Игра -путешествие "Час открытий" для учащихся начальных классов
Цель: прививать интерес к изучению русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочное время
Оборудование:
презентация "Час открытий", название станций: "Синквейн", "Буриме","Анаграммы", "Хокку","Шарады", "Кроссворды", презентация «Час открытий»
Ход мероприятия:
1 Распределение по группам. В игре участвуют пять команд, деление на команды производится непосредственно перед началом игры, участники выбирают себе название. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
2. Вступительное слово. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя!
Наш урок не простой, а весёлый, а поэтому вас ждут не строгие правила и упражнения, а забавные задания. Сегодня для вас будет урок открытий. Вы отгадывать шарады, составлять анаграммы и многое другое, чего вы, может, никогда не делали. И пусть игра-путешествие в Мир творчества принесёт вам много счастливых минут!
Разрешается думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами.
Запрещается грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать.
Сегодня мы совершим путешествие в Страну открытий. Игра пройдёт в виде путешествия по станциям:
Итак, путешествие начинается.
Русский язык создавался веками,
На нём говорим не только мы с вами.
Он обновлялся и стал современнее,
Но засоряют его поколения.
3. Психологический настрой на успешную работу
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Здравствуйте.
Вася: Чао!
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Доктор: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
4. Задание 1. "Анаграммы"
Анаграмма - слово анаграмма происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Сейчас анаграммами называют просто перемешивание букв составляющих исходное слово, иногда перемешивание производится с сохранением слогов, таким образом облегчая поиск исходного слова. Довольно часто анаграммы используются для получения псевдонимов, беря за базу настоящее имя. К примеру имя: Дима может трансформироваться в Амид или Идам, а фамилия Орлов в Ролов, Лоров. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, разгадывая при этом незнакомые или малознакомые слова.
Попробуй найти анаграммы к словам или составь свои:
вертикаль — кильватер
апельсин — спаниель
старорежимность — нерасторжимость
австралопитек — ватерполистка
покраснение — пенсионерка
равновесие — своенравие
полковник — клоповник
стационар — соратница
5. Задание 2 "Шарады"
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Игра в шарады — салонная игра. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Пример:
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)
Задание:
отгадай шарады или составь свои:
1.Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
(Ответ: «Бук-вы».)
2.Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
(Ответ: «А-том».)
3.Часть танца - слог мой первый,
Вино - мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.
(Ответ: «Па-ром».)
4. Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: «За-дача».)
5.Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Ответ: «Кар-тина».)
6. Задание 3 "Буриме"
Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.
Задание: сочини стихи на заданные рифмы:
1.обронила
.воды
.ила
.следы
2.золотой
.седой
.поседел
.улетел
3.колючий
.случай
.соседи
.медведи
4.карандаш
.щалаш
.краски
.на терраске
5.на дорожке
.крошки
.травинку
.на спинку
6. Задание 4 "Синквейн"
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Пример синквейна на тему мечты:
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Задание составь синквейн на тему 2»Русский язык»
7. Задание 5 "Хокку"
Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.
Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Примеры хокку:
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен… Недвижно
Стою в забытьи.
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймёте мои стихи,
Когда заночуете в поле
Задание сочини хокку на темы:
1. "Зима"
2. "Сосны"
3. "Школа"
4. "Жизнь"
5. "Мой компьютер"
9. Подведение итогов:
Слово жюри.
Награждение победителей