Просмотр содержимого документа
«День народного единства. Исторический турнир.»
Тема: «День народного единства».
Исторический турнир для учащихся 4 класса и родителей
Цели:
познакомить с историческими фактами «смутного» времени;развивать способность сопереживать;
воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;
воспитывать готовность к защите Родины, стремления к единению;
создавать классные и семейные традиции;
активное вовлечение родителей в жизнь класса;
формировать умение слушать окружающих.
Оборудование:
Компьютер, слайды, музыкальные фонограммы (Гимн России, музыка к опере Глинки “Жизнь за царя”), государственная символика РФ, икона Казанской богоматери.
Учитель: Сегодня мы проводим исторический турнир между учащимися и родителями посвящённый Дню народного единства. Об этом празднике мы с вами говорили, начиная с 1 класса. И сегодня мы сразимся в равной борьбе за знания со своими родителями.
С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет, На подвиг и на труд. Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев, Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
Звучит Гимн России.
Слайд 1.
Учитель представляет судей турнира (это могут быть учитель истории и заместитель директора по воспитательной работе), команды и предлагает каждой команде придумать название.
Учитель: Зрители тоже готовились к историческому турниру и тоже могут показать свои знания. Пока команды придумывают названия, предлагаю вам поучаствовать в турнире на знание стихов о Родине. (Выслушиваются стихи от зрителей, болеющих за учащихся и за родителей).
Судья: Каждая команда за полный правильный ответ получает 2 балла, за неполный правильный ответ 1 балл.
Ведущий 1: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.
Назовите дату образования праздника День народного единства.
Выслушиваются ответы команд
Слайд 2.
Ведущий 2: День народного единства связан с историей России. Первоначально праздник был учрежден в 1649 году царем Алексеем Михайловичем. День народного единства демонстрирует единство, героизм и сплоченность народа. Празднование праздника продолжалось вплоть до 1917 года.
Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была вновь высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 г. и была поддержана комитетом по труду и социальной политике Государственной Думы.
Праздник отмечается с 2005 года 4 ноября.
Ведущий 1: А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. Как называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Почему в стране в это время возникли беспорядки?
Выслушиваются ответы команд
Слайд 3.
Ведущий 2: В конце 16 века царём был Фёдор Иванович – тихий человек. У царя Фёдора не было детей. После его смерти трон опустел. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. В стране воцарился беспорядок, начались народные волнения – смутное время.
Ведущий 1. Кто воспользовался смутным временем и вторгся в русские земли?
Слайд 4. Выслушиваются ответы команд.
Ведущий 2: Войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом. Просмотр кадров из мультфильма «Крепость: щитом и мечом»
Ведущий 1: Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов. Для борьбы с врагом в 1612 году было создано народное ополчение. Кто призвал народ постоять за родную землю и внёс немалые деньги на вооружение ополчения?
Выслушиваются ответы команд.
Слайд 5
Ведущий 2: Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.
- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.
Ведущий 1: Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Кто стал во главе народного ополчения?
Выслушиваются ответы команд.
Слайд 6
Ведущий 2: Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной. По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.
Ведущий 1: В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу за небесной помощью. И молитва была услышана. Как называлась икона, воодушевившая воинов народного ополчения?
Звучит музыка к опере Глинки «Жизнь за царя»
Выслушиваются ответы команд.
Слайд 7.
Ведущий 2: Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Ведущий 1: Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.
Слайд 8
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: …….. Назовите эту надпись.
Слайды 9-10
Выслушиваются ответы команд.
Ведущий 2: с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”
А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Учитель: Вопрос зрителям. Русский народ помнит и чтит своих героев. Назовите, каких героев России вы знаете?
Вспомните, ребята, трех богатырей, Вставших, на защиту Родины моей! Или тех, кто головы на полюшке сложили. Они свободу Родины Грудью защитили.
Ведущий 1: Выберите из списка и подчеркните слова, имена, дату, с помощью которых можно составить рассказ о событиях в России начала 17 века.
Каждой команде выдаётся карточка со словами:
Народное ополчение.1593 год. Дань. Борьба за независимость. Козьма Минин. Хан Батый. Тобольск. Нижний Новгород. Кремль. Золотая Орда. Китай-город. 1612 год. Дмитрий Пожарский. Иван Калита.
Учитель: Пока команды работают, выслушаем зрителей, продолжаем конкурс стихов о Родине.
Слайд 11
Народное ополчение.1593 год. Дань. Борьба за независимость. Козьма Минин. Хан Батый. Тобольск. Нижний Новгород. Кремль. Золотая Орда. Китай-город. 1612 год. Дмитрий Пожарский. Иван Калита.
Ведущий 2: Праздник День народного единства - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
Вопрос зрителям: В истории нашего Отечества существуют примеры проявления единства и силы народа. Приведите примеры.
Выслушиваются ответы.
Выслушиваются синквейны.
Подведение итогов турнира. Выслушивание судей.
Слайд 12
Ведущий 2: История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж и дом готов!
Ведущий 1: Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.
Ведущий 2: Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры.
Слайд 13
Подготовленный ученик читает стихотворение
Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен, В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой, Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города, С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу, И День единства навсегда!
Использованная литература
Тихомиров Д.И. Из истории родной земли. –М., Современник,1996г.