- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 5 класса в предметной области «Музыка» по разделу «Музыка и изобразительное искусство» по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство с творчеством Николы Паганини.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Звуки скрипки так дивно звучали..." »
Урок музыки в 5 классе на тему «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: - Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; - Хрестоматия «Музыка. 5 класс».
Используемая методическая литература: Смирнова Э. Русская музыкальная литература под ред. Поповой Т.В. - М.: изд-во "Музыка", 1974. Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
Краткое описание: Урок посвящен знакомству с музыкой Н. Паганини
«ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»
Цель урока:
- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 5 класса в предметной области «Музыка» по разделу «Музыка и изобразительное искусство» по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…» через знакомство с творчеством Николы Паганини.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов:
· формирование основ уважительного отношения к искусству;
· формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
· формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
· взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
· знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс, интерпретация, портрет);
· формирование основ музыкальной культуры;
· умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
· развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Формы и методы работы с учащимися:
· Метод зрительной наглядности: презентация;
· Метод звуковой и зрительной наглядности;
· Метод эмоциональной драматургии;
· Метод сравнения;
· Словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).
Структура урока: - Организационный момент.
- Актуализация темы
- Объяснение нового материала.
- Вокальная работа
- Обобщение темы, рефлексия
- Подведение выводов.
Ход урока.
1. Организационный момент .
1.1. Настраивание учащихся на деятельность.-
Звучит музыка Н. Паганини
Учитель: Какую тему для разговора подсказывает нам музыка? Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?
1.2. Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока.
Учитель: Ребята посмотрите на эти строки А. Толстого, какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока?
Учитель: Давайте обратимся к учебнику на странице 112 (Работа с учебником на стр. 112-113) Что вы знаете о скрипке? Почему звучание этого инструмента так любимо слушателям. Самостоятельная работа с учебником. Диалог с учителем, проговариваются все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при изучении данной темы.
2. Актуализация темы .
2.1. Подготовка проблемной ситуации
Учитель: Давайте познакомимся с рассказом К. Паустовского «Струна»
Работа с текстом, Чтение рассказа (Р.Т. стр. 34-36.).
2.2. Беседа по тексту
Учитель: О чем этот рассказ? Какое время истории России описывает Паустовский? Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки? Как вы считаете, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?
Учащиеся высказывают свои мнения о том, смогут ли они ответить на вопросы сразу, опираясь на ранее полученные знания или жизненный опыт, или еще нужно искать ответ.
Учитель: Давайте, вновь обратимся к рассказу: С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации? Кто такой Н. Паганини? Существовал ли такой музыкант на самом деле? Что же такого сделал Паганини, раз о нем пишут рассказы? Чем удивляет он нас, и что мы о нем знаем? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Учитель: На вашем столе лежит таблица в ней три столбца. Давайте сейчас заполним два из них: знаю, хочу узнать. В конце нашего урока мы заполним, и последний столбик, проверив себя, что же мы хотели узнать и что узнали. (Учащиеся планирую способы достижения намеченной цели.)
Учитель: Итак, Н. Паганини, много легенд существует об этом удивительном музыканте и человеке. Кто же он такой – Н. Паганини - звучит фрагмент рассказа Кленова «Четыре струны» http://mp3sorf.rusfolder.net/21358528-)
2.3. Диалог с учениками: Учитель: Почему так считали современники Паганини, какими секретами окутана его жизнь и творчество? Как же нам ответить на этот вопрос? О чем мы с вами говорим на уроках музыке в этом учебном году?
Учитель: Итак различные виды искусства, как они взаимосвязаны между собой, можно ли с их помощью создать образ того или иного героя. Давайте с помощью музыки, литературы, живописи создадим портрет этого человека. Я предлагаю нам разделиться на группы и выполнить следующие задания:
Первая группа рассмотрит портреты этого композитора и отвечает на вопрос: Какой образ раскрывают эти иллюстрации? Зачем современные художники обращаются к образу Паганини? (работа с раздаточным материалом: иллюстрации портретов Н. Паганини)
Вторая группа обратиться к рассказу Кленова «Четыре струны Н. Паганини» и попытается ответить нам на вопрос в чем же «секрет» Н. Паганини? (работа с раздаточным материалом: текст рассказа)
Третья группа проанализирует произведение Н. Паганини Каприс № 24 и попытается нарисовать музыкальный портрет этого композитора. (работа с раздаточным материалом: Каприс №24 Н. Паганини)
2.4. Работа по группам (Учащиеся осуществляют учебные действия, по намеченному плану работая в группах, анализируя, произведения искусства разных видов, высказывают свое мнение, выдвигают свои версии, доказывают правильность своих суждений.)
Учитель: Итак, что же мы можем сказать о личности, характере этого музыканта? Какими личностными качествами он обладает и в чем же «секрет Паганини»? Помогли ли вам понять образ этого музыканта произведения искусства, с которыми вы работали? (Выступления учащихся, высказывание ответов на вопрос, которые были сформированы в процессе совместной работы учащихся в группах.)
2.5. Работа над осмыслением содержания музыки
Учитель: Кстати история, которая была в рассказе Паустовского реальна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалиться и Паганини опозорится перед публикой. Но Н. Паганини доиграл произведение до конца на одной струне. звучит каприс №24)
Учитель: Что вы услышали в музыке? Какой образ рисует нам музыка? Какими чертами характера наделили бы вы главного героя этой музыки? Нарисуйте её в своем воображении. Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы, высказывают свое мнение, используют понятия «темп, динамика, тембр», называют средства музыкальной выразительности.
3. Физминутка
Учитель: При повторном прослушивании используем прием пластическое интонирование. Выразите настроение и характер музыки через пластику движений рук.
(повторное звучание произведения, учащиеся имитируют игру на скрипке)
4. Беседа знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной формой каприс и интерпретация
Учитель: А как бы вы назвали эту пьесу? Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение каприс? Какое слово близко по значению со словом каприс?
Учитель: Какие черты музыки Паганини сохранили композиторы, а что подвергло изменению? Какая из версий ближе всего к образу созданному Паганини, а какая вносит в этот образ новые свойства? Как называют произведения композиторов, созданные на основе произведений Паганини? Отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.
5. Вокальная работа.
Учитель: Паганини выбрал для себя очень трудную дорогу, но эту дорогу он прошел с честью и достоинством - слушание песни «Дорогою добра». О чем эта песня? Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?
Учитель – Ребята, а знаете ли вы, что одним из секретов Паганини было репетирование без звучания инструмента. А мы с вами попробуем правильно петь без звучания голоса.
5.1. Распевание
1. Упражнение «Ладошки»
2. Упражнение «Обними плечи»
5.2. Работа над песней
1. выстраивание первого звука.
2. разучивание мелодии acapellaпо фразам, по руке
3. исполнение 1 куплета.
4. работа над эмоциональным исполнением.
Ученики формируют навык правильной певческой установки, отрабатывают тембровое и интонационное исполнение песни.
6. Обобщение темы, рефлексия.
Учитель: Давайте вновь обратимся к нашей таблице и заполним последний столбик. Обратите внимание, на ваших столах лежат листы бумаги, я попрошу каждого из вас написать вопрос, который бы вы хотели задать вопрос, по теме урока, своему однокласснику и на который могли бы ответить сами. А теперь давайте сделаем из этих листочков самолетики и отправим их в полет тому, кому хотели бы адресовать свой вопрос. А получивший должен на него ответить. (Самостоятельная работа с самопроверкой )
Учитель: Какой же вывод на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем? В чем «секрет» музыки Н. Паганини? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам с помощью синквейна. (рефлексия)
Учитель: Да она открыла новые горизонты в исполнительстве для последующих поколений. А знаете ли вы композиторов и музыкантов, которые также виртуозно владели техникой игры на музыкальных инструментах. Кто они вы расскажете мне на следующем уроке, т.к. это будет вашим домашним заданием. ( запись домашнего задания в дневник)