Цель:
Воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
1. Обогащать представления об окружающем мире.
2. Развивать познавательный интерес, формировать умение работать в коллективе, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат- надпись «Охранять природу - значит охранять Родину», плакаты с предупредительными знаками, фонограмма с записью звуков леса и пения птиц, сообщения учащихся, фотографии животных и растений, выставка книг, эмблемы, фишки, карточки с заданиями, кроссворды, кукла Старичок - Лесовичок.
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости, дети! Сегодня у нас необычное занятие, экологическая игра – викторина « В гостях у леса». Именно сегодня мы собрались все вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Михаил Пришвин сказал: «Охранять природу - значит охранять Родину». А чтобы охранять природу, нужно хорошо её знать. Этой теме мы и посветим нашу игру. Главными действующими лицами будут 2 команды – 2 дружные семьи – 3а и 3б. Команда «Лесные Робинзоны» и «Берендеи». Командам предстоит серьёзное испытание. А в конце игры мы определим, какая команда находчивей, дружнее, лучше знает лесных обитателей и любит природу.
Старичок – Лесовичок:
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы
Приглашаю к себе всех!
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день
Всё в лесу мне интересно
Каждый куст и каждый пень
Я – весёлый старичок,
Старичок – Лесовичок!
Ведущий:
Ну что, ребята, принимаем приглашение весёлого старичка? Все знают и вы тоже, что в гостях надо вести себя вежливо. Правила вежливости это для того, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им приятно было, когда ты придёшь к ним в гости. Помни, в лесу ты гость! Ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт. Здесь тоже нельзя вести себя так, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать в гостях у природы. А вы знаете эти правила?
1 конкурс «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?
(Команды отвечают поочерёдно. За каждое правило командам даётся фишка.)
2 конкурс «Узнай дерево»
1 команда:
Я знакома всем с детства. Вместе со мной под Новый год приходит сказка. Обычай украшать меня пришёл к нам издавна. Когда день начинал увеличиваться, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали меня игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили мои ветки. Я расту 150-200 лет. (Ель).
2команда:
Я – символ России! Сколько песен, стихов сложено обо мне. Из меня делают фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста! Это же готовая природная бумага. Для врачевания использовали настой из моих почек. А как хорошо в горячем пару попариться с веником. Полезен и мой сок. Он утоляет жажду, тонизирует. (Берёза)
Ведущий:
- Лесу человек обязан многим. Чем же именно дорог нам лес? (Лес - наше богатство).
- Почему говорят: « Лес – наше богатство»?
(выслушиваются мнения детей)
3 конкурс «Угадай, кто эти животные».
( Сценки из жизни животных)
Команды друг другу задают вопросы:
- Почему зайца называют косым? ( Зайчишка не может повернуть голову и посмотреть назад. Вот и косит глазами на того, от кого убегает)
- Как спят летучие мыши? ( Вниз головой)
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёжик)
- У кого подо льдом дровяной склад? (У бобра)
- У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца, др. грызунов)
- Какое животное почти всё время проводит под землёй? (Крот)
- Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)
- Думал кошка. Крикнул: «Брысь!». Оказалось это…(рысь).
Ведущий:
Звери всякие важны, звери всякие нужны! Не трогайте, не обижайте, не убивайте зверей, которые вам встретятся. Помните! Они здесь хозяева, а вы гости. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Теперь поговорим о птицах. Что вы о них знаете?
1 ученик.
На Земле более 9000видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропике и даже в пустынях.
2 ученик.
Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов. Большинство птиц умеют летать. Не летают пингвины и страусы.
3 ученик.
Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть и декоративные – голуби, попугаи, которых люди держат дома.
4 ученик.
Птицы питаются насекомыми, семенами, червяками, мышами, рыбой, фруктами, овощами и другой пищей.
Ведущий:
Птиц в природе очень много. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом. Разные птицы подают голос по - разному. Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких давайте угадаем.
4 конкурс «Разгадайте птичьи разговоры»
( На доске написаны только глаголы, ведущий называет птиц)
Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
5 конкурс « Отгадай загадку»
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
2. Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это? (Сова)
Ведущий:
Каждая сова уничтожает за 1 год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1кг зерна, то значит, 1 сова спасает в год 1т хлеба.
3. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
4. Кто на ёлке на суку
Счёт ведёт «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка)
6 конкурс капитанов « Вспомни названия птиц»
(На доске написаны буквы, с которых начинается название птицы. Дети должны назвать птицу, которая начинается с этой буквы.)
Ведущий:
А мы этим временем отправимся в фотоателье «Зоркий глаз»
7 конкурс «Зоркий глаз»
(По описанию надо узнать птицу и найти её среди предложенных картинок.)
Ведущий:
Мы говорили о птицах, об их прекрасных трелях, которые раздаются то там, то здесь. Но это не единственное их достоинство. Довольно часто наши пернатые друзья предсказывают погоду. А какие народные приметы вы знаете?
8 конкурс « Народные приметы»
(Команды поочерёдно называют приметы.)
Ведущий:
Мир невозможно представить без птиц. Но люди охотятся на птиц, разрушают их привычный дом, вырубая леса, распахивая степи, осушая болота. И птиц становится всё меньше. Многие из них уже никогда не увидим. А чтобы этого не произошло с остальными, нам надо научиться беречь и охранять их.
Ведущий:
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев её, они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Как называются эти растения? (Лекарственные). Почему они так называются?
Многие лекарства изготавливают из различных растений, которые растут и в нашем лесу. А какие, мы сейчас узнаем.
9 конкурс «Лесная аптека»
1. Стоит в поле кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
2. Рос шар бел, дунул ветер, улетел. (Одуванчик)
3. Какое растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник)
4. Какие растения используют для лечения простуды? (Мать - и мачеха, липа , малина)
5. Какое растение могу определить даже слепые? (Крапива)
6. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш)
Ведущий:
Все эти растения, о которых мы говорили с вами, встречаются во многих районах нашего края. И хотя в аптеках очень много лекарств, но народная медицина издавна лечит болезни лекарственными растениями и нам тоже надо их знать и применять только правильно.
10 конкурс. Игра «Хорошо или плохо»
Одна команда доказывает, что нарвать букет ландышей - это хорошо, а другая - плохо.
Ведущий:
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения очень быстро вянут, а оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей. Раньше в лесу было много ландышей, а сейчас мы их встречаем очень редко.
Многие такие известные нам птицы, звери, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час: бурый медведь, олень, тигр, морж, пеликан, волк, цапля, гепард, леопард, кузнечик, орёл, журавль, дрофа, чайка, жук-олень. Этот список можно продолжать и продолжать. Чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе. Больших проблем нам не решить, но кое-что вы можете сделать: посадить дерево, покормить птиц, взять под охрану муравейник, поляну.
А сейчас я хочу предложить вам разгадать кроссворд, и мы увидим результат нашей работы сегодня на занятии.
11 конкурс: «Отгадай-ка»
1. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
2. Эта птица настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз. (Поползень)
3. С веточки на веточку прыгает, резвится.
Ловкая, проворная, а не птица. (Белка)
4. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. (Волк)
5. Я по дереву стучу - червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой. (Дятел)
6. Не барашек и не кот носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц)
7.Не моторы, а шумят. Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят. (Осы)
(Заполнив кроссворд, дети увидят слово «молодцы»)
Итоги викторины.
Ведущий:
Наше путешествие подошло к концу. Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. А теперь оглянитесь вокруг и скажите лесу «До свидания!»