Основные виды деятельности на уроке: Слушание, пение и словесная импровизация.
Основные понятия темы: кобыз и скрипка.
Оборудование урока, наглядность: презентация, пианино, муз.центр, моноблок, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Операционно-мотивоционный этап: Приветствие.
Дети заходят в класс под звуки кобыза или скрипки. Приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!
Операционно-деятельностный этап: Новая тема: Введение в тему урока.
Просмотреть видео «Струнные смычковые инструменты».
В жизни каждого народа музыка издревле занимала важное место. Оно сопровождала степняков везде: в младенчестве- это колыбельная песня, в детстве -это игры и забавы детей, в повседневной жизни- это мелодии пастухов и степных певцов, народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное отражение душа казахского народа. Благодаря музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника, из глины и металла, из шкур и костей животных, оживают звуки древности.
Что вы услышали при входе в класс? На каком инструменте звучала музыка?
Рассказ об истории создания скрипки и кобыза.
Просмотреть презентацию.
Кобыз. Одним из древнейших на земле струнных смычковых инструментов является кобыз. История этого священного инструмента тесно связана с религиозно-магическими ритуалами шаманов-баксы. Игрой на кобызе они вызывали аруахов (духи предков) с помощью которых они определяли судьбу человека или рода, лечили заболевших людей. Кобыз также использовали творцы народного эпоса жырау. В своем творчестве они воспевали подвиги батыров и ханов, вызывая духов, просили их благословения для успешного завершения походов.
Высказывания о кобызе.
Евгений Брусиловский: Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.
Легенда о создании кобыза
Легенда о создании кобыза. Звуковые возможности кобыза очень богаты. Когда-то он был двух и трехструнный. Сегодня благодаря усовершенствованию возникло несколько разновидностей четырехструнных кобызов: бас-кобыз, прима-кобыз, контробас-кобыз. Именно эти инструменты вы сможете увидеть на нашей выставке. История кобыза очень загадочна и интересна. Согласно преданию первый кобыз был сделан в 6-7 в. Первошаманом Коркытом, к которому во сне явился старец в белой одежде и предвестил его скорую смерть, сказав, что век его недолог, всего 40 лет. В поисках бессмертия отправился Коркыт по белу свету, сев на своего верблюда Желмая. Однако куда он не поехал, везде встречал людей, копающих могилу для Коркыта. Вернулся он тогда в родные края и сделал первый на земле кобыз: из дерева он изготовил ковшеобразный корпус, обтянул его шкурой принесенной в жертву верблюдицы, а из гривы лошади сделал струны и смычок. Расстелил ковер Коркыт на водах реки, и, сидя на нем стал играть день и ночь. Легенда повествует о том, что вся природа замирала, когда пел кобыз Коркыта: река замедляла свой ход, замолкали звери и птицы, и даже смерть, завороженная мелодиями Коркыта, стояла, не смея приблизиться к нему. Лишь только смолк кобыз в руках Коркыта, смерть в образе змеи забрала его. Нынче мазар Коркыта находится вблизи станции Жалагаш Кзыл-ординской области. В 80-годы 20 века он был восстановлен по проекту архитектора Бека Ибраева. Мазар оригинален не только тем, что по архитектуре похож на кобыз, но и тем, что даже при слабом ветре издает звуки этого священного инструмента.
Происхождение скрипки.
Прослеживая историю инструментов можно сказать, что это был длительный и сложный процесс, неотделимый от хода исторического развития народа, его быта, культуры, искусства. Например, скрипка произошла от старинных виол, подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча. Точная дата рождения непосредственно самой скрипки неизвестна, но приблизительно можно судить о времени ее возникновения – это конец 15 – начало 16 века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что и лютни, и виолы. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Бреши и работал там до конца своих дней.
В ПОИСКАХ ПРЕДКОВ СКРИПКИ.
Невозможно представить сегодня европейскую музыку без струнных смычковых инструментов. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы являются основой симфонического оркестра. Они же образуют и струнный оркестр. А любимое занятие музыкантов собраться тёплой компанией - 2 скрипача, альтист и виолончелист - и поиграть для души привело к образованию в европейской культуре струнного квартета.
Для всех этих инструментов, квартетов и оркестров написано много прекраснейшей музыки. Особенно для скрипки –любимого в 17-19 веках инструмента. Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла в Европе трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки - Бах, Вивальди, Корелли, Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Барток, Шостакович, Прокофьев, Шнитке... Но непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини.
Что было бы, если бы в Европе не было струнных смычковых инструментов? Облик европейской музыки был бы совсем иным.
Историей скрипки не могли не заняться учёные. И выяснилось, что её судьба не просто интересна, но загадочна, сложна и запутанна. Классический тип инструмента возник на рубеже 16-17 веков одновременно в Италии и Франции. Но первое, на что обратили внимание дотошные исследователи, это то, что цивилизациям Средиземноморья в древности струнные смычковые не известны. Таким образом, всеобщая любимица не могла похвастаться солидной многовековой родословной. Она оказалась неприлично молода, и вся её биография вместе с летописью всего рода европейских струнных смычковых инструментов едва-едва потянула на тысячу лет. Это же не сравнить с пятитысячелетней историей арфы! Да к тому же в отличие от многих других уважаемых и ценимых инструментов скрипка не имела никаких связей с миром богов, не могла объяснить свое появление на грешной земле их действиями или желаниями. Куда ей было до той же флейты, на которой ещё во времена Древней Греции любил поигрывать один из великих богов древнегреческого пантеона - козлоногий Пан.
Первые предки скрипки появились в Европе только в 10 веке н.э. Это были фидель и ребек. Они ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см. Ребек был похож на него своим грушевидным корпусом, так что его иногда тоже называли фиделем. Они имели от 2 до 5 струн, два типа употребления смычковых и на обоих играли смычком, который дотоле был не известен Европе. Смычки их были дугообразной формы со свободным креплением конского волоса. Натяжение волоса такого смычка музыкант регулировал во время игры кистью правой руки, которая ладонью была обращена вверх, как играют до сих пор на казахском кобызе. Во время игры инструменты держали в вертикальном положении, опирая на колено. Но, судя по средневековым изображениям, были музыканты, которые держали инструмент, опирая его в плечо или грудь. Несмотря на то, что левая рука, поддерживающая инструмент, была не так свободна, как при вертикальной постановке, они, вероятно, чувствовали, что в будущем это горизонтальное положение инструмента что-то даст. И действительно, как только кому-то пришло в голову прижимать скрипку к плечу подбородком, так освободившаяся от необходимости держать инструмент левая рука стала выделывать чудеса виртуозности.
Кобыз и скрипка родственники.
В ХХ веке благодаря учёным восстановлена её сложная, запутанная биография. И теперь стало ясно, что царственное положение скрипки в мире европейской музыки вовсе не случайность и не прихоть судьбы, оно, можно сказать, было фатально предопределено её божественным происхождением. Ведь её первопредок кобыз был создан божеством Нижних вод, первым шаманом тенгрианской религии великим Коркутом. И, как утверждает легенда, Коркут был тем, кто самый первый на Земле сыграл смычком на инструменте трепетную Мелодию Жизни.
Рефлексивно-оценочный этап: Что нового узнали на уроке? Что общего есть у этих инструментов? Каковы различия?
Итоги урока (Оценки)
Домашнее задание:
Закрепить песню «Новогодние снежинки». Нарисовать рисунок «Кобыз и скрипка родственнки».