Просмотр содержимого документа
«Звучание народной музыки в крупных композиторских произведениях»
Четвертый класс
Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ
Тема урока:
«Звучание народной музыки в крупных композиторских произведениях»
Учитель музыки
МАОУБ СОШ №7
Бабаянц Ирина Юрьевна
Цели урока:
Обучающие:
- организовать процесс анализа знакомой и новой, народной и композиторской музыки;
- учить детей петь в ансамбле с одноклассниками под аккомпанемент учителя;
- закрепить умение различать интонационные особенности народной музыки.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.
Воспитательные:
- на основе эмоционального восприятия народного творчества, музыки осетинских композиторов А.Кокойти, Т. Кокойти воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
- обогащать духовный мир детей.
«Песня о Тереке» А.Кокойти (разучивание)
«Вниз по матушке по Волге» р.н.п. (исполнение)
«Веснянка» укр.н.п. (исполнение)
Увертюра «Дружба» Т.Кокойти (слушание)
Вход в класс под «Песню о Тереке» А. Кокойти.
Музыкальное приветствие.
Как называется песня под которую вы вошли в класс? Кто ее автор?
Продолжить разучивание песни, обращая внимание на сложность ритмического рисунка.
-Ребята, давайте попытаемся описать словами наш Терек (быстрый, могучий, стремительный и т.д.). Наверное, поэтому композитор выразил в музыке характер нашей реки с помощью такого ритмического рисунка (наигрываю отрывок), как будто вода бьется о камни, ведь Терек-река каменистая, бурная. Какой в песне лад? Минорный лад придаёт песне серьёзность, уверенность, мужественность. Многие великие поэты посвящали свои произведения нашему краю. Мне кажется, ярко, правдоподобно и красиво сказал о нём А.С.Пушкин: «…В те дни, ты знал меня, Кавказ,
В свое светилище глухое,
Ты призывал меня не раз
В тебя влюблен я был безумно,
Меня приветствовал ты шумно
Могучим гласом бурь своих…»
Ребята, а знакома ли вам какая-нибудь народная песня о реке? Вспомните(наигрываю мелодию р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».
Какому народу она принадлежит? Вспомните жанры русской народной песни (протяжные, солдатские, колыбельные, частушки, плясовые). К какому жанру относится песня? (правильно, к протяжной). Как вы думаете, почему русский народ сочинил именно такую распевную, протяжную мелодию? Да, Волга отличается от реки Терек, она очень широка и глубока. Вода течет в ней медленно, плавно, она красива и могуча.
Об этой красоте нам говорят распевные слоги, мелодия в ней тянется( нараспев), что характерно для русских песен.
Исполнение песни «Вниз по матушке по Волге».
Творчество народа многогранно. С пословицами мы уже сталкивались, а вот с загадками?
Проверка домашнего задания (загадки о музыке, музыкальных инструментах).
Как видите, народ в своем творчестве отражает все, что его окружает. Из музыкальных богатств многих народов создавалось и создается в разных странах мира богатство мировой музыки. Яркий пример тому народная песня «Веснянка» в произведении мирового масштаба, т.е. известного во всем мире Первого концерта для фоно с оркестром П. И. Чайковского (слушание фрагмента).
Но не только Чайковский обращался к народной музыке, например наша республика очень гордится композитором, который внес огромный вклад в развитие муз. искусства Северной Осетии (слайд Т. Я. Кокойти). Профессиональный музыкант, очень талантливый человек, основоположник осетинского музыкального искусства. Когда был молод, он пробовал себя в актерском мастерстве, ставил спектакли, часто собирался в фольклорные экспедиции по Осетии, записывал народные мелодии, собирал старинные музыкальные инструменты, среди которых были и очень редкие, почти утерянные, а свою коллекцию осетинских народных инструментов Кокойти сдал в государственный музей муз.культуры имени Глинки в Москве. А кроме этого, он создал Гос ансамбль «Песни и пляски».
Сегодня вы познакомитесь с музыкой Т. Кокойти и услышите его Увертюру «Дружба» для симфонического оркестра. Увертюра- от лат. cлова apertutura-означает начало.