kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОБЩЕНИЯ в 4 классе «Кто они, герои многонациональной страны…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка показывает опыт работы с детьми из семей-мигрантов, нацеленная на формирование уважительного отношения к героям разных народов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОБЩЕНИЯ в 4 классе «Кто они, герои многонациональной страны…»»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области

основная общеобразовательная школа№4 имени И. И. Миронова

города Новокуйбышевскагородского округа Новокуйбышевск

Самарской области(ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска)







БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОБЩЕНИЯ

в 4 «Б» классе

«Кто они, герои многонациональной страны…»










Автор:

Семина Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов ГБОУ ОШ №4









г. Новокуйбышевск, 2021год

Тема: «Кто они, герои многонациональной страны…»

Перспективная цель:создание организационных и содержательных условий для формирования культуры общения посредством патриотического воспитания

Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования умения выразить свои мысли, чувства, симпатии, взаимопонимание, возможность дать оценочные суждения, основываясь на примерах мужества героев.

Задачи:

1. Закрепитьумения работать с информацией, строить диалог, делать выводы;

2. Развивать социальную толирантность, взаимопонимание, кругозор и речь:

3.Воспитыватьчувства патриотизма и уважительного отношения друг к другу в процессе работы в режиме диалога.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: владеют информацией о подвигах героев в годы ВОВ;

Личностные: осознают значение проявления мужества героев многонациональной страны во время ВОВ;

Метапредметные УУД:

Регулятивные: научатся контролировать эмоции, формулировать оценочную характеристику героизма (поступков) людей в годы ВОВ;

Познавательные: могут применять в жизни умения размышлять и рассуждать о мужестве героев нашей страны;

Коммуникативные: отработают навыки работы в группах и навыки сотрудничества с учениками-наставниками.

Оборудование: аудиозапись (стихи о ВОВ), бланки «листы ожиданий», «шифрограмма», карточки с текстом и заданиями, памятки (речевые модели предложений), толковые словари, доска, ноутбуки, онлайн-кроссворд, символы «звезда», «флаг», «салют», 3 конверта и 25 фишек.

Тип урока: УПЗ

Принципы: психологической комфортности, коммуникативности, доступности.

Методы: репродуктивный, наглядный.

Приёмы: организационные, аналитические (логические)

Технологическая карта

Этап урока. Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1. Организационно-мотивационный

Задача: подготовить обучающихся к работе, обеспечение благоприятного микроклимата

Создание положительной мотивации на урок

Проверка готовности. Приветствие.

а) Фронтальная беседа.

- Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

- Почему слово «Родина» такое большое?

-Посмотрите на карту России. Территория нашей Родины – самая большая по площади из всех государств мира, она занимает восьмую часть земной суши.Может быть, в стихотворных строках говориться о размерах нашей страны?

-Правильно, не зависимо от размеров площади Родины (большая или маленькая площадь), каждый человек любит её и дорожит ею.

- Почему люди в годы Великой Отечественной войны отдавали жизни ради спасения Родины?

- Кто они, эти герои?

Поднимите руки, кого заинтересовала эта тема.

б) Мы проведём урок общения, где поговорим о героизме людей.

Игра «Команда» - деление на 3 группы по принципу выбора цветовых фигур, выбор командира группы и учеников- консультантов, которые выполняют роль учеников-наставников для ребят, испытывающих затруднения.

Доброжелательный настрой на урок

Приветствие.

Ответы детей (ребята должны прийти к выводу, что Родина дороже всего на свете, не зависимо от её площади).













Выполнение инструкции учителя (деление и распределение обязанностей внутри группы)

Коммуникативные: умеют слушать и понимать других.

Личностные УУД: умеют собраться и настроиться на личностное восприятие материала.

2.Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: повторить объём знаний о ВОВ и подвести к новой теме

а) «Аукцион знаний» - повторение материла.

-Как называлась раньше наша страна? (СССР)

-У нас многонациональная страна, много традиций и культурных ценностей.Какие достопримечательности нашей Родины вы знаете?

-Сколько республик входило в состав СССР? (15)

-Сегодня речь пойдёт о событиях ВОВ.

Вспомните дату начала Второй мировой войны. (01.09.1939)

-Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (22.06.1941-09.05.1945)

- Давайте вспомним, сколько погибло людей, защищая родную землю от фашистов? (около 27миллионов)

Ребята отвечают на вопросы по пройденной ранее теме (на доске карточки с подсказками).

Коммуникативные: умеют слушать, понимать других и договариваться.

Личностные УУД: ориентируются на перспективу урока.

Регулятивные УУД:

повторяют и анализируют ранее изученную информацию.

б) «Шифрограмма»- для определения названия темы урока уберите повторяющиеся гласные буквы. АААКТОАААОНИААЮЮЮ,ГЕРОИАААОООООУУУУУ

МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙААААСТРАНЫ…ААААОООО

- Как вы думаете, наш библиотечный урок общения, какие ставит задачи? (Выберите продуктивные действия из предложенных: спрашивать, читать, рассуждать, петь, танцевать, писать, думать, общаться, слушать, доказывать, сравнивать, обсуждать, договариваться, спорить)

Ответ детей: «Кто они, герои многонациональной страны…»


Дети прогнозируют свою деятельность, выбирая опорные слова.

в) Опрос «Наши ожидания» - заполняют «листы ожиданий» от урока общения (5-6 слов).

На бланке ученики записывают высказывания о перспективах урока

МОЙ ЛИСТ ОЖИДАНИЙ

Я планирую узнать о _________________________________

Я планирую (что делать?)_____________________________

_________________________________________________

Подчеркни, где тебе может пригодиться эта информация:

на уроках и занятиях русского языка, литературного чтения, окружающего мира, «Рассказы об истории Самарского края», в жизненных ситуациях, в конкурсах.

г) «Законы общения» - фронтально обсуждаются правила общения внутри групп и между группами.

Ребята повторяют основные правила общения

3. Открытие новых знаний

Задача: формировать умения сопоставлять предположение на основе текста по вопросам (по образцу речевых моделей)

а) Прослушивание аудиозаписи стихотворения о подвиге в годы ВОВ (https://www.youtube.com/watch?v=YSHzcOV59Sc)

- Какие чувства вызвало прозвучавшее произведение?

- Как вы думаете, какие качества должны быть у народа, защищавшего страну от фашистов?

б) - Изучите материал (Приложение №1, ссылка: https://www.syktsu.ru/news/31894/), где вы познакомитесь с рассказами о подвигах героев из Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана.

в) Работа по карточкам: словари, вопросы, мини-рассуждения.

Словарная работа: ДЗОТ, ТЫЛ, ЛИНИЯ ФРОНТА, КИШЛАК, АМБРАЗУРА, ФОРСИРОВАНИЕ.

Вопросы:

1) Почему весь народ, не зависимо от национальности и веры исповедания, встал на борьбу с фашистами?

2) Какой вклад в поддержку фронта внесли республики тыла?

4) Можно ли назвать героями обычных солдат, выполняющих свой долг? Почему?

3) Почему мы помним героев ВОВ, не смотря на их национальность?

4) Назовите общие характеристики силы духа героев?

5) Подумайте, в наше время вы смогли бы встать на защиту своей страны?

6) Какими качествами должен обладать герой-защитник Родины?

РЕЧЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

НАРОД ЗАЩИЩАЕТ

(Какой?) (Кто?) (Что делает?) (Что?)

Героический народ защищает Родину!

РЕЧЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ЗАКРЫЛИ ДОРОГУ

(Кто?) (Что сделали?) (Кому?) (Что?) (Куда?)



Воины-панфиловцы закрыли врагу дорогу к Москве.


Обсуждение ответов – каждая команда (по очереди) отвечает на выбранные вопросы.

Эмоциональное восприятие темы при прослушивании стихов.

Ответы детей.


Читают текст, разбирают значение слов (толковые словари), работают по карточкам внутри группы, отвечая на вопросы.














Дети, испытывающие трудности, применяют памятки с речевыми моделями предложений, ученики-наставники взаимодействуют с этими ребятами, помогают им построить высказывания.



Командиры выбирают по 2 номера вопросов, члены команды дают ответы. Другие группы слушают и оценивают.

Познавательные:

умеют на основе текста анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: умеют слушать и понимать других, строить речевые высказывания, вести диалог.

Регулятивные УУД: умение высказывать предположения по вопросам, давать оценку поступкам, основываясь на работу с толковым словарём (для детей-мигрантов - речевые модели предложений)

Личностные УУД: осознают значение героизма народов в годы войны с фашизмом.


4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз

Задача: снять утомляемость и напряжение

1) Физические упражнения.

Раз, два! Мы идем!

Три, четыре! Все вперед!

Пять, шесть! Нас не счесть!

Семь, восемь! В беде не бросим!

Победа! Борьба! Успех! Везенье!

Да! Шагает наше поколенье!

2)Гимнастика для глаз.

Кричат речёвку и выполняют физические упражнения (маршировка, взмахи рук, повороты, прыжки с хлопками), затем делают гимнастику для глаз

Регулятивные УУД: умеют контролировать свои эмоции и действия под ритм речёвки.


5.Открытие новых знаний.

Задача: формирование умений сопоставлять значение пословиц с темой текста

г) Игра «Народная мудрость» - работа с пословицей, нужно выбрать пословицу, соответствующую теме урока.

1) Звание героя дают не за красоту, а за доблесть!

2) Народ того зовет героем, кто бьет фашистов смертным боем!

3) Наш народ — герой, ходит на врага стеной!

4) Дружно за мир стоять — войне не бывать!

Обсуждения и высказывания каждой группы

Познавательные: умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умеют вести диалог, слушать друг друга.

6.Самостоятельное применение новых знаний.

Задача: закрепление знаний и умений

Каждая группа жеребьёвкой выбирает, о ком они будут делать сообщения, составляет коллективный рассказ, опираясь на содержание урока и план.

ПЛАН

1. Вклад республик в борьбу с гитлеровцами

2. Наши герои-победители ВОВ

3. Единство всех народов – великая сила


Выступление групп, в котором учитывается участие всех членов команды. Ребята делают выводы о том, что сражаясь на войне, люди выполняли общее дело - защищали Родину. Они не обращали внимание на национальности, каждый солдат выполнял свой долг,

Предметные: владеют информацией о подвигах героев в годы ВОВ.

Коммуникативные:

умеют организовать коллективное выступление.

Рефлексивные УУД:

умеют формулировать оценочную характеристику героизма (поступков) людей в годы ВОВ

7.Рефлексия. Итог урока.

Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме

а) Упражнение «Корреспондент»- опрос обучающихся по ожиданиям от урока общения.

б) Операция «Моё мнение»

«Звёздочка»- ожидания полностью совпали.

«Флажок» - ожидания совпали частично (в большей степени).

«Салют»- ожидания практически не совпали или совпали в меньшей степени.

в) «Финал»- награждение команд по номинациям (учитывается количество фишек каждого конверта):

1. «Знатоки истории Великой Отечественной войны»

2. «Самая креативная команда»

3. «Самая творческая команда»

Дети высказываются, показывают отношение к теме. Используя знаки, оценивают свои ожидания от урока.



Каждый ребёнок из одной команды оценивает выступления других команд, имея право положить свою фишку только в один конверт, кроме своего.

Помогают учителю подвести итоги.

Личностные УУД: способность к адекватной самооценке и к восприятию оценок одноклассников.








Прложение№1

ТЕКСТ «Герои многонациональной страны»

Мы по праву гордимся Великой Победой, одержанной советским народом в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Нельзя забывать, что кровопролитная война перевернула жизнь всего населения СССР. Для всех слоев общества, для всех наций и народностей, для каждого гражданина она стала поистине Отечественной, священной. Война потребовала напряжения всех сил и ресурсов страны, подвергла жесточайшей проверке сознание народа. На весы войны наряду с материальной силой — танками, самолетами, «катюшами» был брошен огромной силы духовный заряд, громадная народная душа, что позволило выстоять и победить в этой смертельной

схватке. Каждая республика СССР, как единое целое, внесла неоценимый вклад в ПОБЕДУ над фашизмом.

Кыргызстан

В годы войны в действующую армию Кыргызстан направил более 360 тысяч человек. Кыргызстанцы прошли весь трудный и героический путь борьбы с фашизмом. В великой битве под Москвой отличилась прославленная 316-я, впоследствии 8-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. Немеркнущий подвиг совершили 28 гвардейцев-панфиловцев, защищавших подступы к столице. Среди них были воины из Кыргызстана Дуйшенкул Шопоков, Григорий Петренко, Николай Ананьев, Григорий Шемякин, Иван Москаленко, Григорий Конкин.

Легендарный подвиг совершил комсомолец Чолпонбай Тулебердиев. 6 августа 1942 года в бою на западном берегу Дона, южнее Воронежа, он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечил ценой собственной жизни успешное выполнение боевого задания. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В суровые годы Великой Отечественной войны Кыргызстан была глубокой тыловой республикой. Произошла перестройка хозяйственной жизни с мирной на военную, расширились производственные мощности, ввелись в строй эвакуированные военные предприятия.

Казахстан

Казахстан потерял в войне около 400 тысяч человек. Казахстанцы храбро сражались на полях сражений, более 500 из них стали Героями Советского Союза.

Маншук Маметова в августе 1942 года добровольно вступила в ряды Красной Армии и отправилась на фронт. В частиее оставили писарем при штабе. Но юная патриотка решила стать бойцом передней линии, и через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон 21-й гвардейской стрелковой дивизии. На фронте окончила курсы пулеметчиков и была назначена первым номером пулеметного расчета в строевую часть. В части девушка считалась лучшим пулеметчиком. Недолгий боевой путь славной дочери казахского народа завершился бессмертным подвигом, совершенным ею у стен древнего русского города Невеля. В октябре 1943 года в тяжелых боях за освобождение города Невеля при обороне господствующей высоты, оставшись одна из пулеметного расчета, будучи тяжело раненой осколком в голову, уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Спустя шесть месяцев ей присвоили звание Героя Советского Союза.

Огромную роль Казахстан сыграл в обеспечении фронта. Практически все предприятия перешли на выпуск военной продукции. За 1941–1945 годы в республике было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт и других производств. В Казахстане выплавлялось 35% общесоюзной меди, 83% свинца, 60% молибдена, 65% металлического висмута. Шахтеры Караганды за годы войны добыли 35 млн. тонн угля, на 39% выросла добыча нефти. В тяжелейших условиях трудились жители сел, где большинство работ производилось вручную. Основная тяжесть здесь легла на плечи женщин, детей, школьников, так как абсолютное большинство мужчин находилось на войне. Сельские труженики Казахстана за годы войны поставили стране 5 829 тыс. тонн хлеба, 734 тыс. тонн мяса и других продуктов питания.

Не менее 700–800 тыс. людей трудилось на рудниках, шахтах и других трудоемких производствах, помогая фронту.

Таджикистан

По различным данным, в годы войны из Таджикистана на фронт ушло около 300 тысяч человек. ТуйчиЭрджигито, 21-летний строитель из Ленинабадской области в июне 1942 после учебно-подготовительных курсов попал на фронт. Ради победы и уничтожения врага Туйчи в 1943-м на Волховском фронте в районе деревни Смердыня Ленинградской области мужественно совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру врага. В феврале 1944 ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Именем героя названы улица в Любани, а его бюст установлен в кишлаке Булок Аштского района Таджикистана.

Ходи Кинжаев отличился в должности командира полка во время Курской битвы. В боях у села Покровка 6-7 июля 1943 позицию расчёта противотанкового орудия старшего сержанта Кинжаева атаковали 24 вражеских танка. Подпустив гитлеровцев на близкое расстояние, артиллеристы открыли огонь и подбили четыре танка.После того как были ранены заряжающий, наводчик и ящичный, сам командир встал к орудию и поджёг ещё три «Тигра». Был трижды ранен, но продолжал сражаться. Когда вражеским снарядом было разбито орудие, он подобрал противотанковое ружьё с разбитым дульным тормозом и подбил восьмой танк противника. Только после этого Кинжаев направился в медсанбат, по пути оказав медицинскую помощь бойцу из соседнего расчёта и доставив его в медсанчасть. 21 сентября 1943 старшему сержанту Кинжаеву Ходи Исабаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В республику были эвакуированы жители блокадного Ленинграда, Москвы, Киева, Минска и многих других городов и сел западных областей Советского Союза. На таджикской земле нашли приют около 100 тысяч человек, из них почти 10 тысяч детей.

К 1942-му на территории Таджикистана было развернуто 29 эвакуационных госпиталей, в которых раненые красноармейцы восстанавливались после полученных травм и ранений.

Узбекистан

В борьбе с фашизмом около 420 тысяч узбекистанцев отдали свои жизни, 640 тысяч человек получили ранения, а всего на фронт ушло почти 1,5 миллиона граждан республики.

Абдуллаев СамигФайзуллович (родился в 1917 году в Ташкенте) - сержант, командир саперного отделения 97-го отдельного моторизованного инженерно-саперного батальона. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной Войны II степени. За проявленную доблесть, при обезвреживании различных вражеских мин. 16 мая 1944 года сержанту Абдуллаеву Самигу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Абзалов Рем Абзалович (родился в 1914 году в Ташкенте) - гвардии старший лейтенант, командир стрелковой роты 116-го гвардейского стрелкового полка 40-ой гвардейской дивизии. Награжден двумя орденами Красной Звезды. За героизм, проявленный при форсировании Дуная, и взятие в плен своим отделением 145 немецких солдат. 24 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Узбекистан стал приютом для миллионов эвакуированных граждан.

Азербайджан

На фронт ушли 681 тысяч азербайджанцев, из них более 10 тысяч – женщины. Свыше 400 тысяч азербайджанцев награждены боевыми наградами и медалями. На территории Азербайджана были созданы 87 батальонов, 1123 отряда самообороны, сформированы 77-я, 223-я, 396-я, 402-я и 416-я национальные стрелковые дивизии, с боями прошедшие от предгорий Кавказа до Прибалтики, Восточной Европы, Берлина. Среди героев – Гафур Мамедов, связной командир роты 323-го отделения батальона морской пехоты, отличившийся в боях северо-западнее города Туапсе. Он лично уничтожил 13 вражеских автоматчиков и один миномет с расчетом. Погиб, заслонив собой командира роты лейтенанта Синецкого. 31 марта 1943 года ему посмертно присвоили Звание Героя Советского Союза.

В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов. Нефтяники Баку в 1941 году, учитывая возросшие потребности в нефти, достигли рекордного уровня нефтедобычи – более 23 миллионов тонн. В годы войны в Баку производилось более 130 видов вооружения и боеприпасов. В госпиталях Азербайджана лечилось более 400 тысяч бойцов Советской Армии, в том числе и из Северного Кавказа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОБЩЕНИЯ в 4 классе «Кто они, герои многонациональной страны…»

Автор: Семина Светлана Геннадьевна

Дата: 28.05.2022

Номер свидетельства: 608260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ОБЩЕНИЯ в 4 классе «Кто они, герои многонациональной страны…»"
    ["seo_title"] => string(80) "bibliotechnyi_urok_obshcheniia_v_4_b_klasse_kto_oni_geroi_mnogonatsionalnoi_stra"
    ["file_id"] => string(6) "608259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1653747098"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства