным вопросом
«Для чего нам нужны птицы?»
И вот, что у нас получилось.
Птицы помогают людям бороться с вредными насекомыми; ( № 1)
Птицы помогают получить большой урожай; ( № 2)
Птицы нужны природе, они часть её; ( № 3)
Птицы делают жизнь красивее: они замечательно поют, имеют красивое яркое оперение. ( № 4 )
4.7.6.8 – количество учащихся ответивших на данный вопрос
9