Цель: познакомить учащихся с традициями и обычаями казахского народа; способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к традициям и обычаям народов, живущих в Казахстане; воспитание дружеских взаимоотношений между представителями разных национальностей.
Учитель: В Казахстане проживают представители более ста наций и народностей. И все они считают нашу землю родной. История такого многонационального заселения началась ещё в 19 веке. Переселенческая реформа привела в казахскую степь множество повозок бедняков, которые уехали из Украины, Молдовы, России в поисках лучшей доли. Свои умения и навыки люди, приехавшие сюда со всех концов Российской империи, использовали на новом месте. В нашей Республике каждый народ имеет право на свой язык, культуру, религию.
1 ученик. Сто наций, сто народов, сто племён, Всем вам «рахмет» и низкий вам поклон! Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирный край!.
2 ученик. Эта земля нас сроднила, Дарила тепло и уют. Согрела нас всех, накормила И многим дала здесь приют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Час общения "Традиции и обычаи казахского народа" »
Час общения «Традиции и обычаи казахского народа»
Цель: познакомить учащихся с традициями и обычаями казахского народа; способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к традициям и обычаям народов, живущих в Казахстане; воспитание дружеских взаимоотношений между представителями разных национальностей.
Учитель: В Казахстане проживают представители более ста наций и народностей. И все они считают нашу землю родной. История такого многонационального заселения началась ещё в 19 веке. Переселенческая реформа привела в казахскую степь множество повозок бедняков, которые уехали из Украины, Молдовы, России в поисках лучшей доли. Свои умения и навыки люди, приехавшие сюда со всех концов Российской империи, использовали на новом месте. В нашей Республике каждый народ имеет право на свой язык, культуру, религию.
1 ученик. Сто наций, сто народов, сто племён, Всем вам «рахмет» и низкий вам поклон! Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирный край!..
2 ученик. Эта земля нас сроднила, Дарила тепло и уют. Согрела нас всех, накормила И многим дала здесь приют.
3 ученик. И вот не одно поколенье Мы вместе все дружно живём, С думою о хлебе едином Да общие песни поём.
Песня «Атамекен»
Учитель: У всех народов, населяющих Казахстан, существуют традиции и обычаи.В них отражается уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.– Кто скажет, что такое традиции?
4 ученик.Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Учитель: - А что такое обычаи?
5 ученик.Обычаи –это также общепринятые, исторически сложившиеся в процессе эволюции (развития) правила и нормы, регулирующие поведение людей в определённой области общественной жизни.
Учитель:Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа. Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своейкрасочностью, богатством смысла и отражают казахский национальный характер – открытый, гостеприимный и стремящийся жить в согласии с окружающим миром. Само слово «казах» в переводе с тюркского означает «вольный человек». Казахи были свободолюбивыми кочевниками и земледельцами, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек. Если рассказывать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или какое-то событие отмечалось по-разному, будь то рождение ребёнка, свадьба, Наурыз.
У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим «немере»- внуком- только того, кто родился от сына. Ребёнок, родившийся у дочери, называется «жиеном»- племянником, а его ребёнок- «жиеншаром»- отпрыском племянника. Так, считалось по неписанному закону степей, когда дочерей отдавали в жёны только людям из других родов и аулов и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение: «Жиен ел болмас», что в переводе означает: «Племянника не считай своим!» Только теперь, в наше время, детей, родившихся от дочерей, стали называть внуками.
На сцену выносят «БЕСІК» и ученик рассказывает об укладывании в колыбель.
1 ученик. «Бесікке бөлеу»- укладывание новорожденного в люльку, с пожеланием, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья.
Учащиеся показывают обряд.
Учитель: - Какой следующий этап в детских обрядах?
2 ученик. «Тұсау кесу» - обрезание пут; первые шаги ребёнка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки, опутывающие ножки ребёнка.
Учащиеся показывают обряд «Тұсау кесу».
3 ученик. «Атқа мінгізу» - усаживание мальчика на коня с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
4 ученик. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство.
5 ученик. К приходу гостей готовят национальное блюдо из баранины – бесбармақ; голова барана должна смотреть на достопочтенного гостя.
1 ученик. В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим.
Учитель: Добрая традиция народа - уважение к старшим - передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так, по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также не говорить с ними грубо, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков, не забывая то, через что прошёл их народ.
ВИКТОРИНА « Знаток традиций и обычаев казахского народа». (За правильный ответ-жетон.Победитель получает приз).
1. На какой Праздник готовят «көже»? /Наурыз/ 2. Из скольки компонентов готовят «көже»? /из семи/ 3. Как называется традиция, которую проводят когда ребёнок делает первые шаги? / «Тұсау кесу»/ 4. Главное национальное блюдо, которое готовят на праздник или для гостей / «Бесбармақ» - тонкое тесто; мясо: конина или баранина/ 5. По какому случаю готовят очень тонкие лепёшки и как они называются? / «Ауыз ашар». «Шелпек»./ 6. Как называется мусульманский пост? /«Ораза»/ 7. Какую плату даёт жених за невесту? /«Калым»: лошадь, ковёр, подарки родителям невесты/ 8. Какой обряд проводят, когда невесту приводят в дом жениха? /«Беташар»/ 9. Как называют подарок за добрую весть? /«Сүйінші»/ 10. Как называется подарок за обновку? / «Байғазы»/ 11. Что такое «бата»? Кто его даёт? / Благословение. Дают старейшины, родители/ 12. Торжество, празднуемое на 40-ой день после рождения ребёнка? /«Қырқынан шығару»/ 13. Что такое альчики? /Асыки/ 14. Какую казахскую интеллектуальную игру вы знаете? /«Тоғызқұмалақ»/ 15. В каких национальных играх мужчины меряются силой? / «Аударыспақ»,«Қыз қуу»,«Қазақша күрес», «Бәйге», «Көкпар»/ 16. Литературно-музыкальное состязание /«Айтыс»/.Награждение победителя викторины.
2 ученик.Сүйем сені, туған ел-атамекен!Абзал анам сенсің ғой, құшағы кең. Жер мен көктің жәннәті бір өзіңсің.Сенен артық не табам, қайда кетем?
3 ученик. На просторах великой страны Много разных народов живёт. Все народы, как братья, равны, Всем народам – любовь и почёт!
4 ученик.Тойың-тойға ұлассын, ұлы халқым! Өрлей берсін қияға атақ-даңқың. Аялайық, қастерлеп, ұлы күнді, Жеткізейік ұрпаққа Ата салтын!
5 ученик. Мы здесь живём, работаем и дружим. Сроднила нас казахская земля. Мне никакой земли другой не нужно! Здесь - отчий дом, и здесь - моя семья!