Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Вязовская начальная школа – детский сад
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Игровая программа
«Уважайте правила движения»
Разработала и провела
Шипилова Т.Н.,
учитель начальных классов
І квалификационной категории.
Цель: обобщение знаний учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность.
Задачи:
выявить знания учащихся по правилам дорожного движения с последующей систематизацией и углублением их;
формировать навыки самостоятельного мышления, умения применять полученные знания на практике;
развивать познавательный интерес детей к изучению ПДД;
воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, коммуникабельность.
Оборудование: сказочные герои, дорожные знаки, карточки с задачами, словами и вопросами для викторины, макет «Улица с перекрестком», плакаты.
- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения.
Наша школа, дома, магазины находятся рядом с большой дорогой. Чтобы спокойно ориентироваться и переходить улицу, обязательно надо знать Правила дорожного движения.
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
Не один раз мы с вами проводили беседы на эту тему. Но сегодня мы проводим необычную встречу, где нас ждут различные испытания.
Везде и всюду правила
Их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умножения, как урок,
Помни правила движения на зубок.
Помни правила движения,
Как таблицу умножения,
Знай всегда их на зубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть в просак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
- Ребята, о чем эти стихотворения?
- А вы хорошо их знаете?
- Сейчас я проверю. Я буду читать вам вопросы, а вы, если согласны, говорите «разрешается» и поднимаете вверх руки. Если будете не согласны, то говорите «запрещается» и руки кладете на колени.
Ходить и останавливаться на тротуаре большими группами…., так как это задерживает движение пешеходов.
Переходить улицу на красный свет- сигнал светофора …
При переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотрите направо, а потом налево …
Перебегать перед приближающимся транспортом …
Переходить через дорогу только шагом …
Переходить дорогу нужно, посмотрев налево, а дойдя до середины, направо …
Играть на тротуаре или на проезжей части улицы …
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через нужный перекресток
Осторожно проходи,
При зеленом даже детям …
- Молодцы! Хорошо знаете правила дорожного движения. А теперь посмотрите сказку и найдите ошибки в ней. (Дом папы Карло)
Ведущий: Наступило первое сентября. В этот день даже сказочные веселые человечки отправляются в школу.
П.К.: Учись на здоровье малыш. И, пожалуйста, будь осторожен на улице.
Вед: Буратино весело зашагал по дороге. И тут он увидел что-то странное.
Буратино: Эй, трехглазое существо! Я иду в школу, а ты стоишь на дороге и машешь руками.
Светофор: Какой невоспитанный мальчик! Знаешь ли ты хотя бы, где положено переходить дорогу?
Буратино: Нет.
Светофор: Ребята, давайте поможем Буратино и объясним ему, как переходить дорогу.
Буратино: Так бы и сказали. Ничего проще быть не может. Сейчас взгляну на эти таинственные знаки и сразу догадаюсь.
Вед: Но знаков было три.
Буратино: Что же мне делать? Эх, была, не была!
( Перебегает улицу)
Светофор: Стой. Ребята, объясните ему, что означают для пешеходов мои цвета? (дети отвечают)
- Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы дружно постарайтесь ответить, какой должен гореть на светофоре цвет.
Бурлит в движенье мостовая,
Идут авто, спешат трамваи.
Дайте правильный ответ –
Какой для пешеходов свет? (КРАСНЫЙ)
Особый цвет – предупреждение,
Сигнала ждите для движенья.
Дайте правильный ответ –
Какой горит при этом свет? (ЖЕЛТЫЙ)
Иди вперед, порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь
Дайте правильный ответ –
Какой для пешеходов свет? (ЗЕЛЕНЫЙ)
- Вы совершенно правы, зеленый свет открыл дорогу, переходить ребята могут. Но мало знать мои сигналы, надо ещё быть очень внимательным на дороге.
Буратино: Спасибо, ребята, я хорошо усвоил эти знаки.
Вед: Весело распевая, Буратино зашагал к школе. Вдруг он услышал, как кто-то громко его позвал.
Самоделкин: Буратино! Эй, Буратино!
( На дорогу выехал Самоделкин на самокате)
Буратино: Вот это да! Пропустите, пропустите (расталкивает прохожих) Не мешайте человеку.
Пешеход 1: Какое безобразие!
Пешеход 2: Да он просто неграмотный пешеход!
Светофор: Самоделкин, куда же ты? Придется догонять.
Вед: Не разбирая дороги, Буратино бежал и бежал. Уже далеко позади город.
Буратино: Догоню! Я непременно его догоню…
Вед: Но не успел Буратино догнать Самоделкина, как его самого догнал грузовик.
Буратино: Ой, ой, спасите, пожалуйста!
Вед: Почему случилось несчастье?
- Где должен был бежать Буратино?
- Буратино повезло: недавно прошел дождь и кюветы были наполнены водой. Он упал в кювет и не утонул.
Светофор: Это опять ты, Буратино?
Буратино: Я … Помогите мне, пожалуйста, найти Самоделкина.
Светофор: А ты подружись со мной и я отведу тебя …
Вед: И добрый Светофор привел Буратино на самую оживленную улицу.
Светофор: Чтобы найти Самоделкина, надо сначала перейти улицу с двусторонним движением.
Буратино: Ой, ой, я боюсь!
Светофор: Так говорит тот, кто не знает моего секрета. Лишь стоит узнать его, как перед тобой разом остановятся все автомобили.
Буратино: Хочу, чтоб остановились!
Светофор: Ребята, расскажите Буратино, как надо переходить улицу с двусторонним движением.
Вед: А когда он перешел улицу, Самоделкина там уже не оказалось.
Юн. тех.: Он уехал в кинотеатр.
Вед: И Буратино пошел дальше по дороге.
Буратино: Это очень хорошо, я очень люблю кино…
Светофор: Ты опять забыл про мой секрет?
Буратино: Так я сильно тороплюсь!
Светофор: Ребята! Не нарушил ли Буратино ПДД?
- Какие?
Вед: Это была не очень широкая улица и люди переходили на другую сторону, очень внимательно глядя направо.
Буратино: Некогда мне оглядываться по сторонам.
Вед.: И Буратино шагнул на мостовую … И в туже секунду закричал водитель автомобиля.
Водитель: Эй, мальчик! Сюда нельзя!
Вед.: Как надо переходить улицу, где нет светофора.
Буратино: Вот я и дошел до кинотеатра.
Вед.: В самом прекрасном настроении Буратино вышел из кинотеатра и решил поехать на автобусе. На конечной остановке он вышел из автобуса и увидел Самоделкина.
Буратино: Ура! Самоделкин! Подожди меня.
Вед: Самоделкин увидел, как Буратино бросился между двумя машинами.
Самоделкин: Остановись! Куда ты?
Вед: Но Буратино не слушал… И тогда Самоделкин повернул в сторону и машина его развалилась.
Буратино: Не горюй, Самоделкин, - утешал друга Буратино.
Вед: Как надо переходить улицу, выйдя из автобуса.
Буратино: Спасибо, ребята! Вы мне очень хорошо помогли. Теперь всегда буду соблюдать правила дорожного движения и вам этого желаю.
Вед: Правила вы знаете, а всегда ли вы их выполняете?
- Послушайте стихи и найдите ошибки.
Глупый утенок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол.
Гонит по улице мяч со двора…
Разве для улицы эта игра?
Здесь не футбольное поле с травой,
Мчатся машины по мостовой,
Красный автобус, такси, грузовик –
Тут под машиной очутишься вмиг.
Слушай, утенок, себя береги,
С улицы шумной скорее беги.
Сразу за домом, рядом со школой,
Есть у ребят уголок для футбола.
Там целый день хоть вприпрыжку, хоть вскачь
Будешь гонять в безопасности мяч.
Длинноногий аист рад,
Взял у брата самокат:
«Прокачусь, прокачусь,
Словно ветер, я помчусь»
Где кататься детворе?
Ну, конечно, во дворе,
Нет машин, асфальт прекрасный,
Здесь и ездить безопасно.
Только аист непослушный
Говорит: «Тут очень скучно.
Здесь кататься неохота,
Я поеду за ворота,
Самокат проверю свой,
Прокачусь по мостовой!»
Чуть наш аист не пропал –
Под машину не попал!
Нет, кататься детворе
Может только во дворе!
Жил в нашем городе маленький Зайка,
Был этот маленький Зайка зазнайкой.
Надо пройти по проспекту немножко,
Здесь пролегла в белых шашках дорожка,
Желтая стрелка горит: «Переход»
Дружно идет по дорожке народ.
Но бегал Зайчишка в любую погоду
Там, где на улице нет перехода.
Прыгал у самого носа машин,
Возле сердито надувшихся шин.
Слушаться старших никак не хотел,
И на него грузовик налетел.
Так наш косой под машину попал.
Глаза лишился и лапу сломал.
Мама, папа, сестренка и брат
Сказали Зайчишке: «Ты сам виноват!»
- Почему они так сказали?
Видит мартышка: родителей нет,
Вмиг оседлала велосипед,
Только сверкнули на солнышке спицы,
Решила к машине она прицепиться.
Ехал по улице грузовик,
Мартышка за борт ухватилась вмиг.
Страшно прохожим смотреть на мартышку:
Может попасть под машину глупышку.
Всюду машины: и слева, и справа…
Очень опасная эта забава!
Курица по улице идет,
Дюжину цыплят она ведет,
Ей сигнал дает шофер,
Хмурит брови светофор –
Курица на красный свет идет.
Очень удивляется народ:
Все у этих кур наоборот!
Грозно свистнул постовой,
Пух летит по мостовой –
Курица на красный свет идет!
Вот она дорогу перешла
И от страха вся белым бела,
Но никто не виноват,
Что она своих цыплят
От беды лишь чудом сберегла.
Если ты, дружок, собрался в путь,
Правило простое не забудь:
Подождем зеленый свет,
Ведь на красный хода нет,
И таким, как курица, не будь.
- Как надо переходить улицу?
- Ребята, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные ПДД, они совсем несложны.
- Посмотрите на плакаты и скажите, в чем ошибка Незнайка?
- Как ему надо себя вести?
- Что это за дорожные знаки?
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
- Что это за знак, как он называется? («Осторожно, дети»)
Этот знак все люди чтут,
В шутку «зеброю» зовут.
Кто увидит этот знак,
Тот поймет… («Пешеходный переход»)
Инспектор:
Треугольник, паровоз,
Знак предупреждает строго:
Переезд через дорогу.
Без шлагбаума, учти!
Осторожным будь в пути! («Железнодорожный переезд без шлагбаума»)
Но зато под знаком этим
Могут смело идти дети!
Если знак такой, ребята,
Попадется вам в пути…
Если знак висит такой,
Пешеход на месте стой! («Движение пешеходов запрещено»)
А полоску если снять,
Разрешается шагать!
И учтите, что при этом
Знак окрашен синим цветом! («Пешеходная дорожка»)
Вот на синем-синем фоне
Белый мчит велосипед.
Пешеходы тоже ходят,
Если тротуара нет! («Велосипедная дорожка»)
Если у тебя в дороге
Заболели руки, ноги.
Этот знак тебя спасет,
Помощь рядом – доктор ждет. («Больница»)
Ведущий: Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. (Ребята делятся на три группы, каждой группе раздаются по три конверта с дорожными знаками. Ребятам надо собрать эти дорожные знаки).
- На какие группы их можно разделить?
- Послушайте задачи и решите их.
1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины.
- Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?
- Для чего она нужна?
2. Каждый раз, когда мы подходили к оживленному перекрестку, нас всегда встречает … . То зеленым светит, то красным засияет. Для чего этот предмет находится на перекрестке?
3. Как только выпал снег. А Федя взял санки и побежал к горке, горка совсем рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз…! Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина…
- Как ты думаешь, что могло случиться?
- Где можно кататься на санках, лыжах, коньках?
4. Может быть, ты отгадаешь загадку? Загадка была такая:
«Какой островок находится на суше»
5. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним…
- Что может случиться с Федей?
- Скажите, где можно играть с мячом?
Веселая переменка:
- Ребята, вы любите смотреть мультфильмы и читать сказки?
- А вот я сейчас это проверю. Буду вам задавать вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)
Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)
На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
На чём катался Кай? (На санках)
Игра «Доскажи словечко»
Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят (Дети).
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только (Пешеходам).
Что мне делать?
Нужно срочно позвонить,
Должен знать и ты, и он
В этом месте (Телефон).
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный (Переход).
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте дети,
Только на (Велосипеде).
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской (Помощи).
Я в кругу с обводом красным,
Это значит тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите с горяча,
А подумайте немножко,
Что здесь свалка кирпича?
9.Круглый знак с обводом красным,
Это значит тут опасно.
И, поймите, запрещенье
Для любого здесь движенья.
Не крутите здесь педали!
Разве знака не видали?
А ведь это запрещенье
Велосипедного движенья.
Викторина.
1. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет).
2. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
3. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
4. Как называется «зебра» на дороге? (пешеходный переход).
5. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
6. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
7. Какой сигнал светофора включается одновременно для всех сторон перекрестка? (желтый).
8. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
9. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
10. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
11. Со скольки лет детям разрешено ездить на переднем сиденье автомобиля? (с 12 лет).
12. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
13. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (два: красный и зеленый).
14. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
15. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (двигаясь по обочине навстречу движению, пешеходы всегда видят приближающийся транспорт).
16. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
17. Можно ли пешеходу пользоваться транспортным светофором, если нет пешеходного? (да).
18. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
- А давайте проверим, внимательно ли, ребята, вы сегодня слушали.
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте только «ДА» или «НЕТ» Договорились?
Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения? (ДА)
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? (НЕТ)
Ну а зеленый горит вот тогда
Можно идти через улицу? (ДА)
Сел ты в автобус, не взял ты билет,
Так поступать полагается? (НЕТ)
Старушка – преклонные очень года,
Уступишь ей место в автобусе? (ДА)
Мчит по дороге велосипед,
Ты тоже гоняешь по улицам? (НЕТ)
А чтоб не случилась с тобою беда,
Следишь за движеньем внимательно? (ДА)
А вот светофор не горит, света нет,
Ты быстро бежишь через улицу? (НЕТ)
Скажите а папы и мамы всегда
Следуют этим правилам? (ДА)
Теперь постарайтесь дать точный ответ,
Можно не следовать правилам? (НЕТ)
Выступления ребят
1 ученик.
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать
Правила движения.
2 ученик.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Много знаков надо знать!
Надо знаки уважать!
3 ученик.
Заучи закон простой,
Красный свет зажегся – стой!
4 ученик.
Желтый скажет пешеходу:
- Приготовься к переходу!
5 ученик.
А зеленый впереди,
Говорит он всем – иди!
6 ученик.
Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание!
7 ученик.
Бурлит в движенье мостовая,
Денис увидел друга впереди:
Подумаешь, машины и …трамваи.
Ему б быстрей дорогу перейти.
Умею пробежать по мостовой,-
Подумал, побежал и …
Ой, чуть под машину не попал.
8 ученик.
Не пострадает только тот,
Кто ходит там,
Где пешеходный переход.
9 ученик.
Я проспект пересекаю,
Не спешу,
Не тороплюсь…
Я автобусов,
Трамваев
Совершенно не боюсь!
Потому что здесь подземный,
Безопасный,
Самый лучший переход!
10 ученик.
Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
Она на улице у нас,
Здесь на перекрёстке,
Точно зебра в самый раз –
Переход в полоску.
11 ученик.
Мир, в котором мы живем,
Огорчает нас порой.
Сделать безопасной нашу жизнь
Очень нужно нам с тобой.
Давай друг друга уважать,
Простым законам подчиняться,
Тогда забудут про печаль и боль
И будут все вокруг смеяться.
- В заключении все вместе споем песню по ПДД
ПЕСЕНКА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
( На мелодию «Песенки шофёра»)
А дорога серою лентою вьётся,
По дороге люди идут и идут,
По проезжей части идут они слева,
А по тротуарам свободно идут.
Припев:
Проходя по улицам на перекрёстках,
Светофор вам встретится на пути.
Загорелся красный - постойте, немножко,
А горит зелёный – вам можно идти.
Если на трамвае однажды проехал,
Дом твой оказался с другой стороны,
То трамвай, конечно же, как и автобус,
Пока не уедет, не обходи.
Припев.
Ездить запрещается всем на подножках,
В мяч играть на улицах и мостовых,
На мотоциклетах ездить подросткам,
И тогда не надо нам постовых
Припев.
Литература.
1. Журналы «ПедСовет», «Шик», «Педагогическое творчество» - 2005-20011 г.
2. В.А. Амелина «Справочник классного руководителя по ПДД», Москва, «Глобус», 2006 г.
3. Е.Ю. Лавлинская «Изучаем дорожного движения», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
4. В.В. Шумилова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
5. Р. Ш. Ахмадиева «Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге», Казань, ГУ «НЦ БЖД», 2009 г.