Просмотр содержимого документа
«Игра по станциям "Лекарственные растения нашего края"»
Лекарственные растения нашего края
Цели:
1. Обобщить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края, правилах сбора растительного сырья.
2. Воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.
3. Расширение кругозора учащихся.
Организационный момент.
Представление команд.
Команда «Берёзка»
Всем известно, береза – символ России, сочетающий в себе необыкновенную красоту и лечебную силу. Это растение дает целый ряд лекарственных продуктов: почки, молодые листья, сок, деготь и уголь. Настои из почек применяют как желчегонное средство, а отварами лечат застарелые раны и экземы. Деготь употребляют как наружное дезинфицирующее средство, уголь в виде порошка или таблеток как антисептическое средство. Листья применяют при лечении нарывов.
Команда «Луковка»
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.
III. Конкурсы.
Первый конкурс - разминка «Целебное лукошко». Представители команд по одному выходят к доске, отрывают лепестки ромашки и отгадывают написанные на них загадки. За правильную отгадку присуждается очко, дополнительное – за названные лечебные свойства.
Среди загадок были такие:
Стоит кудряшка-
Белая рубашка-
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Вы, наверное, много знаете о его целебных свойствах? Если заболит горло, то лучший доктор – отвар из луговой ромашки лекарственной. Волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящими. А кто умывается крепким отваром ромашки, у того кожа лица становится бархатистой и нежной.
Ты растение не тронь,
Жжѐтся больно, как огонь. (Крапива)
-Как попала она в целебное лукошко?
В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. С давних времѐн люди брали крапиву, толкли еѐ и прикладывали к свежим ранам. Она раны вычистит и заживит. А ещѐ она укрепляет волосы.
На зелѐной ножке белые горошки,
Только снег сойдѐт лесной,
Расцветает он весной. (Ландыш)
-Как попал ландыш в целебное лукошко? Всѐ растение ядовито, но препарат из его листьев, цветков и семян – лекарственное средство, которое укрепляет и улучшает работу сердца. Это растение используют и в парфюмерии – ведь аромат ландыша незабываем.
Дикой розой называют
Как лекарство применяют. (Шиповник)
-Как попал шиповник в целебное лукошко?
Плоды шиповника богаты витамином «с». Медики считают, что те, кто пьѐт полстакана отвара шиповника в день, запасаются бодростью на целый день. Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – серѐжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. (Подорожник)
-Зачем подорожник возьмѐм в целебное лукошко? Он способен заживлять раны; препарат, полученный из этой травы, помогает при болезни желудка.
- Где растут эти растения?
- Какие из них встречаются на территории нашей школы?
- Можно ли лечиться этими растениями, не проконсультировавшись с доктором?
В ходе беседы обращается внимание на красоту этих растений. Каждое из них по-своему неповторимо. Жетоны, полученные за правильные ответы, кладутся в корзиночки.
Предварительные итоги не подводятся – победитель выявляется в конце урока.
Следующий конкурс - «Найди лишнее». Для каждой команды приготовлены свои картинки с растениями (вороний глаз, душица, одуванчик, клюква, тысячелистник, черника, волчье лыко, зверобой). Детям предлагается назвать растения и найти лишнее.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмѐм микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни, погасить только что начавшиеся заболевания.
-А знаете ли вы, чем можно полечиться в саду и в огороде? Следующий конкурс «Кто быстрее отгадает?» Отгадки находятся в коробочках, лежащих на столе.
В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление снижает,
И кровь оздоровляет.
Салат – от ожиренья.
А сок – от воспаления. (Свѐкла)
Это плод – аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки – деликатес
И глистам противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо! (Тыква)
Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомнения.
Есть варенье, сок, пюре
И аптека во дворе. ( Яблоки)
Но не только эти растения обладают лечебными свойствами. Все овощи и фрукты, которые человек выращивает на своѐм огороде, очень полезны. Ешьте их на здоровье.
Следующий конкурс - викторина «Загадки леса»
А) загадки о деревьях:
*Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.(рябина)
*Хоть неплохо я одета я.
Бьёт меня озноб всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу, как в холода.(осина)
*Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустили вырос.
Стоя высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.(дуб)
*Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.(берёза)
*С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают-
Шкурку тонкую сдирают.(липа)
Конкурс капитанов. Узнать на вкус (с закрытыми глазами) следующие витаминные напитки: мятный чай, клюквенный морс, яблочный сок, томатный сок.
IV.Итог урока.
Подведение итогов конкурсов, награждение открытками с изображениями лекарственных растений.