Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина «Сказочная экология»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» г. Чебоксары
Экологическая викторина
«Сказочная экология»
3б класс
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Ложкова Анна Владимировна
Экологическая викторина
«Сказочная экология»
Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок. Задачи:
- образовательные: формировать представление о понятии «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе - способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения; - развивающие: развивать любознательность, логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
- воспитательные: воспитывать экологическую культуру (учить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к природе, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды). Предметные результаты: - участвовать по мере сил в охране природы; - иметь представление об экологии.
Метапредметные результаты: - высказывать предположения о том, что такое экология;
- рассказывать по рисунку (экологическим знакам) о природе — нашем зелёном доме;
- выражать своё отношение к природе в собственном рисунке (экологическом знаке);
- в сотрудничестве с одноклассниками организовывать поисковую деятельность по изучению законов экологии.
Личностные результаты: - понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы.
Познавательные: - ориентироваться в системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема), наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
Оборудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, тексты стихов для физкультминуток. Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.
Ход викторины
I. Организация внимания обучающихся
II. Вступительное слово
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология».
- А что такое экология?
- (По словарю) Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного. Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее. Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
III. Экологическая викторина «Сказочная экология» Ребята разделены на 2 команды и выбирают капитанов. Учитель:
- Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».
1 тур. «Растения в сказках»
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее). Назовите сказки, в которых встречаются растения. Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко) 1. «Жар- птица» – яблоня 2. «Репка» – репа 3. «Мужик и медведь» – репа, рожь 4. «Снежная королева» – розы 5. «Золушка» – тыква 6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка 7. «Царевна на горошине» - горох 8. «Царевна-лягушка» - дуб 9. «Гуси-лебеди» - яблоня 10. «Дикие лебеди» - крапива 11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы
2 тур. « Волшебные превращения»
Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
- Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей. Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко) 1. «Царевна-лягушка» - лягушка 2. «Финист - ясный сокол» - сокол 3. «Дикие лебеди» - лебедь 4. «Золушка» - крыса, ящерицы 5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок 6. «Кот в сапогах» - лев, мышь 7. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель 8. «Храбрая сердцем» - медведь 9. «Кукушка» - кукушка
10. «Иван-царевич и Серый волк» - волк
3 тур. «Мифические существа»
- Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.
- Назовите сказки, в которых есть мифические существа. Игроки советуются 5 минут, а затем поочередно называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко) 1. «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга 2. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Чудо-Юдо 3. «Леший» - Леший 4. «Царевна-лягушка» - Кощей бессмертный, баба Яга 5. «Белоснежка и семь гномов» - Гномы 6. «Летучий корабль» - Водяной, баба Яга 7. «Волшебная лампа» - Джин 8. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» - Див 9. «Дракон и царевич» - Дракон
10. «Соловей – разбойник», «Чудо-Юдо»
4 тур. «Неживая природа в сказках»
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
- Назовите сказки, в которых неживая природа оживает. Игроки советуются 5 минут, а затем, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко) 1. «Два мороза» - мороз 2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер 3. «Гуси-лебеди» - речка 4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце 5. «Как Луна появилась на небе» - луна 6. «Снег и заяц» - снег
IV. Физкультминутка «Гномик» - А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками Пример Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Колпачок свой потерял. (Наклоны влево-вправо — «ищем пропажу».) Колпачок был непростым (Разводят руки в стороны) Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) Где искать ему пропажу? (Руки вверх)
V. Продолжение работы по викторине.
5 тур «Экология и сказки»
- Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи
и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух. Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты. Пример: В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь. Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько! На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
1. В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)
2 Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)
3 Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том, в конце концов Стало множество жильцов. (Сказка «Теремок», экологический момент – биоразнообразие животного мира.)
4 Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. (Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)
5 Дед с бабкой слезами горючим плачут - за что же такая нам вдруг неудача. Лежало на полке яйцо золотое. Да только вот мышь – наказанье такое - разбила его. (Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)
6 Маша в лес пошла с лукошком. Заблудилась там немножко. На избушку набрела, Кашу съела, спать легла. (Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)
7 В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством? (Сказка «Мужик и медведь», экологический момент – всеядность медведя)
8 Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то. (Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)
9 Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? (Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)
10 Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём. (Сказка «Жар-птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.)
11 Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко. (Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)
12 Красна девица, грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)
VI. Подведение итогов викторины
1. Заключительное слово учителя:
- Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир.
А это значит: - не мусорить; - не рвать дикорастущие цветы; - не ломать деревья; - не приносить домой диких животных; - не загрязнять водоемы; - правильно собирать грибы и ягоды; - не жечь в лесу костры и многое другое.
- У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.
Все-Все, Все на свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, - Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мед И кто делает яд! Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки! И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-Все, Все на свете, На свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
(Поздравление победителей викторины)
1. В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден.
2 Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла.
3 Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том, в конце концов Стало множество жильцов.
4 Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом.
5 Дед с бабкой слезами горючим плачут - за что же такая нам вдруг неудача. Лежало на полке яйцо золотое. Да только вот мышь – наказанье такое - разбила его.
6. Маша в лес пошла с лукошком. Заблудилась там немножко. На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.
7 В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством?
8 Летела стрела и попала в болото, А в том болоте поймал ее кто-то.
9 Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети?
10 Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
11 Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко.
12 Красна девица, грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!
Гномик по лесу гулял,
Колпачок свой потерял Колпачок был непростым Со звоночком золотым.
Гному кто точней подскажет, Где искать ему пропажу?
Гномик по лесу гулял,
Колпачок свой потерял Колпачок был непростым Со звоночком золотым.
Гному кто точней подскажет, Где искать ему пропажу?