Форма проведения: литературно-музыкальная композиция
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное чтение
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Учитель.(Звучит минусовка песни «Письмо отца»)
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой.
«Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу...
Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку.
Знай, что вас от беды я всегда берегу…»
(Звучит припев песни)
Учитель. Сейчас вы услышали куплет песни «Письмо отца», стихи к ней написал замечательный поэт Андрей Дементьев.
Готовясь к сегодняшнему мероприятию, вы выполняли полученные задания. Например, Айсу выучила стихотворение, которое называется «Папе на фронт», Коля подготовил стихотворение «Письмо отцу».Исходя из этогоскажите, пожалуйста, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(Ответы детей)
2. Актуализация вопроса, рассматриваемого на мероприятии
Учитель. Верно, ребята. Наше мероприятие посвящено письмам Великой Отечественной войны, и назвали мы его «Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда».
(На экране – название мероприятия)
Учитель. Скажите, ребята, а что означает это понятие «Фронтовое письмо»?
(Ответы детей)
Учитель. Верно, ребята. И письма на фронт, и письма с фронта мы справедливо называем фронтовыми.
Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало бойцам выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», сохраняя тепло родных рук, сердец и душ. Кажется, фронтовые письма и сегодня по-прежнему пахнут порохом и дымом.
3. Основная часть
Учитель. Давайте перенесёмся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма. Письма с Великой Отечественной войны…С их страниц прозвучат голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, тех, кто не жалея сил, отстоял честь, достоинство и независимость нашей Родины.
Сегодня у нас есть уникальная возможность – прикоснуться к настоящему солдатскому письму с фронта. Не взятому из Интернета, не откопированному со страницы книги.
С большим волнением и осторожностью я держу в руках письмо нашего земляка, бойца Красной Армии Семушина Ивана Степановича, которые он писал своей семье: жене, сыну, матери и брату.
(На экране – письма Семушина)
О чем же думал в минуты затишья боец? О Родине, о близких и родных, о жизни и смерти?
Ученик (читает).«Дорогая Лелечка, так что не обижайся на меня за то, что бывают перерывы в письмах и не беспокойся за меня, особенно не думай, ничего со мной не случится. Смерть меня не берет, проходит мимо, оставляет, видимо, для более удобного случая».
Учитель. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, рассказать о солдатском своем житье.
Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда
Ученик (читает).«Лелечка, когда я пишу письмо, предполагаю, что ты будешь его читать, а это значит, что слова мои и мысли следуют до тебя, дорогая моя». «…так становится временами скучно, нет сил, не знаю, что сделал, был бы летчик, прилетел бы к вам хотя бы на минутку повидаться с вами со всеми».
Учитель. Солдат старался успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьёт врага, и заверить, что вернётся с победой.
Ученик (читает).«Теперь бои будут сильнее, и приведут к полному разгрому, хотя бы скорей. Как хочется снова их громить, давить всех до последнего на нашей земле».
Учитель. Иван Степанович мечтает о будущей мирной жизни, тревожится о семье.
Ученик (читает).«Вернусь и я домой к Вам после победы над врагом, которая видится уже не за горами». «Очень хочется, чтобы ты скорее, моя озорная, вернее все вместе, выехали оттуда, для вас там очень трудно».
«Как только кончится война, сразу же буду у вас мои дорогие и начнем, вернее продлим нашу жизнь».
Учитель. Не думал солдат, что эти письма станут историей, а мы, потомки, будем брать их в руки с благоговением и трепетом, как реликвию.
А теперь послушайте отрывок из другого письма.
(На экране – письмо Зелинского Ю.С.)
«Июль 1943 г… Миус-Фронт… С утра 17 июля началась артиллерийская обработка переднего края немцев; целый день был слышен один сплошной звук, в воздухе шли десятки наших бомбардировщиков, а под вечер в бой вступили наши машины. Немцы не выдержали удара и отошли на вторую линию обороны. Лейтенант расстреливал немецкую пехоту из пушки и пулемёта, к вечеру он зажёг немецкого «Тигра». Я поздравил его с успешным и отличным началом нашего боя. Наступила лунная ночь 18 июля. Наша машина вместе с другими была направлена на уничтожение немецкого ДОТа, мешавшего продвижению нашей пехоты. Всё произошло очень быстро. Откуда-то с левого борта, по видимому с короткой дистанции ударила немецкая противотанковая пушка – прямое попадание бронебойного снаряда в башню и лейтенант упал с разбитой головою. Я наклонился над ним, но он молчал и только кровь медленно стекала на снаряды».
Так описал последний бой лейтенанта Семушина его боевой товарищ Зелинский Юрий Степанович.
Не сбылись мечты солдата о возвращении домой, но память о нем, как и о миллионах бойцов Великой Отечественной войны, навсегда остается в наших сердцах.
Я предлагаювспомнить всех тех, кто погиб в этой страшной войне и почтить их память Минутой молчания.
(Минута молчания)
Учитель. Ребята из театральной студии «Я-актер» предлагают вашему вниманию инсценировку «Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда».
А пока они готовятся, мы увидим, как выполнили домашнее задание ваши младшие товарищи.
(Ученики начальной школы читают стихотворения)
Учитель. Представьте себе чердак старого дома, на котором хранятся уже ненужные, казалось бы, вещи. Небольшая компания друзей из любопытства забралась на этот чердак.
(Инсценировка)
4. Заключительная часть
(Учитель читает письмо. На экране – письмо неизвестному солдату)
5. Рефлексия
Учитель. Ребята, я прошу вас поделиться своим мнением о нашем мероприятии. Скажите, почувствовали ли вы тепло и силу фронтовых писем? Смогли ли эти простые солдатские письма затронуть ваши сердца? Выразить свои мысли вам поможет рефлексивный экран.