Просмотр содержимого документа
«День народного единства»
КЛАССНЫЙ ЧАС «СИЛА НАРОДОВ В ЕДИНСТВЕ»
( посвящается Дню народного единства в России)
Цель:воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.
Задачи:
- формирование гражданского самосознания, патриотизма, нравственных и культурные ценностей;
- способствовать социализации личности учащихся, формированию толерантности;
- развивать интерес к истории, историческим личностям.
Структура мероприятия
1.Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с 2005 года. А чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.
Соотнесите даты и названия.
12 декабря
День народного единства
12 июня
День Победы
4 ноября
День независимости России
23 февраля
Международный женский день
9 мая
День конституции
1 мая
Праздник Весны и Труда
8 марта
Новый год
7 января
День защитника Отечества
1 января
Рождество Христово
Проверка: группы называют по очереди дату и соответствующий праздник.
2.Определение темы мероприятия.
Учитель:Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства).
Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся).
Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на нашем мероприятии: с какого времени празднуется и что символизирует.
3.Стихи и песни о тебе, великая Россия
Учитель:Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Я себя не мыслю без России, Без её берёз и тополей, Без её невыплаканной сини, Без её заснеженных полей. Без её работника и бога — Человека с опытом Левши, Без её Есенина и Блока, Без её пророческой души. Я себя не мыслю без России, Без родной земли, где все моё, Где легла мне на сердце впервые Песня колыбельная её. Без её легенд и сказок вещих, Горных ветров, горьких как полынь. Без её преображенных женщин Из безвестных Золушек в богинь. Без её железных комиссаров, Падающих с песней на устах, Без её космических Икаров На своих немыслимых постах. Без её неизмеримой силы, Без её распахнутых морей... Я себя не мыслю без России, Без её любви и без моей!
Учитель:Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)
4.Россия – многонациональная страна.
Учитель:Россия – многонациональная страна. У нас – общая история и общее будущее. Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народов своеобразно и неповторимо отражаются в языке. И, значит, культура языка, культура слова – это связующее звено многих и многих поколений.
О единстве народов, населяющих Россию, свидетельствуют произведения русских классиков, переведенные на национальные языки. Предлагаем Вашему вниманию отрывок из бессмертных строк А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый» на крымскотатарском языке (читает Османова Ферузе)
4. Пословицы о Родине.
Учитель:Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете? (ребята перечисляют по очереди)
• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик своё болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
5. Из истории праздника.
Учитель:Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России)
Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид (иллюстрация 1)
- Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.)
6. О Минине и Пожарском.
Учитель: Одним из жителей Руси того времени были Кузьма Минин, обычный продавец мяса и рыбы, земский староста. Он считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». А ещё Князь Дмитрий Пожарский. Он был очень скромным и простым в обращении и никогда не стремился к исключительному влиянию на людей события (иллюстрация 2)
- Именно такие простые русские люди встали во главе ополчения, когда на русскую землю напали польские интервенты и повели в бой русских воинов.
- И 4 ноября 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
- Кузьма Минин за свой подвиг получил в 1613 г от царя Михаила Фёдоровича Романова звание «думного дворянина» и стал получать жалование 200 рублей в год. А также царь пожаловал ему село Богородское с деревнями идом казны на соборной площади Нижегородского Кремля. А Дмитрий Пожарский был награждён чином боярина.
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.
(Иллюстрация 3)
На постаменте начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
- Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» в исполнении девочек 6 –А класса Бессудовой Юли и Костыря Сабрины
Чтение отрывка из пьесы.
Учитель: - Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение...
— Мы за веру православную должны до смерти стоять!
— А кто же прочь?
— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.
Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ.Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!
Народ(кладут деньги, кто сколько может).
— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
— Что деньги? Деньга — дело наживное!
— Все отдадим! Теперь не до нарядов!
— Вот наши деньги из квасного ряду!
— Из рукавичного!
— От ярославцев!
— Костромичи собрали — принимайте!
— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
— Вот праздник, так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!
Учитель
- Ребята, скажите, пожалуйста:
• Как называет Минина народ?
• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
• Кого поставили во главе ополчения?
• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью.
• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова.
-Спокойный, решительный.
-Бескорыстный, сильный.
-Ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее. Самоотверженный, мужественный, авторитетный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
Учитель:- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей?
(Иллюстрация 4)
7. Игра. "Спутанные цепочки"
Учитель:А сейчас мы с вами проведём игру на сплочение и единение нашего коллектива. Прошу всех встать в круг.
Игра. "Спутанные цепочки"
Задачи игры:участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера.
Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Учитель:
- Легко ли вам было распутать цепочку?
- Что было особенно сложным?
- Как вы себя чувствуете?
- Как ваше настроение?
Учитель:
- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Учитель:
На этой доброй ноте мы завершим наше мероприятие. Хочу поблагодарить всех за активную работу. Я надеюсь, что теперь этот праздник станет вам более понятным и, возможно, для кого- то из вас он вскоре станет родным праздником.
Список использованной литературы и ресурсов Интернет:
Лаптева Л.Ф. «За землю русскую, за Москву», // Преподавание истории в школе, №7, 2006.
Овчинникова Л. «Хорошая кровь не может лгать», // «Комсомольская правда», 27. 03. 1992 г.
Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г.
«Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста», М., 2001 г.
4 ноября: что празднуют? (Автор и ведущий Владимир Тольц).- Радио «Свобода», программа «История и современность», 05. 11. 2005.-http://www.svoboda.org/programs/td/2005/td.110505.asp
В России впервые отмечается День народного единства. NEWSru. com. 04. 11. 2005.- http://www.newsru.com/russia/04nov2005/edinstvo.html