. ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь; выучить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара; проследить связь темы урока с литературными произведениями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа "Огонь друг и враг человечества"»
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Центр содействия семейному воспитанию «Петровский»
Подготовила и провела
воспитатель 1 группы
Ашрафзянова Л.Л.
с.Петровское 2023 год
Тема: « Огонь - друг и враг человечества»
Форма проведения: беседа
Цель: 1. ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь; 2. выучить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара; 3. проследить связь темы урока с литературными произведениями; 4. воспитывать уважение к профессиям пожарных, сталеваров, электросварщиков и др. Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Оборудование: 1. набор карточек с описаниями ситуаций; 2. карточки с тестами «Противопожарная безопасность» 3. карточки с правилами пожарной безопасности. 4. детские рисунки; 5. карточки с правилами поведения при пожаре.
Ход занятия. 1. Введение в тему. – Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, попробуйте определить сами. Я загадаю вам загадку, а вы скажите, о чем сегодня мы будем говорить на занятии. Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может - два. Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь.(огонь)
2. Тема нашего классного часа «Огонь - друг и враг человечества». Слайд 1
– Так о чём мы будем говорить? ( Обезопасном обращении с огнём). Но прежде давайте послушаем, как огонь попал к людям.
3. Изучение нового материала и актуализация субъектного опыта учащихся.
Рассказ ученика:
- В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей.
-Зачем человеку в современном мире нужен огонь?
- Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.
- Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.
- Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. - Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите.
- А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.
- Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.
- Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радио - приёмники, пылесосы, утюги, холодильники…
- Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.
- Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Стихотворение:
Нам без доброго огня, Обойтись нельзя и дня. Он надежно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен, И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь И хлеб печет. - Какие вы знаете, профессии, где человек применяет огонь?
Слайд 2
- Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
- Говорим - огонь нам друг! Но врагом он станет вдруг Если мы о нём забудем, Отомстит он сразу людям. Пожалеете о том Вы в сражении с огнём. Тут он страшен и суров- И от дома – куча дров.
-Он всегда бывает разным, Удивительный огонь. То буяном безобразным, То тихоней из тихонь. То он змейкой торопливой По сухой скользнет коре, То косматой рыжей гривой Полыхает на заре. Вот на спичке, как на ветке, Голубой дрожит листок. Вот, ломая прутья клетки, Хищный делает бросок!.. Да, огонь бывает разный – Бледно-желтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, очень злой.
- Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой
обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.
- Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни. - Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.
Слайд 3
-Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребёнок. Из 10 пожаров 9 происходят по вине человека, каждый 5-й пожар из-за детской шалости с огнём. Наши пожарные постоянно ведут борьбу с огненным драконом. - Отчего может возникнуть пожар? - Назовите причины. (Дети называют причины пожара) - Часто пожары возникают по вине людей, в том числе – школьников. Чтобы с вами не случилось беды, нужно запомнить
- правила пожарной безопасности:
(учащиеся читают правила, используя памятки)
Слайд 4
1. Не балуйся со спичками и зажигалками. 2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. 3. Не суши белье над плитой. 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. 5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу. 6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 7. Не разводи костер в лесу. 8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений. 9. Будь осторожен с газом.
- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а главное – здоровье и жизнь людей. - Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару!
Стихотворение:
Злой огонь – огонь пожара, Злой огонь – огонь войны! От безжалостного жара Дни темны, Поля черны. Жители Земного шара, Граждане любой страны Злой огонь Гасить должны!
- Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать? Давайте познакомимся с правилами поведения при пожаре.
Слайд 5
Правила поведения при пожаре: 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить одеялом, водой, песком или огнетушителем. 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. Очень опасно при пожаре прятаться в укромных местах. 3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу. 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
- Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. Слайд 6
Пожарные – это люди, которые каждый день рискуют своим здоровьем и даже жизнью ради спасения чьей-то жизни и имущества. Почти два века, как в нашей стране появились пожарные. Очень интересно выглядело жильё первых пожарных. Это была высокая башня. Из неё виден пожар: где огонь, там и дым. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом – повозки с водой, багры, лестницы, лошади.
Вот, что советуют пожарные каждому из вас:
Совет 1:
Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен, Дети, помните о том, Что нельзя шалить с огнем! Если младшие сестрички Зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? – Сразу спички те отнят
Совет 2:
Раскалился если вдруг, Электрический утюг, Что должны вы сделать, детки? Вынуть вилку из розетки. Если вдруг пожар возник, Ты звонить обязан вмиг, Знает каждый гражданин Часть пожарных – 01!
4. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.
Игра «Это я, это все мои друзья» (-Я задаю Вам вопросы, а Вы будете хором отвечать: -Это я, это я, это - все мои друзья!) - Кто, услышав запах гари, Сообщает о пожаре? -«Это я, это я, это – все мои друзья!» - Кто из Вас, заметив дым, Говорит: «Пожар! Горим!» -«Это я, это я, это – все мои друзья!» - Кто из Вас шалит с огнём Утром, вечером и днём? - Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит по «04»? -«Это я, это я, это – все мои друзья!» - Кто костров не разжигает И другим не разрешает? -«Это я, это я, это – все мои друзья!» - Кто от маленькой сестрички Прячет, дети, дома спички? -«Это я, это я, это – все мои друзья!»
5. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности . Анализ ситуаций.
1. Ситуация: “Позвони пожарному”.
Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных. – По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните. (Варианты ответов детей).
(Образец правильного варианта: набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Садовая дом 1,квартира 2. Говорит Дима Козлов, телефон 9-32-11).
Этот номер -01. Знает каждый гражданин Если в дом придет беда — Позвони скорей туда. 2ситуация: «Какие правила безопасного поведения в квартире нужно помнить?»
( Ученики сидят за партами. Учитель передает воздушный шар, участник, договаривая последнее слово стихотворной строки, передает шардругому участнику).
Раз, два, три, четыре- У кого пожар в…? (квартире). Дым столбом поднялся вдруг Кто не выключил ...? (утюг) Красный отблеск побежал. Кто со спичками…? (играл) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над…? (газом) Пламя прыгнуло в траву Кто у дома жег ...? (листву.) Помни каждый гражданин этот номер ... (ноль один). Дым увидел — не зевай и пожарных ... (вызывай). Это всем должно быть ясно Что шутить с огнем…? (опасно)
3 ситуация:
а) Что означают знаки?
Знак перечёркнутой сигареты “Запрещается курить”. Изображается на наружной стороне дверей помещений, где нельзя пользоваться открытым огнём и находятся ядовитые вещества.
Знак перечёркнутой горящей спички “Запрещается пользоваться открытым огнём”. Изображается на наружной стороне дверей помещений и складов с пожароопасными материалами, а также на таре с ними.
Треугольный знак – огонь “Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества”. Изображается на таре, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости.
б.) Придумать свой запрещающий знак и дорисовать
6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
(индивидуальная работа)
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб: 01 газовая служба 03 пожарная охрана 04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно? а) убежать; б) закричать, позвать на помощь; в) вызвать пожарных по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать? а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит; б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками; в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.
4. Почему пожарных называют борцами огненного фронта? а) умеют быстро разжечь костер; б) умеют быстро потушить огонь; в) знают много игр с огнем.
7.Заключение:
(Исполнение частушек)
1. Мы частушки пропоем, Правила расскажем, Как вести себя с огнем, Вам сейчас покажем.
2. То, что спички не игрушка Знает каждый, знают все. Не давайте спички детям, А то быть большой беде.
3. Когда из дома ты выходишь, Не забудь проверить вновь, Все ли выключил приборы, Не возникнет ли огонь.
4. Разводить костёр у дома Строго запрещается, Так как страшный тот огонь Легко распространяется.
5. Захламлять подвал не надо Разными предметами, Чтоб пожар вдруг не случился, Помните об этом!
6. Если вдруг увидишь дым, Что-то загорается, Позвони по 0-1, Сразу все уладится.
7. Всем напомнить здесь уместно, Что с огнем шутить нельзя. Выполняйте повсеместно Эти правила, друзья!
8. Собрались мы здесь сегодня, Чтобы ловкость показать. Научиться быть пожарным И пожар не создавать.
Выставка рисунков «Огонь – друг или враг».
8. Подведение итогов занятия. - Если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать? - Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Если огонь небольшой………, (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.) Если не можешь убежать из горящей квартиры…………, (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.) При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься………., (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.) При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему?........ (Он может отключиться, и ты задохнешься.)