Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.
Демонстрационный материал: папаха, мужской и женский казачьи костюмы, слайды с изображением казаков, их куреней, рубель, макитра, глэчик, скрыня, коромысло, вышивки, полотенце, салфетки, украшенные кружевом.
Добрый день, дорогие ребята, и хотя на улице морозно, пасмурно, давайте друг другу улыбнемся, а наша улыбка озарит вас и согреет теплом. Улыбнемся нашим гостям и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие люди, самые дорогие. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом? – Родственники, родычи, предки.
Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. (Слайд 1). И вот сегодня у нас с вами есть возможность узнать некоторые традиции, которые передаются из поколения в поколения у казаков, познакомиться с предметами быта, которыми пользовались наши дальние предки.
Наденем на голову папаху, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают папахи, кружатся и повторяют слова, потом возвращаются в свои группы.
В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
(Слайд 2) Посмотрите, какой он носит красивый костюм. Такой костюм вы не раз видели на вашем наставнике Владимире Васильевиче, о нем вам он и расскажет. (Слово наставнику).
/ На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
(Слайд 3). Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты
(« кохточки»)/
(Слайд 4) Казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.
(Слайд 5). /Наставник В.В./ Маленьких казачат и казачат воспитывали в казачьем духе. Если в семье рождался казак (именно так, и никак не мальчиком, называли младенца мужского пола), то его с первых дней жизни воспитывали воином.
Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство (до пяти лет).
Казака воспитывали гораздо строже, чем девочку.
(Слайд 6). Достигшему годовалого возраста казаку наголо состригали волосы и сажали его на коня, при этом наблюдая за поведением ребенка.
Когда казаку исполнялось семь лет, его во второй раз стригли наголо. Бритоголовым он торжественно шел к первой в своей жизни исповеди. Тогда же его переселяли в мужскую половину дома, где с этого момента он спал в комнате со старшими братьями или дедом, на жесткой постели.
(Слайд 7). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание.
С трех-пяти лет казачат начинали обучать верховой езде и рукопашному бою, с семи лет учили стрелять, а с десяти – рубить шашкой./
(Слайд 8). Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью.
Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
(Слайд 9). Все женские праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится.
(Слайд 10). А белье гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим. Повторите, как называется такой утюг?
Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Посмотрите, что вы видите украшенное вышивкой? Кружевом? (скатерть, полотенце, салфетки).
(Слайд 11). Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает.
(Слайд 12). Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. (Слайд 13). Ну а чай пили, конечно же, из самовара.
Запомнили название посуды? (повторите).
(Слайд 14). Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни. (Песня 2 Неизвестного..
Физкультурная минутка (включить диск с записью кубанских казачьих песен, дети танцуют.)
(Слайд 15). А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать домашнюю посуду.
На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».
(Работа в группах украшение шаблонами листиков и ягодок)
(Слайд 16). У казаков есть очень хорошая традиция, после работы всегда наступает отдых. Давайте и мы с вами поиграем и отдохнем.
- Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
- Землю красит солнце, а человека … (труд)
- Добрый сын отцу радость, плохой … (печаль)
- Умелые руки не знают … (скуки)
- Не учи безделью, а учи … (рукоделью)
- Клятва хлебом – клятва … (Богом)
- Хлеб всему … (голова)
Я знаю очень много интересную казачью народную игру «Сон казака». Хотите поиграть? Послушайте правила игры: сначала из играющих выберем «казака» (ведущего). Кто хочет?
Казаку завяжем глаза, а вы будете двигаться по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «ку-ка-ре-ку»!
Один из стоящих в кругу кричит по петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно ни кому
Все «му-му, му-му»
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять
Но не надо ему спать.
Утка уточка не зря
Учит крякать «кря-кря-кря»
Казак забирает «утку»
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку»
Я не лягу больше спать
Вас я буду догонять.
По окончании слов, дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Фонограмма песни «Ой, да Краснодарский край….»
(Слайд 17). Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.