Просмотр содержимого документа
«"Доброе слово, что дождь в засуху"»
«Доброе слово, что дождь в засуху»
Цель: формировать нравственные качества у учащихся. Задачи: уточнить и расширить представление о вежливости; повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми; учить правильно пользоваться вежливыми словами; обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками; воспитывать положительные черты характера, чувства товарищества и дружбы Оборудование: солнышко, облака с вежливыми словами, карточка с пословицами, тучки, солнышки для передачи настроения.
Ход занятия.
Учитель:
Добрый день, ребята! Посмотрите на гостей, друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Сегодня мы с вами, как обычно, собрались, чтобы в очередной раз поговорить о чём-то очень важном, с чем мы сталкиваемся каждый день и часто, даже не замечаем этого. А вот о чём мы сегодня будем говорить, вы мне скажите, когда послушаете маленькую историю. (учитель читает )
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.
Учитель:
Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться?
Дети: Извините, пожалуйста или простите пожалуйста.
Учитель:
А почему вы решили, что именно эти слова изменили настроение старика?
Дети: Потому, что это волшебные, ласковые, нежные слова.
Учитель:Правильно, ребята. Обратите внимание, как мальчик произнёс эти слова?
Дети: Тихим, ласковым голосом.
Учитель: Конечно эти слова тёплые, нежные, как солнышко, которое взошло сегодня прямо у нас в классе и весь урок будет помогать нам учиться. (на доску крепится солнышко)
Учитель:
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Дети: О вежливых словах. (тема на доске)
Тема урока «Вежливые слова»
Учитель:
Мы с вами сегодня будем говорить о самых добрых, тёплых словах как лучи у солнышка. Давайте обратимся к солнышку:
Скажите, а зачем мы сегодня будем говорить о вежливых словах? Какое значение они имеют для человека?
Дети: Эти слова нам нужны для того, чтобы быть культурными, вежливыми, воспитанными, чтобы поднять человеку настроение, если его обидели.
Учитель:
Правильно. ребята, человек, который никогда не забывает о таких словах-воспитанный человек. И потому всякому с ним легко и приятно.Как вы думаете, что означает слово«вежливость»?
Дети: До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный».
Учитель:
Ребята, София вам сказала, что вежливые слова существуют очень давно. Их произносили наши далёкие предки. И именно они придумали пословицы и поговорки о вежливых словах. А какие, мы с вами сейчас узнаем.
Практическая работа. Дети по группам собирают пословицы.
(Повторить правила работы в группах)
Учитель:Умейте договариваться, находить общий язык, учитесь слушать других, уважать мнение своих товарищей, быть терпимым к другим и тогда у вас всё получится. Определитесь, кто будет спикером (тот кто красиво и правильно говорит) у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы
Вы должны собрать пословицу прикрепить к доске, прочитать хором и объяснить её значение.
Ι группа
Доброе слово путь к сердцу откроет.
-Почему так говорят?
ΙΙ группа
Ласковым словом и лёд растопишь.
-Почему так говорят?
ΙΙΙ группа
Вежливость открывает все двери.
-Почему так говорят?
(Все пословицы прикрепляются на доску магнитами)
Учитель:
Молодцы, ребята. А кто из вас считает себя вежливым?
- А кто хочет научиться этому?
Наша с вами задача сегодня: вспомнить все вежливые слова и поучиться их использовать в общении друг с другом
Учитель:
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко!»
-У вас на столе есть файлы с облаками. На каждом облаке есть слово. Будьте внимательны, как только вы назовёте слово, которое лежит у вас на столе, сразу же вешаете его на доску, а то наше солнышко заскучало.
***
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй)
***
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
***
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …» (Сколько зим)
*** Наш мир от зла устал, Чтоб он добрее стал, Нам говорить не лень При встрече …
(Добрый день)
***
Друг другу на прощание
Мы скажем дружно …
(До свидания)
***
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
***
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
***
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны) иль
Будьте…(добры).
***
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста нас …
(Извините)
***
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим…
(Простите нас пожалуйста)
Учитель: Молодцы, ребята!
Очень много слов вы назвали.
Вежливых слов ни одно и не два
Помни и знай эти чудо-слова!
Физминутка
Работа с ситуацией (раздаются конверты с ситуациями)
Учитель: Всегда ли человека, который знает все-все вежливые слова, можно назвать вежливым и воспитанным?
Учитель: Нет, конечно. Я. думаю, ни в одной школе мы не найдём ребёнка. который бы не знал вежливых слов. Но, однако, есть у нас и обидчики и невежи.
И поэтому, не всегда получается нам жить в мире. Очень часто к президенту нашей школы обращаются дети с просьбой помочь разрешить конфликтные ситуации. Но Лизе не хватает времени на всё и поэтому, она попросила нас помочь в разрешении некоторых споров.
Я предлагаю вам взять конверты. В каждом из них лежит письмо-картинка с просьбой о помощи. Каждая группа внимательно рассматривает картинку, выясняет ситуацию и находит способ её решения. Если группа не полностью смогла найти решение, затрудняется, дети из другой группы могут помочь.
Ребята, вспомните правила работы в группах.
Практическая работа в группах
Учитель:Молодцы, ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей. Сегодня на уроке прозвучало очень много вежливых слов, но это не все вежливые слова русского языка. Если вы хотите узнать больше, вы можете пойти в библиотеку и взять книги, которые порекомендует вам Екатерина Валентиновна, работник городской библиотеки.
Пригодится ли вам опыт, полученный на уроке? Как помогло вам это занятие?
Рефлексия:
Каждая группа прикрепите солнышки или тучки к доске, покажите своё настроение на уроке!
А теперь, давайте всем улыбнёмся и скажем «Спасибо за внимание»