Конспект урока музыки в 4 классе "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья."
Конспект урока музыки в 4 классе "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья."
Цель данного урока дать учащимся представление о взаимосвязи музыки, живописи и литературы в передачи образа осени на примере произведений А.С.Пушкина, Г.В. Свиридова, П.И.Чайковского, В. Попкова и вызвать интерес к этой области. На уроке учащиеся побывают в виртуальной экскурсии в селе Михайловском. Здесь Пушкин написал много своих знаменитых произведений. На уроке звучит много стихотворений А.С.Пушкина, учащиеся анализируют произведения.Для слушания использованы произведения Мусоргского, Чайковского и Свиридова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья."»
МОУ «Туровская ООШ», учитель музыки Сударикова С.Н.
Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
предмет: музыка
класс: 4
Дата проведения 14 ноября 2013г.
Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, "Осень", "Пастораль" Г.В.Свиридова, "Осенняя песнь" П.И.Чайковского, "Осенние дожди" В.Попкова и вызвать интерес к этой области.
Задачи:
Воспитательная:Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.
Образовательная:Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. "Осенние дожди" (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.
Развивающая:Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.
Тип урока: вводный.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Используемые технологии: современные компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Материально-техническое обеспечение урока:
Виртуальная экскурсия в «Музей-заповедник" А.С. Пушкина "Михайловское" (pushkin.ellink.ru)
Презентация «Унылая пора! Очей очарованье!»
Мр3 медиа: "Осень", "Пастораль" Г. Свиридова, "Осенняя песнь" П. И. Чайковского. «Шум дождя» музыка для релаксации.
Дополнительное оформление:
Стихи А. С. Пушкина " Унылая пора", "Уж небо осенью дышало"
Эпиграф:
"Приветствую тебя пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
Конспект урока
Вход в класс под музыку «Звенит за партой ласковый звонок…»
Организационный момент:
Музыкальное приветствие. Здравствуйте ребята, рада видеть вас. Здравствуйте, здравствуйте, рады видеть вас.
Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой темы: «День, полный событий». Раздел учебника «День, полный событий» перенесёт нас в пушкинские места Псковского края.
На нашем уроке мы откроем альбом А.С. Пушкина.
Листая первую страницу этого альбома, мы посмотрим на «равнодушную природу» глазами поэта, послушаем музыку, которую он слушал Александр Сергеевич Пушкин во время Михайловской ссылки, вспомним мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи поэта.
Приятного путешествия…
Изучение нового материала:
И мы открываем первый лист под названием «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
(звучит: фортепианная пьеса М.Мусоргский «В деревне» на фоне музыки читаются поэтические строчки)
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Так называл А.С.Пушкин своё родовое имение – село Михайловское.
Итак, мы с вами в Михайловском…
Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой суровой роскошью северной природы. Здесь можно было часами ходить пешком и целые дни проводить верхом на лошади.
Осенью 1824 г. Начинается знаменитый период жизни А. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьей Осиповых, соседей из Тригорского.
Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.
Природа здесь неяркая, неброская.
Но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах.
Больше всех времён года любил поэт осень.
Послушайте какими словами Пушкин изобразил осень.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
О каком времени года идёт речь в этом стихотворении? (осень)
Какая это осень ранняя или поздняя?
-Почему вы так думаете?
-Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грусти, печали)
-Во всех ли строках звучит эта грусть? (нет)
А если мы это стихотворение переложим на музыку, то в каком ладу она будет звучать?
-В мажоре или миноре?
- Да действительно, первая фраза настраивает нас на минорный лад, печально и тихо на душе…И вдруг – «очей очарованье!...» И эта смена лада так и продолжается до конца.
Я не случайно предложила вам прослушать стихи, а не прочитать их – каждая строчка у Александра Пушкина звучит какой-то своей, особой удивительно прекрасной мелодией.
Вполне возможно, одной из мелодий, которые вы сейчас услышите.
Вы должны прослушать эти произведения и ответить на вопрос: Какое из прослушанных произведений созвучно с стихотворением Пушкина?
«Осень» Г. Свиридова;песенная мелодия, волнообразное движение минорный лад, тоскливый и задушевный тембр солирующей скрипки.
«Пастораль» Г. Свиридова - задушевная песенная мелодия, светлый колорит, переменный лад, повторение главной темы и ее отдельных интонаций разными группами симфонического оркестра, контрасты динамики).
Последнее прослушанное произведение называется Пастораль – это жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую жизнь.
Созвучны ли звуки музыки с вашими чувствами? (ответы обучающихся)
Но вот что я заметила во время слушания, по вашим глазам я видела, как вы, переживали вместе с Чайковским и Свиридовым. Такое состояние называется Лирика (это собственные переживания) в музыке, живописи, поэзии.
Но давайте вернёмся к прослушанным произведениям. Какое из прослушанных произведений более созвучно стихотворению А. С. Пушкина, его настроению в Михайловском? (ответы обучающихся)
- Созвучна ли "Осенняя песня" П.И.Чайковского со стихами Пушкина?
- Почему Чайковский назвал ее "Осенней песней"?
- Ну, что скажите, похожи эти произведения?
- Чем? ( Настроение, минор – мажор, один и тот же образ раскрывают).
Характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского наиболее близок настроению стихотворения А. Пушкина.
Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне». («Октябрь»). Эта пьеса входит в цикл фортепианных миниатюр «Времена года».
- Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)
- Стонущие, поникшие, плачущие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.
- Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность - выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, ведь увядание природы часто в сознании людей связывается с увяданием жизни.
«Замечательная «Осенняя песнь», - писал Б. Астафьев, - как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи».
Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: "Деревня - вот мой кабинет!", подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг. Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома.
Образ осени раскрывается не только в музыке, поэзии, но и в живописи.
Рассмотрите картину художника ВИКТОРА ПОПКОВА в учебнике на странице 42.
Итак, перед нами картина Попкова «Осенние дожди». Что мы видим на ней?
-Какое время года изображено?
-Какими красками изображена эта осень? (сочными, ярко-желтыми)
-Можно ли эту осень назвать «золотой»?
-А в каком ладу звучит эта картина? (маж. и мин.)
-Обратите внимание на одежду Пушкина (звучат интонации минора)
Смена мажора и минора несет в себе тревожное предчувствие ухода теплых дней, ярких красок природы
Художник изобразил Александра Сергеевича Пушкина, задумчиво глядящего вдаль. На картине осень, известный поэт стоит, опершись на колонну. Какие мысли бродят в его голове, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом можно только догадываться …
Но картина Попкова «Осенние дожди» очень живо рассказывает о том, что происходит в этот момент, запечатлённый художником. Если присмотреться, то она как будто оживает.
Релаксация (Мелодия дождя) Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему.
(ФИЗМИНУТКА)
- Задумчив и тих осенний лес.
- Представьте, что вы осенние листья(встаньте).
- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)
- Ветер качает вас (наклоны в стороны).
- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)"
Картина Виктора Попкова – это не просто дивная осенняя природа.. Живописное полотно проникнуто лирической интонацией: мягкие линии горизонта, плавный изгиб реки, яркие «золотые пятна» деревьев, одинокая фигура поэта у колонны дома. Элегичность всего строя картины несёт в себе в то же время тревожное предчувствие.
Подведение итогов урока.
Давайте подведем итог урока. Сегодня мы путешествовали по прекрасным местам Псковского края.
- Назовите населённый пункт, в котором мы заочно побывали? (село Михайловское)
- С чьим именем навсегда связано это село? (Александр Сергеевич Пушкин)
Село Михайловское, именно в нём написаны замечательные произведения А. Пушкина: главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и многие другие.
Весь мир восхищается стихами А. Пушкина. Их знает каждый:
- Какое настроение создало у вас это сочинение? (ответы обучающихся)
Искусство А. Пушкина, В. Попкова, П. Чайковского – это родственный взгляд на мир.
Как же сильно и нежно можно любить свою Родину, чтобы создать такие Шедевры!
Познакомившись с первой страницей альбома, мы почувствовали и услышали, увидели родной край сердцем композитора, художника, поэта.
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок по теме урока.
Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали! И я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке и выставить оценки на листочках, которые находятся у вас на партах.
И в заключении хочется сказать, конечно, осень несёт нам печальное, грустное настроение, теплые дни уходят, увядают яркие краски, а я предлагаю нам закончить урок на радостной, позитивной ноте.
Исполняется песня об осени.
Спасибо за урок! До свидания!
Список литературы, интернет- ресурсов
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.Уроки музыки. 1-4 классы/М.,2013
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе /Г.П.Сергеева. - М., 2000
Хачатурян Д.К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка) /Д.К.Хачатурян. - М., 2010
Пушкин А.С. Избранные произведения/ А.С.Пушкин. - М., 2005
pushkin.ellink.ru Виртуальная экскурсия в «Музей-заповедник" А.С. Пушкина "Михайловское".