Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра»
Экологическая игра «Охрана природы»
Цель: - активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы.
Задачи:
- привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, - воспитывать бережное отношение к природе,
- формировать умение работать в команде.
Предварительная подготовка: организована выставка книг, посвященная Году экологии, дети разделены на две команды, выбраны капитаны команд.
Ход экологической игры
I. Организационный момент. Положительный настрой.
Учитель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем занятии. У вас на столах лежат смайлики с грустными и весёлыми лицами. Поднимете смайлик, который соответствует сейчас вашему настроению.
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте мысленно друг другу хорошего настроения.
II. Постановка темы и целей экологической игры.
Сегодняшнее занятие мы проведём с вами в виде игры-соревнования, в которой будут участвовать две команды: команда «Знатоки» и команда «Эрудиты». Выбраны капитаны. (заранее)
Команда «Знатоки» - капитан: Самодуров Кирилл
Команда «Эрудиты» - капитан: Лопатченко Егор
Ну а чему будет посвящена наша игра, вы узнаете, прослушав стихотворения девочек 6 класса.
Выходят учащиеся.
Стихи:
ЧТЕЦ 1:
Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите.
Чтец 2:
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Чтец 3:
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Учитель : И так, ребята, чему будет посвящена наша игра? (Ответы)
Верно. Сегодня мы будем с вами говорить об охране природы. А какая наука занимается изучением охраны природы? (Экология). А знаете ли вы от чего нужно охранять природу? (Ответы). А почему наше сегодняшнее занятие мы посвятили экологии? (Ответы) Сказать, если дети не назовут, что 2017 год – год экологии.
Что вы ожидаете от нашей игры?
Ну а, чтобы наша игра прошла честно, вашу работу будет судить жюри в составе девочек 6 класса (чтецы).
III. Работа по теме экологической игры
Учитель:
Конкурс №1 «Разминка»
Каждой команде будет задано по 5 вопросов, количество правильных ответов соответствует количеству набранных баллов в этом конкурсе.
Вопросы команде «Знатоки»
У каких животных 6 ног? (у насекомых)
Самая большая птица в мире? (страус)
Любимое лакомство аистов? (лягушки)
Книга, в которую заносят исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
Какому писателю принадлежат слова: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин)
Вопросы команде «Эрудиты»
1. Лист какого распространенного растения заменит вам бинт и йод при небольшом порезе? (подорожник)
2.Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
3.Как называется паучья сеть? (паутина) 4.Как называется коллекция из засушенных растений? (гербарий)
5. Какому писателю принадлежат слова: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысячам примет находить тайно от человека, живущих зверей» (В.Бианки)
Жюри подсчитывает количество правильных ответов.
Учитель : Для нас природа – эта сама жизнь. Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Но иногда человек, пользуясь в быту, на производстве некоторыми предметами наносит вред ей. И следующий наш конкурс, как раз будет о тех предметах, которые особенно в больших количествах, наносят вред окружающей нас природе.
Конкурс №2 «О чём идёт речь»
Задание буду читать по одному предложению, кто догадается раньше, о чём речь, поднимает руку. Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы команде «Эрудиты»
1.Ее изобрели китайцы.
2.У нас ее получают из дерева.
3.Она легко горит.
4.Из нее получается очень много мусора.
5.На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
Вопросы команде «Знатоки»
1. Из нее делают очень много игрушек.
2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.
3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
Вопросы команде «Эрудиты»
1.Его делают из песка.
2.Чаще всего оно прозрачное.
3.Когда падает, оно разбивается.
4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
Вопросы команде «Знатоки»
1.Это легче воды.
2.Это может плавать на воде и не тонет.
3.В речке этого много, когда в ней моют машины.
4.Это мешает дышать рыбам.
5.Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло)
Учитель : Ребята, мы с вами живём в сельской местности и у нас у каждого есть дома сады и огороды. Я думаю, вы все помогаете родителям на огороде и поэтому знаете, как правильно нужно ухаживать за садом, огородом. Скажите, как называется загородный дом? (Дача), а как называют человека, который живёт в городе и имеет дачу (дачник). К нам в гости, на нашу игру, чтобы рассказать, как он трудиться на своей даче, пришёл дачник. (Входит мальчик в рабочей одежде, с лопатой).
Учитель : Сейчас он вам расскажет о том, как он работает на своём огороде. Вы прослушаете его рассказ и назовёте ошибки, которые допустил дачник. Это и есть наш следующий конкурс.
Конкурс №3 «Рассказ ДАЧНИКА». Найти ошибки в работе дачника, называя их по очереди. Роль дачника выполняет учащийся 5 класса. Здравствуйте, юные экологи! Как хорошо ранней весной на даче: травка зеленеет, солнышко блестит, птички поют! А как хорошо не только отдохнуть, но и поработать. Вчера я вскопал грядку и посеял редиску! А чтобы она выросла
побыстрее и покрупнее, насыпал побольше всяких
минеральных удобрений (1)! Когда копал грядку, обнаружил большое количество дождевых червей. Я их, конечно уничтожил, (2)
чтобы они не съели мою редиску! Вечером решил постирать свою рабочую одежду. Взял тройную норму «Тайда», отстиралось
хорошо! А чтобы добро не пропало, водой, в которой стирал одежду, полил мою редисочку! (3) Вечером решил попить березового соку.
Подрубил несколько деревьев (4) рядом с участком и подставил ведра. Вот уж напьюсь соку от души!
Сегодня наводил порядок на участке: собрал обрывки пленки, пластиковые бутылки и сжег на костре(5). Сейчас пойду выжигать
старую траву(6), которая растет вдоль забора вплоть до самого леса, а завтра займусь отстрелом коршунов (7), которые так и
кружат над моим участком!
Работаю старательно!
Ах, если бы все дачники так трудились, во чтобы превратилась наша Земля?!
Учитель : называем по очереди ошибки, которые допустил дачник.
Дети называют ошибки. Дачник благодарит их и уходит.
Учитель : жюри пока подсчитает результаты трёх конкурсов, мы с вами немного отдохнём.
IV Физминутка.
Слово жюри.
Учитель: О природе, ребята, написано немало произведений, сложено немало пословиц и поговорок, и в следующем нашем конкурсе мы узнаем, какие же есть пословицы и поговорки о природе. Ребята, у вас на столах лежат конверты с ними. Вы должны соединить их правильно, прочитать и объясните смысл.
Конкурс №4 «Работа с пословицами».
1. Был бы лес, ......... соловьи прилетят.
2. Одно дерево срубил - ......... посади сорок.
3. Кто не сажал дерева, ......... тому не лежать в тени
4. Старые деревья ......... молодые охраняют
5. Растение - ......... земле украшение.
6. Срубили кусты - ......... прощай птицы.
7. Зелёный наряд ......... радует взгляд.
8. Кто землю лелеет – ......... того земля жалеет
Учитель : Все мы любим бывать на природе. Отдохнуть на полянке, поиграть в мяч на берегу водоёма, поискать грибы-ягоды в лесной чаще. После таких походов, как правило, остаётся много мусора, который может нанести очень серьёзный вред окружающей среде. Вот об этом мы и поговорим с капитанами команд.
Конкурс №5 «Конкурс капитанов»
Капитанам предлагается выбрать определённые предметы, которые часто туристы оставляют на месте привала и объяснить, какой вред данная вещь приносит окружающей среде. (Название предметов написано на листе бумаги). ( Капитаны по очереди вытягивают лист с названиями предметов )
Одноразовая и стеклянная посуда
Жестяная банка и пластиковый пакет
(Жестяная банка имеет острые края, которыми могут поранить свои лапы животные;
Стеклянный стакан может сфокусировать солнечные лучи и нагрев сучья, сухую траву привести к пожару;
Пластиковый пакет, так же как и одноразовая посуда с остатками еды может бы съедены животными, и не будучи переваренным в кишечнике закупорить пищеварительный тракт и вызвать гибель животного.)
Библиотекарь: А сейчас, ребята, я предлагаю посмотреть вам мультфильм «О правилах поведения на природе» . А потом каждая команда составит памятку о правилах поведения . Это и есть наш следующий конкурс. Вам нужно внимательно посмотреть и запомнить правила поведения на природе. (Составление памятки, потом один из участников команд зачитывает)
V. Подведение итогов экологической игры.
Вот и подошла к концу наша игра. Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили одно правило, что состояние природы зависит только от кого? ……( от нас, от того, как мы к ней относимся.)
Рефлексия
Учитель : и в завершении нашей игры я предлагаю вам принять «КОДЕКС ЖИТЕЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ».
Все участники встают. Торжественно зачитывается
(по одному пункту каждым участником). КОДЕКС ЖИТЕЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ Я ДИТЯ ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я
ЛЮБЛЮ НЕБО И ЗВЕЗДЫ;
ЛЮБЛЮ МОРЕ И ЗЕМЛЮ
РАДУЮСЬ СОЛНЦУ И ДОЖДЮ
РАДУЮСЬ СНЕГУ И ВЕТРУ
НЕ ТОПЧУ ТРАВУ
НЕ ЖГУ КОСТРЫ
НЕ ЛОМАЮ ДЕРЕВЬЕВ
НЕ РАЗБРАСЫВАЮ МУСОР
НЕ ОБИЖАЮ ЖИВОТНЫХ
Я ЦЕНЮ ЖИЗНЬ
ЗАМЕЧАЮ И ПРИВЕТСТВУЮ ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ;
ПЕРЕЖИВАЮ ЗА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ
СОДЕЙСТВУЮ ЕЕ ПРИУМНОЖЕНИЮ
УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ
НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ
Я ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ.
Слово жюри
Награждение команд
Учитель : поднимете смайлик, который соответствует настроению, с которым вы уходите с нашего занятия.