Значение самостоятельных занятий при обучении игре на музыкальных инструментах
Значение самостоятельных занятий при обучении игре на музыкальных инструментах
Развивать технические возможности учащихся лучше на выразительной музыке, добиваясь творческого, образно – эмоционального отношения к работе над исполнительной техникой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение самостоятельных занятий при обучении игре на музыкальных инструментах»
Значение самостоятельных занятий при обучении игре на музыкальных инструментах
На выполнение домашнего задания в среднем отводится один час в день. Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут индивидуально, но можно использовать и групповые формы работы. Например, упражнения по правильной посадке и упражнения по ритму интересно выполнять в группе. Основными разделами курса являются упражнения по постановке руки, посадке за инструментом, координации движений, обучении технике чтения с листа, развитие метро-ритмического чувства, подбор по слуху, импровизация, работа над выразительностью исполнения.
За 2 месяца обучения дети получают основные навыки в постановке рук, игре различными штрихами.
За 3 месяц – подбор песен по слуху с аккордовым сопровождением. Эти занятия проводятся до конца года, а при желании ребенка и на втором году обучения.
Во второй четверти дети начинают играть и читать с листа одновременно двумя руками в одной позиции
Со второго полугодия (после овладения простейшими джазовыми ритмическими упражнениями) в репертуар вводится джазовая музыка, знакомство с которой происходит ещё в ноябре.
Развивать технические возможности учащихся лучше на выразительной музыке, добиваясь творческого, образно – эмоционального отношения к работе над исполнительной техникой.
Музыкант воспринимает нотный текст « графически « , т.е. не высчитывая на какой линеечке находится нота, не вглядывается в каждую ноту, а видит гамму, арпеджио, аккорд, интервалы и их движение. Такое умение , конечно, приходит с годами.
Нужно с первого урока учить ребенка видеть нотный текст вперёд, анализируя его, т.е. видеть «графически». Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю на клавишу, не вычисляя её названия; научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи.
Существует задача развивать зрительную память, научить читать на один такт вперёд. Возвращаться к этой работе нужно периодически, чтобы не потерять приобретённый навык. В последующих классах на каждый урок ребёнок приносит 1-2 пьесы, подготовленные самостоятельно.
Со 2 класса нужно переключать внимание ребёнка с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения. Теперь он должен успевать читать штрихи, нюансировку, показывать развитие фразы и предложения.
Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первого дня занятий, чтобы воспитать в ребёнке творческое отношение к музыкальной деятельности. В начальных классах этому помогают игровые формы обучения, благодаря которым ребёнок научится говорить о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах. Можно предложить следующие игры: 1) Каждой пьесе придумать по 2-3 названия, желательно противоположных по характеру, и исполнить пьесу в соответствии с
Можно дать задание в играемых пьесах сделать инструментовку , то есть продумать, каким инструментом лучше сыграть темы, фактуру аккомпанемента, линию баса и т.д. и подписать их названия в нотном тексте. Тогда работа над звуком, выразительностью исполнения приобретёт более глубокий смысл.. Для каждой пьесы нужно определить форму работы: средние по сложности готовить как исполнительские, трудные в общих чертах, как знакомство с произведением; легкие пьесы для чтения с листа; технически сложные исполняют преподаватели.
На 1-2 годах обучения идет интенсивная работа по всем направлениям. В домашней работе находится одновременно 10-15 произведений. Следует отметить, что у ученика нет в репертуаре почти пи одного отточенного произведения (кроме 3-4 пьес за год для концертов). Весь материал даётся единым блоком и постепенно, в течение года совершенствуется.
Для выполнения домашнего задания берутся 2-3 элемента, на которые ребёнок должен обратить внимание, и отрабатываются им дома. На следующих уроках берутся другие элементы, приёмы и т.д. Начинать работу над новым произведением рекомендуется по следующему плану: на уроке ребёнок читает с листа всё произведение; совместно с преподавателем, выясняет приёмы, позволяющие легко прочитать нотный текст, запомнить его трудные места. Выстроить вместе с учеником исполнительский план (определить, характер частей, смену настроений и т.д.) Выяснить, какие технические приёмы необходимы для исполнения задуманного художественного образа. Ученик отмечает в нотах трудные места (в плане звуков излечения или технического исполнения), требующие отдельной работы, преподаватель подсказывает её формы и методы. А на последующих занятиях работает над пьесой в соответствии с планом (отрабатывает отдельные эпизоды).
.
Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Подводя итог, можно сказать, что обучение графическому восприятию нотной записи и развитие внутренней возможности в освоении техники чтения нотного текста с листа. Свободное владение этим навыком позволяет высвободить на занятии время для работы над исполнительским мастерством, для совершенствования технических возможностей обучаемых. Они занимаются увлечённо, с удовольствием, т. к. быстро разучивают разнообразные произведения, не тратя времени на разбор нотного текста. На занятиях дети работают над музыкальными образами или знакомятся с новыми произведениями. Развитие гармонического и мелодического слуха позволяет легко подбирать по слуху, легко справляться со знаками альтерации, запоминать произведение наизусть. Формирование внутреннего чувства ритма избавляет от утомительного счёта вслух.