kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Способы разрешения конфликтов в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот доклад подготовлен для выступления на педагогическом совете

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Способы разрешения конфликтов в начальной школе"»

(1-й вариант начала выступления)

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители наших учеников! Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Ученики опаздывают, разговаривают на уроках, списывают, подсказывают, отвлекаются, ссорятся между собой, что ведет к столкновениям. Но, несмотря на то, что конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе - явление привычное, обыденное, привыкнуть к этому невозможно. Начальная школа – особый мир. Отсутствие целенаправленной работы по формированию опыта взаимоотношений в условиях конфликтных ситуаций в начальной школе может отрицательно сказаться на отношении к учебе, характере межличностных взаимодействий, психологическом микроклимате коллектива в будущем.
Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих возрастных особенностей обучающихся начальной школы:
1. Преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня.
2.Начало формирования отношений с классным коллективом, с учителями, необходимость считаться с мнением других участников-субъектов учебно-воспитательного процесса.
3. Значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии.
4. Нарушение психического равновесия,  неустойчивость  в  волевом  отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма.
5. Неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение.
6. Преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации.
7. Появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка.
8. Доверчивое подчинение авторитету, но вместе с тем и становление его собственного Я в окружающем мире, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых.
9. Недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения.
10. Отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне.

11. Преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности.


Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

В 2017-2018 учебном году я являюсь классным руководителем 1-Б класса. 13-й год я работаю в начальной школе. За время моей педагогической деятельности мне как классному руководителю приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями в классе. В своей работе для разрешения конфликтных ситуаций я использую следующие методы и приёмы:

1.Игра – тренинг.

Используется как для разрешения конфликтной ситуации, так и для профилактики конфликтов. Примером такой игры – тренинга является игра «Ссоримся и миримся». (Правила игры: разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь).



2. Коррекция системы воспитания в семье.

Часто «корень» конфликтной ситуации – система воспитания в семье ученика. Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация 1. Ребенок в доме подавляется авторитарными родителями. Он уже изначально в конфликте: ему не дают возможность принимать самостоятельные решения, однако при этом требуют выполнения поставленных задач, где нужно таки проявлять ее. От ребёнка требуется беспрекословное подчинение, выполнение поставленных задач, а если есть замечание – молчаливо выслушивать, не смея возразить. При всем при этом, такой ребенок одет, обут, у него есть все, что нужно, его водят на кружки или в секции. Только вот механизма самозащиты у такого ребенка уже фактически нет – он подавлен «на корню» родителями. Такой ребенок просто обречен на роль жертвы в классе.

Ситуация 2. Она фактически зеркальна той, что описана в первом примере: ребенку разрешено все. Ему все покупается по первому требованию, он ни в чем не знает отказа. В школьном коллективе такому малышу будет сложно найти общий язык со сверстниками. Однако, винить он будет других в таком конфликте, но только не себя. Дети, особенно младшего школьного возраста, решают для себя конфликты достаточно просто: они перестают общаться с неприятными им детьми. Отстраняются и все, а вряд ли к такому привык ребенок из описываемой ситуации.

Ситуация 3. Не дают дома – возьму в школе. Речь пойдет о детях, которые дома не дополучают ласку и внимание от родителей. Вечно занятые, уставшие, издерганные родители, которые часто срывают свою неудовлетворенность жизнью на ребенке, сами того не подозревая вгоняют своего малыша в жуткий внутренний конфликт. И как результат: в коллективе это агрессивный, неуравновешенный ребенок, который может и телефон отобрать, и стукнуть одноклассника - через насилие компенсировать тепло и ласку, а также внимание, которого ему не хватает дома. Для благоприятного разрешения конфликтов такого рода именно родителям нужно обязательно принимать меры и менять тактику воспитания своего ребёнка.

3.Социальные видео.

Наглядным образом демонстрируют, как на практике действуют советы педагога. (Видео 1 «Как нужно мириться с друзьями»).

4.Произведения детской художественной литературы.

  На примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера можно рассмотреть ситуацию межличностного конфликта, который возник в результате использования в речи ругательных слов – так называемых «конфликтогенов».

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка»

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты - дурачище!»

 Борище взял тетрадище,

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеище,

Да как треснет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

5.Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказки, в содержании которых раскрываются конфликты и демонстрируются пути их разрешения, можно читать, а можно смотреть. Большая часть наших проблем и конфликтов характеризуется фразой: никто не хотел уступать. Наиболее сложным в работе было обучение детей умению находить компромисс в конфликтных ситуациях или умению договариваться. Процесс этот длительный и прежде всего учащимся следует объяснять, что компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели спорщики. Предлагаю Вашему вниманию сказку С.Михалкова «Бараны». (Видео 2 м/ф «Бараны. С.Михалков»).

6.Мультфильмы.

Если любого человека спросить: «Что больше всего любят дети?», то исключая сладости, дети больше всего любят мультфильмы.
«Мульттерапия» это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребёнка. Этот способ образовательной деятельности очень эффективен для разрешения конфликтов в начальной школе. (Видео 3 м/ф «Конфликты. Пути разрешения»).

7.Словесная инструкция.

Очень сложно разрешать те конфликты, в результате которых возникают драки. Происходит это главным образом потому, что дети приходят в первый класс с чёткой «инструкцией», которую он давно получил от родителей – «Давай сдачу!». Ошибка родителей заключается в том, что ребёнок получает от родителей не словесную инструкцию, содержащую слова для примирения, а руководство к действию: «Будут в школе обижать – давай сдачу!». Между тем ребёнок понимает родителей буквально: он считает, что начать драку, если тебя нечаянно толкнули, опередили в игре, пошутили, правильное, единственно верное решение. Дети не желают проговаривать проблемы вслух, анализировать причины конфликтных ситуаций, уступать и прощать. В таких ситуациях я сначала говорю за детей, а потом мои ученики начинают подражать мне, одноклассникам и начинают отстаивать свои интересы в словесной форме.

8.Диалог учителя и ученика.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет в некоторой степени даже полезным».


9.Организация досуга ребёнка.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.


10.Тайм-аут.

 Очень полезно использовать тайм-аут. Если необходимо успокоиться, можно сделать перерыв в споре (выйти пройтись, послушать музыку, сделать физические упражнения).



11.Воспитательные беседы.

Первый учитель для ребёнка непререкаемый авторитет, поэтому очень важное значение играют воспитательные беседы между учителем и учащимся. Во время этих бесед важно быть искренним, приводить примеры своей школьной дружбы. Полезно демонстрировать различные интервью, рассказы о дружбе. (Видео 4 «Дружба»)



Школа – это живой организм, а школьная жизнь, как и окружающий нас мир, разнообразна в своих проявлениях.

Мы ссоримся, мы миримся, по-разному бывает.
Конфликты зарождаются и часто повторяются.

То что-то непонятно нам, то нас не понимают.

И очень важно нам выслушивать друг друга.

Учиться говорить, учиться и учить детей дружить!

Уважаемые родители, коллеги! Хочу пожелать нам всем мира и мудрости, потому что «мир» - есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов. А мудрый человек всегда найдёт способ не начать войну.

Спасибо за внимание!























(2-й вариант начала выступления)


- Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители наших учеников! Я 13-й год работаю в начальной школе. В этом учебном году я - классный руководитель 1-Б класса. Мои первоклассники очень любознательные дети, которые с удовольствием рассуждают на самые разнообразные темы. И прежде чем начать своё выступление, я хочу представить Вашему вниманию видео. (Видео, в котором дети 1-Б класса рассуждают и отвечают на вопросы: «Что такое школьная дружба?», «Когда в школе не бывает ссор и конфликтов?», «Что такое дружный класс?»).

- Итак, о чём рассуждали мои первоклассники? (О дружбе, об отсутствии конфликтов в школьной жизни).

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Ученики опаздывают, разговаривают на уроках, списывают, подсказывают, отвлекаются, ссорятся между собой, что ведет к столкновениям. Но, несмотря на то, что конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе - явление привычное, обыденное, привыкнуть к этому невозможно. Начальная школа – особый мир. Отсутствие целенаправленной работы по формированию опыта взаимоотношений в условиях конфликтных ситуаций в начальной школе может отрицательно сказаться на отношении к учебе, характере межличностных взаимодействий, психологическом микроклимате коллектива в будущем.
Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих возрастных особенностей обучающихся начальной школы:
1. Преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня.
2.Начало формирования отношений с классным коллективом, с учителями, необходимость считаться с мнением других участников-субъектов учебно-воспитательного процесса.
3. Значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии.
4. Нарушение психического равновесия,  неустойчивость  в  волевом  отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма.
5. Неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение.
6. Преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации.
7. Появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка.
8. Доверчивое подчинение авторитету, но вместе с тем и становление его собственного Я в окружающем мире, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых.
9. Недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения.
10. Отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне.

11. Преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности.


Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

За время моей педагогической деятельности мне как классному руководителю приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями в классе. В своей работе для разрешения конфликтных ситуаций я использую следующие методы и приёмы:

1.Игра – тренинг.

Используется как для разрешения конфликтной ситуации, так и для профилактики конфликтов. Примером такой игры – тренинга является игра «Ссоримся и миримся». (Правила игры: разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь).



2. Коррекция системы воспитания в семье.

Часто «корень» конфликтной ситуации – система воспитания в семье ученика. Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация 1. Ребенок в доме подавляется авторитарными родителями. Он уже изначально в конфликте: ему не дают возможность принимать самостоятельные решения, однако при этом требуют выполнения поставленных задач, где нужно таки проявлять ее. От ребёнка требуется беспрекословное подчинение, выполнение поставленных задач, а если есть замечание – молчаливо выслушивать, не смея возразить. При всем при этом, такой ребенок одет, обут, у него есть все, что нужно, его водят на кружки или в секции. Только вот механизма самозащиты у такого ребенка уже фактически нет – он подавлен «на корню» родителями. Такой ребенок просто обречен на роль жертвы в классе.

Ситуация 2. Она фактически зеркальна той, что описана в первом примере: ребенку разрешено все. Ему все покупается по первому требованию, он ни в чем не знает отказа. В школьном коллективе такому малышу будет сложно найти общий язык со сверстниками. Однако, винить он будет других в таком конфликте, но только не себя. Дети, особенно младшего школьного возраста, решают для себя конфликты достаточно просто: они перестают общаться с неприятными им детьми. Отстраняются и все, а вряд ли к такому привык ребенок из описываемой ситуации.

Ситуация 3. Не дают дома – возьму в школе. Речь пойдет о детях, которые дома не дополучают ласку и внимание от родителей. Вечно занятые, уставшие, издерганные родители, которые часто срывают свою неудовлетворенность жизнью на ребенке, сами того не подозревая вгоняют своего малыша в жуткий внутренний конфликт. И как результат: в коллективе это агрессивный, неуравновешенный ребенок, который может и телефон отобрать, и стукнуть одноклассника - через насилие компенсировать тепло и ласку, а также внимание, которого ему не хватает дома. Для благоприятного разрешения конфликтов такого рода именно родителям нужно обязательно принимать меры и менять тактику воспитания своего ребёнка.

3.Социальные видео.

Наглядным образом демонстрируют, как на практике действуют советы педагога. (Видео 1 «Как нужно мириться с друзьями»).

4.Произведения детской художественной литературы.

  На примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера можно рассмотреть ситуацию межличностного конфликта, который возник в результате использования в речи ругательных слов – так называемых «конфликтогенов».

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боренька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: «Дурачок ты, Славочка»

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: «Ты - дурачище!»

 Борище взял тетрадище,

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славище взял скамеище,

Да как треснет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком,

Под скамеечкой плачет Боренька.

5.Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказки, в содержании которых раскрываются конфликты и демонстрируются пути их разрешения, можно читать, а можно смотреть. Большая часть наших проблем и конфликтов характеризуется фразой: никто не хотел уступать. Наиболее сложным в работе было обучение детей умению находить компромисс в конфликтных ситуациях или умению договариваться. Процесс этот длительный и прежде всего учащимся следует объяснять, что компромисс не означает победу или поражение. Суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не тот вариант, которого изначально хотели спорщики. Предлагаю Вашему вниманию сказку С.Михалкова «Бараны». (Видео 2 м/ф «Бараны. С.Михалков»).

6.Мультфильмы.

Если любого человека спросить: «Что больше всего любят дети?», то исключая сладости, дети больше всего любят мультфильмы.
«Мульттерапия» это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребёнка. Этот способ образовательной деятельности очень эффективен для разрешения конфликтов в начальной школе. (Видео 3 м/ф «Конфликты. Пути разрешения»).

7.Словесная инструкция.

Очень сложно разрешать те конфликты, в результате которых возникают драки. Происходит это главным образом потому, что дети приходят в первый класс с чёткой «инструкцией», которую он давно получил от родителей – «Давай сдачу!». Ошибка родителей заключается в том, что ребёнок получает от родителей не словесную инструкцию, содержащую слова для примирения, а руководство к действию: «Будут в школе обижать – давай сдачу!». Между тем ребёнок понимает родителей буквально: он считает, что начать драку, если тебя нечаянно толкнули, опередили в игре, пошутили, правильное, единственно верное решение. Дети не желают проговаривать проблемы вслух, анализировать причины конфликтных ситуаций, уступать и прощать. В таких ситуациях я сначала говорю за детей, а потом мои ученики начинают подражать мне, одноклассникам и начинают отстаивать свои интересы в словесной форме.

8.Диалог учителя и ученика.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет в некоторой степени даже полезным».


9.Организация досуга ребёнка.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.


10.Тайм-аут.

 Очень полезно использовать тайм-аут. Если необходимо успокоиться, можно сделать перерыв в споре (выйти пройтись, послушать музыку, сделать физические упражнения).



11.Воспитательные беседы.

Первый учитель для ребёнка непререкаемый авторитет, поэтому очень важное значение играют воспитательные беседы между учителем и учащимся. Во время этих бесед важно быть искренним, приводить примеры своей школьной дружбы. Полезно демонстрировать различные интервью, рассказы о дружбе. (Видео 4 «Дружба»)



Школа – это живой организм, а школьная жизнь, как и окружающий нас мир, разнообразна в своих проявлениях.

Мы ссоримся, мы миримся, по-разному бывает.
Конфликты зарождаются и часто повторяются.

То что-то непонятно нам, то нас не понимают.

И очень важно нам выслушивать друг друга.

Учиться говорить, учиться и учить детей дружить!

Уважаемые родители, коллеги! Хочу пожелать нам всем мира и мудрости, потому что «мир» - есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов. А мудрый человек всегда найдёт способ не начать войну.

Спасибо за внимание!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Способы разрешения конфликтов в начальной школе"

Автор: Шумейко Ирина Александровна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад  «Формирование универсальных учебных действий  на уроках физической культур» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "158765"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421781521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Публикация по теме "Проектная мастерская "Я директор"" для 5-х классов "
    ["seo_title"] => string(78) "publikatsiia-po-tiemie-proiektnaia-mastierskaia-ia-diriektor-dlia-5-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "127133"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415275061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства