Музыкальный материал: соната №14 (Лунная), 5я симфония часть первая, ода «К радости» (симфония № 9). Mp3 записи, учебник - «Музыка» 6 класс, А. Згорж. «Один против судьбы».
Ход урока
Орг. момент.
Просмотр видео материала о «Венской школе» ( 2 минуты)
Повторение знаний (разгадывание кроссворда)
Ключевое слово кроссворда - Тема сегодняшнего урока.
Блиц опрос:
Низкий мужской голос.
Музыкальная школа Западной Европы 17-18 веков.
Автор «Рондо в турецком стиле».
Немецкий композитор-органист перевод его фамилии означает - ручей.
Назвать знак, понижения звука на полтона.
Музыкальное произведение, в переводе означающее «Покой».
Знак повышения звука на полтона.
Польский композитор и пианист.
Это о нем Моцарт сказал: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»
Портрет
Уч.- Открываем тетради и записываем тему урока «Жизнь и творчество Л.В Бетховена».
Бонн - место рождения. Предки по отцу музыканты.
Кельн - город в котором дал первый концерт в восемь лет. В 11 лет - органист в придворной капелле. В 14 лет - органист при княжеском дворе. Христиан Неффе учитель- органист, композитор, печатает первые сочинения своего ученика. 1787 году в Вене встреча с Моцартом. В 17 лет смерть матери и забота о двух младших братьях. 1789 год французская революция, ее идеи ставят новые проблемы. Творец идей свободы - народ, во главе которого герой-борец. В 22 года переезд в Вену. Уроки у Гайдна,
Сальери. С богатыми вельможами - резок, с друзьями бескорыстен, отзывчив. С 28 лет глухота. Безответная любовь к Джульетте Гриччарди завещание, но долг перед обществом выше личных страданий. Создает сонату №14 с учебника 51-52.
Слушание. (Соната №14).
Обозначение цветом каждой части по восприятию.
Сравнение сонатных форм, (работа по схеме).
- Определить лад, темп, динамику каждой части сонаты.
Уч,- Глухота. Душевные потрясения. Замкнут, сторонится людей. Любовь к музыке спасает его, 8 симфоний, увертюры «Эгмонт», «Кориолант», опера «Фиделио», сонаты «Аппассионата», «Крейцерова соната», «Аврора», «Героическая», «Пасторальная.»
В 1808 году закончена 5 симфония. В ней тема борьбы. Сам композитор сказал о ней: «так судьба стучится в дверь». Эта симфония - симфония борьбы с трагическими жизненными обстоятельствами. Через эту симфонию он воплощает свой девиз. «От мрака - к свету, через борьбу - к победе!»
Слушание 5 симфонии. (Часть 1) с 47-48 учебник за 6 класс.
Вопросы:
Какие инструменты исполняют тему вступления?
Почему струнные исполняют тему главной партии?
Его симфонии не имели успеха, дикий Бетховен. Его, музыка призывала к борьбе, но всем нужна была легкая и простая музыка. (Разговорные тетради и слуховые трубки, 4
операции на печень). «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».
За три года до смерти он пишет девятую симфонию. 7 мая 1824 года в дворцовый театр исполняет большую симфонию. В этой симфонии он опять выступает как новатор, вставляет в симфоническую музыку, хор и вокальные партии исполняющие оду Шиллера «К радости». В те времена вставить хор и вокальные партии в ткань симфонии равносильно тому, что на черные брюки нашить красную заплату.
Основной замысел симфонии, все люди будут братьями! Язык, вероисповедание, цвет кожи - все эти глупые предрассудки, опутывающие нас веками все они должны исчезнуть.
«Один против судьбы» А. Згорж, с 197, 202
Слушание (симфония № 9).
Вопросы:
Какой характер исполнения оды «К радости»?
Какой хор исполняет ее?
Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Будут ли другие поколения слушать эту музыку?
Вывод:
Какой вывод можно сделать о творчестве Бетховена?
Д.З Составить тест по творчеству Бетховена не менее 10-ти вопросов. Стр. учебника 47-52.