Родительское собрание проводилось в конце первой четверти с целью ознакомления родителей с возможными трудностями при обучении, определения перспективы совместной работы учителя,родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Адаптация первоклассников"»
Родительское собрание «Адаптация первоклассников»
Цели: ознакомить родителей учащихся с возможными трудностями в период начала обучения в школе; осуществить психолого-педагогическую помощь родителям в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Задачи: выяснить причины возникновения трудностей в общении и в воспитании детей в период начала обучения в школе; определить перспективы совместной работы учителя, родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам.
I. Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в выполнении следующих мероприятий:
1. Беседа со школьным психологом, изучающим адаптацию ребенка в школе. Если психологическая служба в школе отсутствует, то классному руководителю следует вести наблюдения по следующему плану:
- учебная деятельность ребенка;
- внеурочная деятельность ребенка;
- отношения с одноклассниками;
- отношения со взрослыми людьми (учителями, родителями одноклассников);
- отношения с собственными родителями (приложение 1);
2. Беседа с заместителем директора по воспитательной работе с целью подбора тематики возможных внеклассных мероприятий, требующих участия родителей.
3. Предварительное проведение заседания родительского комитета класса или инициативной группы по составлению плана предстоящей воспитательной работы и материальному оснащению праздничных мероприятий.
4. Подготовка текста анкеты для родителей и проведение анкетирования
5. Подготовка текстов теста-опросника на каждого родителя
6. Подготовка текстов беседы для родительского всеобуча.
7. Подготовка оформления в виде небольших плакатов, содержащих тексты практических советов
II. Организационный этап
Родители рассаживаются в классе на места, где сидят их дети во время учебных занятий. Такое размещение родителей поможет оценить, насколько удобное или неудобное место занимает ребенок, как это может повлиять на результат учебной деятельности.
Классный руководитель. Тема родительского собрания - «В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?» - выбрана в связи с необходимостью найти возможные пути преодоления трудностей или нерешительности в период адаптации наших детей к школе, к процессу обучения и воспитания в коллективе сверстников на территории школы. Проанализировав наблюдения за учащимися в течение периода нахождения в школе и результаты ваших ответов на вопросы анкеты, я пришла к выводу, что мы сможем найти правильные пути преодоления трудностей адаптационного периода. Вместе мы должны спланировать проведение мероприятий, которые будут способствовать достижению поставленных целей.
III. Проведение педагогического всеобуча для родителей
Классный руководитель. Ваши дети пришли в школу. Перед классным руководителем возникают вопросы, которые надо решать в период адаптации детей ко всему, что их окружает в школе:
- как ознакомить со школой, одноклассниками, учителями;
- как научить правилам общения и поведения;
- как сделать атмосферу учебных занятий эмоционально благоприятной;
- как можно совместить учебный труд и игру;
- как с пользой провести праздники, прогулки, перемены;
- как установить контакт наших детей со старшеклассниками.
Ответив правильно на эти вопросы, мы сможем помочь детям пройти начальный этап адаптации детей к условиям школьной жизни с наименьшими трудностями.
Отчего могут возникнуть какие-либо трудности?
С приходом ребенка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребенок становится учеником, т. е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребенку сразу предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Появляются новые требования и со стороны родителей: изменение режима дня, проявление самостоятельности в поведении, выполнение определенных поручений по самообслуживанию. Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребенок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли они его обижать словами или действиями.
При всех этих произошедших существенных изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтем новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации к школе.
Ответы на вопросы анкеты позволили выявить область наибольших затруднений в период адаптации.
(Родителям, выявившим затруднения своих детей в общении с учителями, можно посоветовать организовать сюжетно-ролевую игру «Школа»: попросить ребенка рассадить все свои игрушки за парты и объяснить, почему он именно так рассадил игрушки, понаблюдать за стилем общения ребенка-учителя со своими учениками- игрушками. В дальнейшем можно предложить ребенку придумать свой сюжет игры и самостоятельно раздать в ней роли и установить правила взаимных отношений.
Родителям, считающим, что затруднения в адаптации к школьной жизни возникают из-за трудностей в общении со сверстниками, попытаться выяснить, с чем не согласен ребенок, можно ли разрешить возникающие конфликтные ситуации самостоятельно, без участия взрослых.)
Если вы чувствуете, что адаптироваться в школе ребенку мешают какие-то его собственные недостатки, то выясните, какого характера эти недостатки, почему они возникают. Предложите ребенку дома в игровой форме ответить на такие вопросы:
- Почему мальчик пытается поднять ведро с водой, а сделать это не может?
- Девочка хотела перепрыгнуть через скамейку, но упала, не смогла перепрыгнуть?
Если у ребенка завышенная самооценка, то все перечисленные причины неудач не будут касаться самих участников процесса, т. е. «ведро тяжелое», «скамейка высокая». Можно также предложить ребенку посадить на ступеньки лестницы себя и нескольких одноклассников, распределяя по каким-либо признакам. Например, кто из вас самый сильный, самый добрый, самый веселый? «Самый-самый» располагается на верхней ступеньке.
Заниженную самооценку ребенка следует повышать доверительными беседами о вере в свои силы и возможности, а завышенная самооценка будет корректироваться в процессе обучения и претерпевать изменения.
А как изменились отношения в семье из-за появления в ней ребенка-первоклассника? Произошло ли перераспределение устоявшихся ранее ролей, отведенных каждому? Не возникают ли ситуации тревожности, переходящие в конфликты между членами семьи? Чтобы дать практические советы по преодолению этих трудностей, нужно сначала попытаться проанализировать ситуацию в семье и целесообразность отношения к той или иной шкале на данном этапе развития ребенка.
IV. Социологический опрос родителей
При работе над тестом-опросником необходимо выразить согласие или несогласие с утверждениями с помощью ответов «да» или «нет». Родители работают индивидуально с текстами теста-опросника А.Я. Варги и В.В. Сталина в течение 10-15 минут. Затем тексты собираются и анализируются учителем в период подготовки к следующему родительскому собранию.
V. Выступление представителей родительского комитета или инициативной группы
Целесообразно выступление одного или нескольких родителей, присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения внеклассных мероприятий.
Обговариваются количество планируемых мероприятий, их цели, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение.
VI. Подведение итогов родительского собрания
Возможно, предположить, что по ходу ведения собрания одним из представителей родительского комитета ведется запись хода собрания и обговариваются примерные решения, возникающие по ходу собрания. Затем эти решения зачитываются всем присутствующим на родительском собрании.
Возможно, принятие решений данного родительского собрания возникнет непосредственно в конце собрания исходя из конкретных предложений представителей родительского коллектива.
Решение родительского собрания может быть следующим:
1. Проанализировать наблюдения классного руководителя и выполнить наблюдения по этой же схеме с внесением данных в таблицу. Некоторые данные могут быть получены со слов детей.
2. В целях предупреждения возможных трудностей в общении с ребенком-первоклассником организовать на следующем родительском собрании встречу со школьным психологом.
3. Организовать проведение в классе дней именинников с целью установить благоприятные межличностные отношения между учащимися класса.
4. Ответственными за проведение данного внеклассного мероприятия назначить следующих представителей родительского коллектива класса.
5. Для подготовки к проведению внеклассного мероприятия инициативной группе назначить дату встречи.
VII. Анализ итогов родительского собрания
Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты анализа по следующей схеме:
1. «Принятие - отвержение» - ... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
2. «Кооперация» -... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
3. «Симбиоз» - ... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - ... человек - ... % общего количества родителей учащихся класса.
5. «Маленький неудачник» -... человек -... % общего количества родителей учащихся класса.
Для наглядного представления преобладающего отношения родителей к ребенку, выявленного в данном классе, можно изобразить данные в виде диаграммы или графиков.
На основе этих данных классный руководитель планирует свой стиль взаимодействия с родителями класса, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для обучения и воспитания детей в коллективе.