Урок 4-1-5 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г.В.Свиридова, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского, "Осенние дожди" В.Попкова и вызвать интерес к этой области.
Задачи:
Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.
Образовательная: Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. "Осенние дожди" (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.
Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.
"Приветствую тебя пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
ХОД УРОКА
Организационный момент: СЛАЙД 1
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы начинаем изучение новой темы: «День, полный событий». Этот раздел переносит нас в пушкинские места Псковского края.
- Вы готовы совершить путешествие по знаменитым пушкинским местам на уроке с темой «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»?
СЛАЙД 2
-Осенью 1824 года начинается знаменитый период жизни А.Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьёй Осиповых, соседей из Тригорского
Изучение нового материала:
(звучит фортепианная пьеса М.Мусоргского «В деревне») СЛАЙД 3-8(переключаются автоматически)
Учитель читает:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
- Мы с вами в Михайловском. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. Природа здесь неяркая, неброская. Но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах.
СЛАЙД 9-11
Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом и всю природу вокруг.
- Больше всех времён года любил поэт осень.
ВИДЕО(СТИХОТВОРЕНИЕ)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
-Послушайте, как в одной строке меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад СЛАЙД 12, печально и тихо на душе… И вдруг – СЛАЙД 13
«очей очарованье!..»
-Я не случайно предложила вам прослушать стихи, а не прочитать их – каждая строчка у Александра Пушкина звучит какой-то своей, особой удивительно прекрасной мелодией.
-Вполне возможно, одной из мелодий, которые вы сейчас услышите.
СЛАЙД 14(ВИДЕО) Прослушивание: «Осенняя песнь» П. Чайковского(фрагмент);
СЛАЙД 15(ВИДЕО(гиперссылка-портрет))«Осень» Г. Свиридова;
-Какое из произведений созвучно стихотворению А. С. Пушкина, его настроению в Михайловском? (ответы обучающихся)
-Характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского наиболее близок настроению стихотворения А. Пушкина.
-«Замечательная «Осенняя песнь», - писал Б. Астафьев, - как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи».
-Рассмотрите картину художника ВИКТОРА ПОПКОВА. СЛАЙД 16
-Итак, перед нами картина Попкова «Осенние дожди». Что мы видим на ней? Художник изобразил Александра Сергеевича Пушкина, задумчиво глядящего вдаль. На картине осень, известный поэт стоит, опершись на колонну. Какие мысли бродят в его голове, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом можно только догадываться …
Выполнение задания: СЛАЙД 17(Заполняем таблицу)
А. Пушкин | П. Чайковский | В. Попков |
Поэт | композитор | художник |
«Унылая пора! Очей очарованье!» | «Осенняя песнь» («Октябрь») | «Осенние дожди» |
Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения | Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения | Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения |
(Слова появляются по щелчку)
III.Исполнение песни про осень
-Какую песню об осени вы помните?
-Какую хотите исполнить?
Исполнение песни
IV.Домашнее задание.Нарисовать рисунок по теме урока.
V.Подведение итогов урока.
- Назовите населённый пункт, в котором мы побывали? (село Михайловское)
- С чьим именем навсегда связано это село? (Александр Сергеевич Пушкин)
- Какому музыкальному произведению созвучно стихотворение А. Пушкина? («Осенняя песнь» («Октябрь»))
- Вспомните имя композитора? (Пётр Чайковский)
- Какое настроение создало у вас это сочинение? (ответы обучающихся)
Искусство А. Пушкина, В. Попкова, П. Чайковского – это родственный взгляд на мир.